СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА"
консультация на тему
СОЗДАНИЕ ТРЯПИЧНОЙ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_pedagogov_narodnaya_kukla.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
По мнению В.М. Григорьева – собирателя организатора и «реставратора» народной игры, - современные дети играть стали не меньше, а хуже: «качество игр, стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже в хулиганство; забавы с огнем, взрывами и т. д. Необходимо спасение и возрождение народных игр, - генетического фонда игровой культуры каждого народа». Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования сознания ребенка.
Кукла – Барби, секс символ и воплощенная мечта общества потребления. Эта игрушка формирует в ребенке потребительство, менталитет «быть хорошей американской девочкой» (не заботливой мамой, а супер – девочкой). Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков. Супермены - профессионалы, Бэтмен, Пираты, Завоеватели, Джеки – Потрошители как инструкции для будущих киллеров. Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.
Мы, педагоги, считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.
Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Чтобы поделится опытом с педагогами детского сада, мы решили провести семинар – практикум на тему «Народная тряпичная кукла»
Цель:
Познакомить педагогов с традиционной тряпичной куклой
Задачи:
Дать представления о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.
Научить родителей делать традиционную тряпичную куклу
Вызвать желание применить полученные навыки на практике в работе с детьми.
Оборудование:
Куклы, ласкутки ткани, проектор, слайды к презентации «Тряпичная кукла»
Игрушечные традиции бытовали в каждом уголке России. Любой ребенок имел свою куклу, начиная с кукол-скруток, которые относятся к самым истокам славянской народной культуры.
В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.
Кукол в каждой функциональной группе очень много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".
Зерновушка (слайд № 1)
(еще одно название – Крупеничка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.
Куклу-Кубышку (слайд №2)
с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной-полевой аромат.
Кукол-Капусток (слайд № 3)
мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку – мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.
Кувадка(слайд№4)
(или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.
Коляда –(слайд №5)
славянский праздник зимнего солнцеворота, одноименное божество. В это время (25 декабря) наблюдались самые сильные морозы, по древним повериям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешанных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Столбушка(слайд №6)
Кукла простая в изготовлении. Из названия можно понять способ изготовления ее основы. Материал: или береста, плотно свернутая в трубочку, и скрутка из ткани — плотной или мягкой.Основа-столбик используется при изготовлении самых разных куколок, которых делали и сами малыши, и их старшие братья и сестры.
Но кукол по дому не разбрасывали — их аккуратно хранили в сундуках.
Утешница(слайд №7)
Калужскую игровую куколку размером примерно с ладонь сделать нетрудно.
Почему у куклы такое имя — утешница? С маленьким сорванцом во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.
Родители вместе с детьми изготавливают несколько тряпичных кукол, которые помещаются в мини – музей.
Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы детский сад комбинированного вида № 1117 «Белочка»
Семинар – практикум
для педагогов ГБОУ детского сада № 1117 «Белочка»
Тема: «Народная тряпичная кукла»
Подготовила: Сильченко И.Н.
воспитатель старшей группы
Декабрь 2012г.
г. Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игрушки своими руками(семинар-практикум)
Научить родителей какие игрушки можно сделать из подручного материала...
Методическая разработка: "Семинар-практикум для родителей "Какие игрушки нужны вашему малышу"
Пример семинара-практикума для проведения с родителями детей раннего возраста. Практические задания "Ярмарка" и "Изготовление игрушки" позволят сделать встречу с родителями менее формальной. К материа...
Семинар-практикум "Изготовление театральной игрушки"
Данный материал раскрывает роль театрализованных игр в дошкольном возрасте...
Методическая разработка "Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Игрушки и пособия из бросового материала своими руками"
Сценарий семинара-практикума, презентация, буклет...
Семинар-практикум для родителей «Игрушки своими руками из бросовых материалов»
Семинар-практикум для родителей...
Семинар –практикум для родителей «Игрушки детям разные нужны, для развития детей они важны!»
Семинар –практикум для родителей«Игрушки детям разные нужны,для развития детей они важны!»...