Значение сюжетно-ролевой игры "Школа" для дошкольников.
статья (подготовительная группа) по теме

Курилина Анна Геннадьевна

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь , овладеть необходимым опытом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры "Школа" для дошкольников.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Любая сюжетно-ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят :

1.ВЕЩИ – физическое , естественное или созданное человеком окружении.

2. МЕСТО – арена, на которой происходит действие.

3. АКТЕРСКИЙ СОСТАВ - участвующие люди.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ – нормы и правила ,которые регламентируют действия людей , информация.

5. СМЫСЛ ИДЕЙ, которые требуется удовлетворить.

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь , овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью , умение договариваться (устанавливать правила , распределять роли) , умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику. Мы часто играли «В школу». Воспитатель была учительницей , дети – учениками. У нас появились портфели , звонки , занятия мы стали называть «уроками».

Важно , чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку , но и прочувствована им. Для этого мы использовали :

1.Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс ,в столовую).

2.Рассматривание картины «Школа»

3.Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.

4.Рисование на темы : «Здание школы», "Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку", «Класс».

5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

9. Ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры « в школу», приготовить тряпочки и мел. Изготовление атрибутов к игре (портфели, тетради, книжки-малышки, расписание…)

10. ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы,  презентации, мультфильмы, дидактические игры (на усмотрение и возможности воспитателя)

Чтобы безболезненно перейти к восприятию новой ситуации , ребенку потребуется больший или меньший «островок стабильности» . Поэтому целесообразно не обрушивать на него все школьные новшества сразу , а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни ,а остальные компоненты ситуации пока не затрагиваются. Пусть в начале это будут вещи , учебные принадлежности , школьная форма , которую можно рассматривать на картинках , а затем зайти в школу , посидеть за партой.

Ребенок в щадящем режиме , без временного ограничением  , ознакомиться с видом и назначением вещей , которые в скорее станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах , попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники , которые полезны не только посмотреть и полистать , но и попробовать «понарошку» выполнить какое-либо простенькое задание.

Создание предметно- развивающей среды :

-Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «В школу» : портфелей

-Оформление иллюстративного альбома о школе.

-Оформление альбома загадок , стихов ,пословиц и поговорок о школе , о школьных принадлежностях ,о знаниях ,и книгах  и т.д

-Обшивание кукол- школьниц.

-Изготовление игрушечных парт.

Работа по созданию предметно - развивающей среды проходило совместно с родителями и детьми. Наша задача состояла в том ,что бы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.

Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе не у кого не вызывает сомнений. Оттого , как будет проведена наша работа , будет зависеть ее успешность и результативность. « Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть , став учеником , ребенок продолжает делать сегодня то ,что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавины впечатлений»-так писал В.А.Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями о школе.

Для работы  с родителями мы отобрали очень интересный необходимый материал и старались разнообразить формы работы с родителями:

1. Устный журнал. Там рассматривались вопросы :

- «Ваш ребенок - будущий первоклассник».

- « Знания , умения и навыки ,необходимые будущему первокласснику».

- « 8 Советов родителям будущих первоклассников»

- Выставка на тему : « Это нужно для школы».

2. Издание газеты , которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.

3. Консультации на тему:

-« Как выбрать школу».

-« Что делать , если вашего ребенка не принимают в школу»

-« Немного об игре» и т.д

4. Анкетирование родителей на тему « Как помочь учиться»

5. Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе»,

6. Рекомендации родителям будущих первоклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника.

Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человеч...

«Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психол...

Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевых игр для дошкольников"

Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевых игр для дошкольников"...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Значение сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития.

Игра- наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, эмоций....