Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков. «Путешествие в сказочную страну»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Автор: Несмеянова В.И. педагог-психолог МБДОУ г.Иркутска детского сада №43

Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков.

«Путешествие в сказочную страну»

 

Развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

1.           Способствовать снижению напряжения детей (как эмоционального, так и физического), снятию зажимов

2.           Развивать способности понимания и выражения эмоций

3.           Отработать навыки координации совместных действий

Попутная задача: Сплочение детского коллектива.

Материалы: подушечки/стульчики по количеству детей, музыкальные записи (Е.Железнова «Автобус», релаксационная музыка, веселая музыка для подвижной игры), зеркало, игрушка-гномик, бумага, цветные мелки.

Используемые методы: использование арттерапевтических техник (сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия и т.д.), релаксационных техник, элементов телесноориентированной терапии, методов самовнушения и методов, предполагающих совместную деятельность.

В коррекционно-развивающем занятии представлен один из этапов  развития коммуникативной сферы, в частности через ее эмоциональный компонент. Развитие навыков коммуникации в занятии осуществляется через координацию совместных действий, общие переживания, через развитие способностей понимания и выражения эмоций и умения слышать другого.

Занятие разработано для детей 5-7 лет, ранее знакомых, оптимальное число детей в группе – 10 человек, рассчитано на 1 час.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков.

«Путешествие в сказочную страну»

Развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

  1. Способствовать снижению напряжения детей (как эмоционального, так и физического), снятию зажимов
  2. Развивать способности понимания и выражения эмоций
  3. Отработать навыки координации совместных действий

Попутная задача: Сплочение детского коллектива.

Материалы: подушечки/стульчики по количеству детей, музыкальные записи (Е.Железнова «Автобус», релаксационная музыка, веселая музыка для подвижной игры), зеркало, игрушка-гномик, бумага, цветные мелки.

Используемые методы: использование арттерапевтических техник (сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия и т.д.), релаксационных техник, элементов телесноориентированной терапии, методов самовнушения и методов, предполагающих совместную деятельность.

В коррекционно-развивающем занятии представлен один из этапов  развития коммуникативной сферы, в частности через ее эмоциональный компонент. Развитие навыков коммуникации в занятии осуществляется через координацию совместных действий, общие переживания, через развитие способностей понимания и выражения эмоций и умения слышать другого.

Занятие разработано для детей 5-7 лет, ранее знакомых, оптимальное число детей в группе – 10 человек, рассчитано на 1 час.

Ход занятия:

Приветствие.

 - Здравствуйте ребята, рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнитесь соседу справа, соседу слева и всем-всем-всем.. Готовы отправляться в сказочную страну? Тогда собираемся в дорогу. Одеваем кофту, застегиваем пуговички, замочки – «Вжик» (имитация одевания жестами и звуком). Обувь обувать будем? Конечно! Обуваем одну ногу, другую, шнурочки завязываем. Что  еще оденем? (продолжается диалог с детьми и имитация движений). Ой, ребята, опаздываем, бежим на автобус!!!(бег на месте). Уф, успели… Ну вот мы и в автобусе. Ребята, а билеты-то у всех есть? А где? Похлопали себя по карманам, где он лежит (самомассаж, прохлапывание тела)? Звучит музыкальное произведение Сергея и Екатерины Железновой «Автобус» (диск «Музыка с мамой. Лимпопо»), дети подпевают и идут друг за другом змейкой до границы сказочной страны. На границе сказочной страны детей встречает персонаж – гномик (игрушка). Он сообщает, что просто так в сказочную страну не пропустит. Необходимо сказать волшебные слова, состроив рожицу в его волшебное зеркальце, а в этом зеркальце отражаются только хорошие люди. Волшебные слова: «« В зеркале я отражусь,

 прямо в сказке окажусь». Отметить, что все ребята замечательные, хорошие люди, поскольку все отразились в зеркале гномика. Далее гномик предлагает детям отгадать загадку:

У нее все 40 ножек

Ходит часто без дорожек,

Туфельки не одевает,

Обуваться как не знает.

Бегут ножки без дорожки

Это дети… (сороконожка)

Правильно ребята! Ребята, а в нашей сказочной стране нет ничего невозможного! Хотите посмотреть, как живется сороконожкам? Мы сейчас превратимся в 2-х сороконожек. Мальчики будут одной большой сороконожкой мужем, а девочки – сороконожкой женой.  Для волшебного превращения нужно зажмуриться и повернуться вокруг себя. Превратились? Ребята я вам буду читать сейчас стих про сороконожек, а ваша задача показывать движениями и выражением лица то, что происходит с сороконожками. Помним, что сороконожки цельные, они на части когда ходят не разваливаются. Поэтому, все движения стараемся выполнять вместе и одновременно. (Гномик направляет детей по ходу выполнения упражнения, показывает сам движения, если дети затрудняются).

