Проект
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект по нравственному - патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина?»
в подготовительной к школе группе
Автор: Блюмгарт Анна Петровна
(Картинка с красной площадью.)
Кремлевские звезды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!
С.Михалков
Актуальность темы:
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Цель проекта:
Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи:
Образовательные – знакомить детей с родным городом, его историей, символикой, достопримечательностями, знакомить с культурой и традициями; закреплять понятие о «семье», умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; знакомство с народным фольклором, народными подвижными играми, народными промыслами; формировать знания об армии, об особенностях военной службы.
Развивающие – развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Воспитательные – воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким; воспитывать бережное отношение к природе; пробуждать интерес к сказкам, народным играм.
Тематическое планирование на 6 месяцев:
Сентябрь – «Мой дом – моя семья»
Октябрь – «Мой родной город»
Ноябрь – «Столица нашей Родины – Москва»
Декабрь – «Знакомим с русской народной культурой»
Январь – «Земля наш общий дом»
Февраль – «Защитники Отечества»
Предварительная работа с детьми и их родителями:
1. Презентация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (Приложение 1)
2. Презентация для детей на тему: «Что такое патриотизм?» (Приложение 2)
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе:
Сентябрь
Мой дом –моя семья
Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить понятие семья.
1. Беседа с детьми о членах семьи: мама, папа, бабушка и др.
2. Беседа с детьми о мамах: как зовут, что делает и т.д.
3. Беседа с родителями о том, что дети должны иметь в семье постоянные обязанности.
4. Беседа с родителями о том, какие конкретно обязанности есть у их ребенка в семье.
октябрь
Мой родной город
Расширять знания детей об истории нашего города, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.
1. Целевая прогулка по близлежащим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы свое название, много домов, у домов свои номера.
2. Занятие «Мой родной город».
3. Беседа о домашних адресах
4. Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
Ноябрь
Столица нашей Родины – Москва
Воспитывать любовь к столице нашей Родины – Москве, желание видеть его красивым, экологически чистым, знакомить с памятниками русской культуры.
1. Занятие «Наша столица – Москва»
2. Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Москвы.
3. Рассматривание станций московского метрополитена.
4. Рассматривание фотографий памятника «Неизвестному солдату или памятника героям, павшим, защищая родину».
декабрь
Знакомим с русской народной культурой
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать стремление подражать народным мастерам, вызвать интерес к жизни на Руси, знакомство с народными праздниками.
1. Рассматривание матрешек. Оформление выставки матрешек.
2. Рассказать о народных играх.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, рассматривание русских национальных костюмов.
4. Послушать в грамзаписи русские народные песни.
январь
Земля наш общий дом
Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии; воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего; знакомить с традиционными символами на картах, частями света.
1. Беседа о России, о талантливости русского народа.
2. Рассматривание иллюстраций, открыток, книг с изображением русских национальных костюмов.
3. Внести в книжный уголок иллюстрации красивых зданий разных городов России. Внимательно рассмотреть их с детьми.
4. Познакомиться с географической картой, учить «читать» ее, дать знания о богатствах России.
февраль
Защитники Отечества
Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
1. Имена героев в названии улиц нашего района.
2. Города – герои.
3. «Есть такая профессия – Родину защищать»
4. Составление творческого рассказа на тему: «О Российской Армии»
Также запланировано включить в работу Художественное творчество:
- Москва деревянная (рисование)
- Москва белокаменная (рисование)
- крынка (лепка)
- роспись рушника (рисование)
- русские поверья (рисование)
- «Карусель» (лепка по сюжетным небылицам)
- Русские богатыри (рисование)
- Храм Василия Блаженного (аппликация)
- творческие композиции: золотая Хохлома, голубая Гжель (глина), Жестово (рисование)
- Мой родной дом (рисунок)
- модели планет (лепка)
- разные расы (рисование)
- летят самолеты (лепка)
- ракета (аппликация)
- корабль (аппликация)
- улицы города (аппликация)
- лодка (лепка)
- салют над городом (рисование)
- мы за мир (рисование)
- наша Армия родная (аппликация)
Социализация:
- дидактическая игра «Автомобили»
- дидактическая игра «Куда едут машины»
- дидактическая игра «Кому, что подойдет»
- дидактическая игра «Где, что найдешь»
- дидактическая игра «Сложи картинку»
- дидактическая игра «Лото»
- дидактическая игра «Как настоящие строители»
- дидактическая игра «Чей домик?»
- дидактическая игра «Башня»
- дидактическая игра «Найди пару»
- дидактическая игра «Отвечай быстро»
- дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»
- дидактическая игра «На воде, на земле, в воздухе»
- дидактическая игра «Где ты живешь?»
- дидактическая игра «На чем я путешествую?»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на теплоходе»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на поезде»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие в музей»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на границу»
- сюжетно – ролевая игра «Праздник на нашей улице»
Также используются народные подвижные игры.
