"Мой любимый город"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Методическая разработка нацелена на формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств и на приобщение к элементарным общепринятым нормам поведения детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_lyubimyy_gorod.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Семёнова Лариса Валентиновна, воспитатель детского сада высшей категории,
ГБДОУ детский сад №6 Колпинского района СПб
«Мой любимый город»
Тема патриотизма в современной России приобретает особую значимость. Наша страна, её культура стремительно меняются. Старые идеалы теряют своё очертание – детям в сегодняшнем мире стало гораздо сложнее отличить плохое от хорошего. И задача педагога – помочь ему вырасти достойным гражданином своей страны, уважающим её культуру и историю.
У ребёнка в возрасте 5-7 лет уже формируется предприимчивость, инициатива. И эти стремления педагогу необходимо всего лишь направить в нужное русло – поддержать организаторские способности и самостоятельность ребёнка в освоении той культуры, того пространства, которое его окружает.
Но не стоит забывать, что главным авторитетом для ребёнка на данном этапе его развития является всё же не педагог, а семья. А потому необходимо вовлекать в педагогический процесс родителей – именно их поддержка активности ребёнка определит успешность прохождения социально-психологического кризиса данного возраста, и позволит ребёнку без чувства вины проявлять свои творческие способности и самостоятельность в освоении мира.
Комплексная проектная деятельность детей и родителей.
Работа с детьми | Работа с родителями |
Диагностика | анкетирование |
Реализация проектов | |
Беседы | круглый стол |
сюжетные игры | мастер-класс |
целевые прогулки | экскурсии с детьми |
дидактические игры | тематическая библиотека |
чтение художественной литературы | индивидуальные консультации |
обыгрывание проблемных ситуаций | информационный стенд |
экскурсии по достопримечательностям | обмен опытом |
тематическое художественное творчество | |
Совместная деятельность детей и родителей |
Тематика осуществляемых мероприятий с детьми и родителями логично взаимосвязана.
Цели:
- Информационная: донесение до участников проекта знаний об истории, жизни родного города и нормах безопасного поведения.
- Воспитательная: воспитание у участников патриотических чувств, толерантности через изучение исторических событий, а также чувства самосохранения.
- Формирующая: формирование качеств, необходимых для успешного обучения в школе и социальной адаптации и безопасной жизнедеятельности.
Задачи проекта
Образовательные:
- Становление общекультурной образованности юных горожан.
- Обучение ориентированию в среде и безопасному взаимодействию с окружающим миром.
- Приобщение детей к духовно-нравственным традициям родного края.
- Информирование ближайшего окружения ребёнка (семьи) об особенностях городской среды в условиях её сегодняшней нестабильности.
Развивающие:
- Формирование бережного отношения и уважения к себе и окружающим.
- Развитие познавательного интереса к истории и традициям родного края
- Развитие антиципации, как свойства психики ребёнка.
Воспитательные:
- Нравственное воспитание дошкольников, развитие доброго, заботливого отношения к себе, людям, своему городу и стране.
- Формирование гражданской позиции.
Весь материал подобран и представлен в виде трёх блоков:
- «Мой район Колпино»,
- «Мой город Санкт-Петербург»,
- «Безопасность дома и на улице»
и четырёх направлений развития ребёнка:
- Социально-личностное направление (постепенное включение ребёнка в сложную структуру общества, городской среды).
- Познавательно-речевое направление (активизация познавательной активности, необходимой для дальнейшего обучения в школе и взрослой жизни; формирование почвы для дальнейшего саморазвития; развитие диалогической речи для общения с другими людьми)
- Художественно-творческое направление (развитие гибкости мышления, помощь в адаптации, поиске способов успешного поведения).
- Физическое развитие (формирование основ культуры здоровья)
- Также параллельно ведётся работа с родителями, включение семьи в совместную работу с ребёнком, так как воспитание патриотических чувств у дошкольника невозможно без тесного взаимодействия с семьёй. Роль положительного примера со стороны взрослых и контакта с родителями крайне велика для ребёнка в этом возрасте.
