Семинар-практикум для родителей «Игрушки детям разные нужны, для развития детей они важны!»
учебно-методический материал (младшая группа)

Валовик Оксана Юрьевна

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад   №7 «Жар-птица»

Семинар –практикум для родителей

«Игрушки детям разные нужны,

для развития детей они важны!»

2020-2021 учебный год

                                                                       Воспитатель: Валовик О.Ю.

 

«Игрушки детям разные нужны,

для развития детей они важны!»

Актуальность.
Наблюдение за игровой деятельностью детей ДОУ позволяет  сделать вывод о том, что характер и качество ролевых игр стали примитивными.  По своей сути детская  игра  стала невеселой, агрессивной, индивидуалистической.  Большое место занимают игры, являющиеся изобретением современных детей: квазиигры с преобладанием физической агрессии.
Традиционные куклы, куклы-малышки вытеснены современными куклами: Барби,  Монстр Хай, Винкс, куклами – Эльфами, которые  воспитанницы детского сада для игры приносят из дома.  Девочкам не нравится играть куклами-голышками,  которым нужно шить одежду, лечить, кормить, нянчить. Наблюдение показало, что из игры уходит её правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
Современные условия жизни, семья снизили  естественный способ передачи игровых традиций от родителей к детям. Родители не сохранили игрушки, в которые играли в детстве. Только  10% родителей смогли принести  свои игрушки на выставку.
Анкетирование  показало, что 40% родителей  недооценивают игровое общение с детьми, не придают значения содержанию сюжета игры и игрушки выбирают,  следуя моде.
А ведь игра и игровое общение  со взрослым является почти единственным источником силы и энергии для благополучного развития и социализации ребенка.
Специалистов-психологов, педагогов во всем мире беспокоит, что дети, для которых игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть.
По мнению Е.И. Касаткиной, Н.А. Комаровой, Е.О. Смирновой, В.С. Собкина ситуация игровой деятельности детей в условиях образовательных организаций  характеризуется  как кризис игровой культуры, сопровождающийся распадом сюжетно-ролевой игры, стереотипизацией игр в ролевых зонах, снижением игровой инициативы детей, часто сводимой к бессюжетному  манипулированию игрушками. Игровую  деятельность детей в семье считают жестко заданной набором игрушек и игрового оборудования, не всегда отвечающего психолого-педагогической направленности.

Цель: Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка:

помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.

Задачи:

1. Помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек

2. Моделирование поведения родителей в типичных ситуациях, вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.

3. Пробудить интерес родителей к созданию собственных игрушек для детей дошкольного возраста.

Ход занятия

1.      Вступление.

Как вы думаете, уважаемые родители, для чего детям нужны игрушки? Что игрушка значит в жизни ребёнка? Какое истинное предназначение игрушек? (обсуждение) Одна из отличительных черт жизни современного ребёнка – огромное количество игрушек, окружающих его с момента появления на свет. Это делают родители, зачастую не задумываясь о глубине и степени их влияния. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития детской психики. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребёнка, взрослым следует осознанно подходить к её выбору.

Игра – это школа произвольного поведения (Д. Эльконин). Попробуйте заставить ребёнка стоять смирно – он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель будет с успехом достигнута. Например, игра «Море волнуется раз…» Даже самые непослушные дети замирают и стоят на месте.

Игра – это школа морали в действии (А.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребёнку «Что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

Игрушка всегда выполняла кроме прочих, и психотерапевтическую функцию – помогала ребёнку овладеть собственными желаниями, страхами. В какие же игрушки играют наши дети?

 

Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки невиданные и незнакомые самим родителям. Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Я надеюсь, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.

А начнём мы с упражнения: «Какие бывают игрушки?»

1. Упражнение «Какие бывают игрушки?»

Цель: создать творческую рабочую атмосферу в группе, активизация мыслительной деятельности.

Содержание

 По кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, отвечает на вопрос «Какие бывают игрушки?» одним или несколькими словами.                    

2.Виды игрушек. Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.

Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Приложение

Сюжетные, или образные, игрушки.

Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки

Технические игрушки.

Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы.

Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

Спортивные игрушки.

Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Театральные игрушки.

Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.

Музыкальные игрушки.

Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Дидактические игрушки.

Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.

Строительные игрушки.

Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.

Мы рассмотрели виды игрушек и убедились, что у каждой игрушки свое назначение.

Вопрос к родителям.

Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

(Мнение родителей)

Воспитатель:

Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

3. Видеоролик «Игры детей»

Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Какие воспоминания останутся о ней, когда Ваш малыш вырастет и придёт его очередь выбирать игрушки своим детям? Нам, родителям нельзя забывать о том, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. К сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или ориентируемся на цену и не задумываемся: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нём?

 Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать.

7. Проводится практическая часть  «Игрушка своими руками».

Цель: пробудить интерес родителей  к созданию собственных игрушек для детей раннего возраста.

Задание 1-ой команде: Сделать одну игрушку из большого числа частей сломанных игрушек.

Задание 2-ой команде: Сделайте развивающую игрушку из подручных средств.

Набор подручных средств: пластиковые бутылочки различных цветов, кусочки ткани, клеёнки, искусственной кожи, нитки, картон, ножницы, пробки и т.д.

Затем каждая команда проводит презентацию своей игрушки, делает ей рекламу.

 То, что сделано своими руками и руками близких, несёт в себе отпечаток их чувств и эмоций, вдыхает в игрушку часть души.

8. Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

Рассказываю о своих играх в детстве

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Мозговой штурм «Критерии выбора игрушки».

Родителям предлагается вместе с педагогом-психологом выработать критерии выбора игрушек. Все варианты фиксируются на доске, затем в процессе обсуждения определяются наиболее значимые. Примерный перечень критериев:

- соответствие интересам самого ребёнка;

- возможность что-либо с ней делать – разбирать, передвигать, извлекать звуки;

- разнообразие форм активности ребёнка;

- самостоятельность игровых действий;

- эстетический аспект – должна вызывать гуманные чувства.

Вывод:  

Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, и, как правило, бесполезных. Часто покупая игрушки, родители наносят вред умственному развитию своего ребёнка, в частности, воображению. Следует помнить, что всё последующее обучение в школе будет связано: 1) с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями; 2) умением использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, что позволит ребёнку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков (язык, математическая символика).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Кинезиологическая коррекция в речевом и умственном развитии детей"

Кинезиологическая коррекция - это гимнастика для мозга, с помощью которой синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность и т.д....

Семинар-практикум для педагогов "Интерактивный стол в детском саду - инструмент развития детей"

В статье раскрывается значение информационно-коммуникационных, мультимедийных технологий в образовательной деятельности ДОУ. На семинаре-практикуме представлен опыт работы по использованию интерактивн...

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогические условия, методы и приемы речевого развития детей в ДОУ"

АктуальностьДетсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В эт...

Семинар – практикум для воспитателей «Использование техники «Кинусайга» в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

laquo;Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-то новое». Л.С.В...

Семинар –практикум для родителей «Игрушки детям разные нужны, для развития детей они важны!»

Семинар –практикум для родителей«Игрушки детям разные нужны,для развития детей они важны!»...