Художественная литература:
- «Лучше нет родного края» П.Воронько
- «Где всего прекрасней на Земле» Д.Павлычко
- «Поезжай за моря – океаны…»М.Исаковский
- «День рождения страны (отрывки)» Я.Аким
- «Давайте дружить» И.Мазнин
- «Каравай» Я.Дягутите
- «Незнакомые друзья» Г.Граубин
- «Кем быть?» В.Маяковский
- «А что у вас?» С. Михалков
- «Про счастье» В. Данько
- «Русская матрешка» Т.Шпикалова
- «О народной вышивке» Л.Токмаков
- «Первый в космосе» В.Бороздин
- «Шаги над планетой» А.Леонов
- «Февраль» С.Маршак
- «Дозор» З.Александрова
- «Шинель» Е.Благинина
- «На заставе» А.Барто
- «Мой брат уехал на границу» О.Высотская
- «Твои защитники» Л.Кассиль
- «Волга» З.Александрова
Также используются «Родные сказки» Т.Шорыгина
Итоговое занятие «С чего начинается Родина?»
Программное содержание: воспитывать у детей любовь к своей, родному городу, народному творчеству, формирование патриотических чувств; закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.
ХОД НОД
Дети, стоят вокруг воспитателя. Звучит песня М.Матусовского «С чего начинается Родина?»
(Картинка с просторами России)
Воспитатель. Дети, знакома ли вам эта песня? Слышали вы ее раньше? (Ответы детей)
Сегодня мы поведем разговор о нашей стране. Как она называется?
Воспитатель показывает Россию на карте.
Мы с вами живем в России, мы Россияне. Россия – большая страна, и ее населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. Мы с вами на каком языке говорим? (На русском)
Далее воспитатель спрашивает, как дети понимают словосочетание «родная страна».
Поясняет, почему родная – здесь жили и родились наши прабабушки и прадедушки, наши родители.
В нашей стране много рек, озер, морей! Ребята, а какие реки знаете вы? Подумайте, о чем эта загадка:
«Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит».
-Молодцы! А какая река протекает в нашем городе? (Волга)
Мы уже много раз с вами беседовали о Волге. Послушайте, как в русской народной сказке в обработке С.Я.Маршака говорится о начале Волги:
«Меж болот из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку.
Пред нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной!»
Воспитатель. Почему в народе так называют Волгу – матушкой, кормилицей?
А еще называют Волгу рекой – красавицей. Почему? (Ответы детей )
А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Через ручеек».
На земле чертится ручеек – две линии на расстоянии 20 – 25см. Детям предлагают перепрыгнуть с места через ручеек, отталкиваясь сразу двумя ногами. При этом можно напомнить, что ручеек глубокий, надо быть внимательным и не «промочить ноги». Постепенно расстояние между линиями увеличивается до 35 -40 см.
После многократных повторений этого упражнения можно начертить несколько ручейков, один шире другого. В этом случае дети перепрыгивают сначала через узкий, затем через более широкий и через самый широкий. Если кто из детей не перепрыгнул через первый или второй ручеек, он должен перепрыгнуть его еще раз и только подходить к следующему.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть главный город – столица; как называется столица России?
Дети. Москва.
Воспитатель. Москва старинный и древний город. Много лет назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Затем стали селиться люди, образовалось много маленьких сел. Князь Долгорукий решил объединить эти села – ведь вместе было легче ловить рыбу, охотиться на зверей, защищаться от врагов. Так появилась Москва. Москва – необыкновенно красивый город. Недаром народ сложил поговорки и пословицы о Москве. Дети вспоминают пословицы и поговорки о Москве.
Затем воспитатель рассказывает, что у каждой страны есть свои символы: герб, флаг, гимн.
Рассматривает их с детьми, слушает гимн.
Воспитатель. Где можно видеть флаг и герб? (Ответы детей) Теперь я предлагаю вам поиграть в Дидактическую игру «Собери пазл» (Разрезные картинки в виде герба и флага»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Игровое задание: складывать картинки из частей.
Правила игры: выигрывает тот, кто раньше других сложил свою картинку.
Оборудование: целые картинки с изображением герба и флага, те же картинки, только разрезанные на восемь равных частей.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием.
Воспитатель. А теперь мы проведем викторину. Я буду задавать вам вопросы, а за правильный ответ вы будете получать фишку. Кто больше всех получит фишек, тот и будет победителем.
1. Как называется город, в котором ты живешь?
2. Как называется улица, на которой ты живешь?
3. Скажите мне название улицы, на которой находится наш детский сад?
4. Назовите номер своего дома.
5. Сколько этажей в вашем доме?
6. Как зовут ваших родителей?
7. Как зовут жителей нашего города?
8. Как называется транспорт , на котором вы едите в детский сад?
Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь давайте подведем итоги. Подсчитаем фишки. Чевствование победителей: круг почета. Награждение всех детей магнитами с изображением нашего города.
Воспитатель. Также на Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Давайте вспомним народное творчество: нашу знакомую и близкую для нас игрушку – матрешку. Загадаю, дети, вам загадку, а вы ее отгадайте: «Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем». Конечно, это всем нам знакомая матрешка.
(Картинка с матрешками)
Послушайте, дети. Какие добрые и теплые стихи складывают люди о матрешках.
«Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем».
«Шла по ягодку Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
«И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки, класть?»
«Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках».
«Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Всех Матрешками зовут».
«Шли матрешки по дорожке
Было их немножко,
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка».
«Сладким чаем угощаем
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем».
«Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочке».
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка».
А.Алехин
Воспитатель.
- Русская матрешка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.
Затем воспитатель предлагает взять матрешек и рассмотреть их.
- А теперь, ребята, попробуйте нарисовать и расписать понравившуюся вам матрешку, но перед этим проведем пальчиковую игру «Матрешки» и разомнем наши пальчики.
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Дети самостоятельно рисуют.
В конце занятия все работы выставляются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...