Комплексно-тематический план занятий
по программе «На пороге большого мира»
Период | Блок | Тема | Содержание |
1-2 недели ноября | Колпино | Мой город Колпино | Познакомить с символикой нашего города (герб). Выявить знания детей о своей малой родине. Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать представления детей о месте своего проживания. Углублять и расширять знания детей о Колпино – своём родном городе. |
3-4 недели ноября | Ижорский завод | Познакомить детей с градообразующим предприятием, историей его возникновения и развития. Дать представления о людях, работающих на заводе, их профессиях. Расширять познавательный интерес. Познакомить с историей Ижорских заводов во время Великой Отечественной войны. Воспитывать чувство гордости в духе патриотизма и любви к Родине. Формировать стремление ребёнка быть сильным, смелым, хорошо учиться для приобретения будущей профессии. | |
1-2 недели декабря | Улицы Колпино | Дать представления об улицах, проспектах и бульварах Колпино. Закрепить знания о своём домашнем адресе. Выяснить адрес детского сада. Закрепить знания о расположении своего дома относительно детского сада. Знакомить с героями, в честь которых названы улицы Колпино. Поддерживать интерес к изучению топонимики города. | |
3-4 недели декабря | Памятники Колпино | Знакомить детей с памятниками нашего города. Воспитывать интерес к истории родного края. Прививать любовь и бережное отношение к культурным ценностям нашего города. Рассказать о предыстории и истории возникновения памятников, о работе скульпторов. | |
2-3 недели января | Мосты Колпино | Познакомить с названиями мостов города, с песней Э. Хиля «Течёт река Ижора». Уточнить представления детей о количестве мостов в Колпино и их значении для жителей города. Развивать творчество и воображение через художественно-продуктивную деятельность. Воспитывать интерес к архитектуре Колпино. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде (не оставлять мусор на берегу реки, не бросать мусор в реку). | |
4 неделя января 1 неделя февраля | Музеи Колпино | Знакомство с музеями Колпино. Посещение музея Ижорских заводов, музея Танковой бригады. Знакомить с героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма и гордости за родной город. Через художественно-продуктивную деятельность развивать творческие способности детей. Закреплять правила поведения в музеях и других общественных местах. | |
2-3 недели февраля | Знаменитые люди Колпино | Расширить знания детей о героях-колпинцах. Познакомить со знаменитыми героями-колпинцами. Воспитывать будущих колпинцев через творческие конкурсы, воспитывать уважительное и заботливое отношение друг к другу. | |
4 неделя февраля | Мониторинг | Подведение итогов. Игра «Поле чудес» на основе пройденного материала. | |
1-2 недели марта | Санкт- Петербург | Колпино, как часть большого города | Дать детям представление о Колпино, как о части города Санкт-Петербурга. Формировать познавательный интерес к изучению Петербурга, знакомить детей с историей возникновения города и необходимостью строительства Петропавловской крепости. Воспитывать уважение к своему родному городу и его истории. |
3-4 недели марта 1 неделя апреля | Блистательный Петербург | Знакомство с архитектурой, музеями и памятниками Санкт-Петербурга. Познакомить с главной улицей, площадью и рекой города; с разнообразием и огромным количеством мостов в городе. Дать понятие «разводные мосты». Развивать творческие способности детей, детскую фантазию через художественно-продуктивную деятельность, знакомить с художественными произведениями о родном городе. Воспитывать чувство прекрасного. | |
2-4 недели апреля | Город-герой | Знакомить детей с героическими подвигами нашего города в дни блокады. Расширять знания детей о героях-петербуржцах во время Великой отечественной войны. Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к своему отечеству. Познакомить с памятниками блокадного Ленинграда. Рассказать детям о воинских наградах дедушек и бабушек. Воспитывать уважение к разным национальностям. | |
1-3 недели мая | День рождения Петербурга | Дать детям представление о дате рождения нашего города, истории и легендах с ним связанных. Расширять представления о гербе, флаге и гимне города. Познакомить с песнями и стихами, посвящёнными любимому городу. Познакомить с обычаями и традициями празднования дня рождения города, поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране и воспитывать чувство гордости за её достижения. Воспитывать у детей чувство прекрасного через музыкальное творчество. | |
4 неделя мая | Мониторинг | Подведение итогов. Викторина «Знатоки родного города» по пройденному материалу. |
1-2 недели сентября | Безопасность дома и на улице | Безопасная улица | Напомнить детям после летних каникул правила дорожного движения, отработать их на практике (смоделировать и обыграть опасные ситуации, подстерегающие ребёнка на дороге). Провести экскурсию к пешеходному переходу. Закреплять знания детей о знаках дорожного движения, поведении пешехода на дороге, поведении пассажира в общественном и личном транспорте. |
3-4 недели сентября | Опасность сверху – опасность снизу | Знакомить детей с опасностями, подстерегающими их на улице. Рассказывать о том, чем опасно нахождение в непосредственной близости к домам, люкам, открытым трубам (данная тема особенно актуальна в связи с массовыми ремонтными работами теплотрасс, ведущимися в нашем городе). Смоделировать и обыграть различные ситуации, в которых необходимо применить полученные знания. Отразить в художественно-продуктивной деятельности данные ситуации. | |
1-2 недели октября | Любезный незнакомец | Уточнять знания детей о том, что не все взрослые одинаково доброжелательны к ребёнку. Смоделировать ситуации, в которых незнакомый взрослый пытается вступить в контакт с ребёнком. Отработать реакцию ребёнка на различные пути развития таких ситуаций. Отработать схему безопасного поведения ребёнка, если он потерялся. | |
3-4 недели октября | Осторожно, злая собака | Знакомить детей с повадками домашних животных, воспитывать к ним бережное и заботливое отношение, приучать к ответственности за судьбу домашнего питомца. Разъяснять детям, что не все животные дружелюбны к ребёнку. Рассказать, как нужно вести себя с бездомными животными, чтобы не подвергнуть опасности свои жизнь и здоровье. | |
1-2 недели ноября | Опасные предметы | Расширять представление детей о бытовой технике и её безопасном использовании. Разъяснять, какие предметы в доме могут представлять опасность. Моделировать и проигрывать сценарии поведения ребёнка в различных ситуациях (загорелся телевизор, потерялась иголка, разбился градусник и т.д.) | |
3-4 недели ноября | Мой дом – моя крепость | Рассказывать детям, как вести себя в отсутствие родителей дома, если в дверь или по телефону звонит незнакомый взрослый. Моделировать и провести беседу на тему безопасного поведения в подобных ситуациях. Создать книжку рассказов детей о том, как ведут себя дети, когда родителей нет дома («Волк и семеро козлят на новый лад»). | |
1-2 недели декабря | Вызов экстренных служб | Познакомить детей с работой экстренных служб, выучить с ними номера телефонов первой необходимости. Обыграть вызов различных срочных служб. Провести экскурсию в пожарную часть и к станции скорой помощи. Провести беседу с родителем-реаниматологом | |
3 неделя декабря | Мониторинг | Подведение итогов. Создание книжки-самоделки с рассказами и иллюстрациями детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»
Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...
Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ
Интерактивное музыкальное занятие с использованием мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие даёт возможность способствов...
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста
Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...
Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"
В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....
Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы
Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...
Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)
Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...