Текст: Кангур Калье (пер. Я. Акима)  (Цель: разминка, развитие эмоциональной сферы, психогимнастика)

Сороконожка

Муж-сороконожка

Собирался в гости,                                            Мальчики:

Но, взглянув в окошко,          (дети змейкой подходят к окошку, глядят в него)

Сморщился от злости:           (дети мимикой показывают как он сморщился)

На дворе закапал дождь...     (можно постучать пальцами по плечам детей,      

А день-то был хороший!        изображая дождик)

Как на улицу пойдешь?           (дети показывают мимикой и жестами как

Напяливай калоши!                  расстроился муж-сороконожка)

Просит: «Выручай, жена,

Знаю, глаз твой зорок.

Где калоши? Здесь одна,

А нужны все сорок!»

Жена-сороконожка                                  Девочки:

В угол заползла                            (дети ползут вместе, изображая как ищут

И тридцать две калоши                калоши, приносят и подают их

Ему приволокла.                            (работа с воображаемым предметом)

Муж одну, другую ножку                         Мальчики:

Обувает понемножку,                       (изображают как он обувается

Отдувается, ворчит,                            показывают недовольство)

По полу ногой стучит.

Лезет под кровать жена:                               Девочки:

«Тридцать пятая нужна!                     (дети ползут вместе, изображая как ищут

И за что мне столько мук?                  калоши, изображают усталость,

На, держи еще пять штук!»                 растерянность)

Муж-сороконожка                                   Мальчики:

И сам уже устал.                                   (показывают усталость, прикладывают

Опять взглянул в окошко -                    ладонь к глазам, смотрят в окошко)

А дождик перестал!

Швырять он стал калоши                            Мальчики:

То в угол, то под стол.                            (Изображают эмоции обиды и злости,

Обиделся на дождик                               показывают как швыряют калоши)

И в гости не пошел.

 Далее гномик предлагает сыграть в игру: сороконожка ловит свой хвост. Дети, сцепившись друг с другом бегают по комнате, ребенок в роли головы сороконожки пытается догнать и поймать ребенка в конце цепочки.

Гномик: Раз, два, три, четыре, пять,

               Превращаю всех в ребят!

Какие замечательные у нас сороконожки получились! Ох, стар я стал… Устал чего-то, давайте-ка приляжем, отдохнем. Релаксация под спокойную музыку.

Поблагодарить гномика за интересную игру и теплую встречу.

- Ребята, а ведь в семье сороконожек наверняка были и дети, которые также как вы ходили в детский садик, правда для насекомых. Но в стихотворении про них ничего не рассказано. Интересно, какие они, что с ними могло произойти? А давайте сами сочиним про них сказку и подарим ее гномику. У нас с вами будет общая сказка, и сочинять ее мы будем по очереди по кругу. Один начинает, второй по моему сигналу продолжает.

Сочинение сказки детьми (Цель: диагностика, объективация детских проблем, развитие умения ориентироваться на другого, согласовывать свои и чужие высказывания, действия, развитие речи и др.познавательных процессов). Обсуждение сказки, соотношение с реальной жизнью детей. Проигрывание сказки или ее отрывка с детьми (Цель: снятие психоэмоционального напряжения, формирование и закрепление ресурса, путей выхода и т.п.). Сделать переход на чувства, ощущения персонажей. Далее детское творчество: рисунок по сказке - что запомнилось, понравилось. Работы детей выкладываются по кругу на полу, дети встают каждый у своего рисунка и произносят текст, сопровождая его соответствующими движениями:

«Мы сейчас ногами топнем – раз, два, три,

А потом руками хлопнем – раз, два, три,

Покачаем головой,

Все что мы сейчас узнали,

Заберем с собой домой!»

Далее выход из сказки. Гномик просит улыбнуться в зеркало и сказать волшебные слова: «В зеркало я улыбнусь, в садике я окажусь» и пропускает детей через сказочную границу.

Выйдя из сказочной страны, психолог говорит: «Нам пришло время прощаться, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Что особенно понравилось (Цель: рефлексия)?» Ритуал прощания: Все берутся за руки и произносят фразу:

«Нам вместе очень хорошо,

скорей б увидеться еще,

все получится у нас,                  Все дети кладут свою ладонь поверх

сегодня, завтра и сейчас!».      ладони другого и на последней фразе

                                                    вскидывают их вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект физкультурно-психологического досуга на сплочение детского коллектива для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Путешествие в сказочную страну»

Конспект совместного досуга с детьми и родителями старшего дошкольного возраста представляет путешествие в удивительную страну интересных заданий и увлекательных игр....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста (нарушение слуха). Тема: «Путешествие в весенний лес»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста (нарушение слуха).Тема: «Путешествие в весенний лес»...

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....