Проект
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект по нравственному - патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина?»
в подготовительной к школе группе
Автор: Блюмгарт Анна Петровна
(Картинка с красной площадью.)
Кремлевские звезды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины нет!
С.Михалков
Актуальность темы:
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Цель проекта:
Пробудить в ребенке любовь к родной земле, чувство любви к Родине, родному краю; заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи:
Образовательные – знакомить детей с родным городом, его историей, символикой, достопримечательностями, знакомить с культурой и традициями; закреплять понятие о «семье», умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; знакомство с народным фольклором, народными подвижными играми, народными промыслами; формировать знания об армии, об особенностях военной службы.
Развивающие – развивать игровые, познавательные, сенсорные, музыкальные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.
Воспитательные – воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким; воспитывать бережное отношение к природе; пробуждать интерес к сказкам, народным играм.
Тематическое планирование на 6 месяцев:
Сентябрь – «Мой дом – моя семья»
Октябрь – «Мой родной город»
Ноябрь – «Столица нашей Родины – Москва»
Декабрь – «Знакомим с русской народной культурой»
Январь – «Земля наш общий дом»
Февраль – «Защитники Отечества»
Предварительная работа с детьми и их родителями:
1. Презентация для родителей на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» (Приложение 1)
2. Презентация для детей на тему: «Что такое патриотизм?» (Приложение 2)
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе:
Сентябрь
Мой дом –моя семья
Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить понятие семья.
1. Беседа с детьми о членах семьи: мама, папа, бабушка и др.
2. Беседа с детьми о мамах: как зовут, что делает и т.д.
3. Беседа с родителями о том, что дети должны иметь в семье постоянные обязанности.
4. Беседа с родителями о том, какие конкретно обязанности есть у их ребенка в семье.
октябрь
Мой родной город
Расширять знания детей об истории нашего города, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.
1. Целевая прогулка по близлежащим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы свое название, много домов, у домов свои номера.
2. Занятие «Мой родной город».
3. Беседа о домашних адресах
4. Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
Ноябрь
Столица нашей Родины – Москва
Воспитывать любовь к столице нашей Родины – Москве, желание видеть его красивым, экологически чистым, знакомить с памятниками русской культуры.
1. Занятие «Наша столица – Москва»
2. Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Москвы.
3. Рассматривание станций московского метрополитена.
4. Рассматривание фотографий памятника «Неизвестному солдату или памятника героям, павшим, защищая родину».
декабрь
Знакомим с русской народной культурой
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать стремление подражать народным мастерам, вызвать интерес к жизни на Руси, знакомство с народными праздниками.
1. Рассматривание матрешек. Оформление выставки матрешек.
2. Рассказать о народных играх.
3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, рассматривание русских национальных костюмов.
4. Послушать в грамзаписи русские народные песни.
январь
Земля наш общий дом
Формировать самосознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии; воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего; знакомить с традиционными символами на картах, частями света.
1. Беседа о России, о талантливости русского народа.
2. Рассматривание иллюстраций, открыток, книг с изображением русских национальных костюмов.
3. Внести в книжный уголок иллюстрации красивых зданий разных городов России. Внимательно рассмотреть их с детьми.
4. Познакомиться с географической картой, учить «читать» ее, дать знания о богатствах России.
февраль
Защитники Отечества
Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
1. Имена героев в названии улиц нашего района.
2. Города – герои.
3. «Есть такая профессия – Родину защищать»
4. Составление творческого рассказа на тему: «О Российской Армии»
Также запланировано включить в работу Художественное творчество:
- Москва деревянная (рисование)
- Москва белокаменная (рисование)
- крынка (лепка)
- роспись рушника (рисование)
- русские поверья (рисование)
- «Карусель» (лепка по сюжетным небылицам)
- Русские богатыри (рисование)
- Храм Василия Блаженного (аппликация)
- творческие композиции: золотая Хохлома, голубая Гжель (глина), Жестово (рисование)
- Мой родной дом (рисунок)
- модели планет (лепка)
- разные расы (рисование)
- летят самолеты (лепка)
- ракета (аппликация)
- корабль (аппликация)
- улицы города (аппликация)
- лодка (лепка)
- салют над городом (рисование)
- мы за мир (рисование)
- наша Армия родная (аппликация)
Социализация:
- дидактическая игра «Автомобили»
- дидактическая игра «Куда едут машины»
- дидактическая игра «Кому, что подойдет»
- дидактическая игра «Где, что найдешь»
- дидактическая игра «Сложи картинку»
- дидактическая игра «Лото»
- дидактическая игра «Как настоящие строители»
- дидактическая игра «Чей домик?»
- дидактическая игра «Башня»
- дидактическая игра «Найди пару»
- дидактическая игра «Отвечай быстро»
- дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»
- дидактическая игра «На воде, на земле, в воздухе»
- дидактическая игра «Где ты живешь?»
- дидактическая игра «На чем я путешествую?»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на теплоходе»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на поезде»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие в музей»
- сюжетно – ролевая игра «Путешествие на границу»
- сюжетно – ролевая игра «Праздник на нашей улице»
Также используются народные подвижные игры.
Художественная литература:
- «Лучше нет родного края» П.Воронько
- «Где всего прекрасней на Земле» Д.Павлычко
- «Поезжай за моря – океаны…»М.Исаковский
- «День рождения страны (отрывки)» Я.Аким
- «Давайте дружить» И.Мазнин
- «Каравай» Я.Дягутите
- «Незнакомые друзья» Г.Граубин
- «Кем быть?» В.Маяковский
- «А что у вас?» С. Михалков
- «Про счастье» В. Данько
- «Русская матрешка» Т.Шпикалова
- «О народной вышивке» Л.Токмаков
- «Первый в космосе» В.Бороздин
- «Шаги над планетой» А.Леонов
- «Февраль» С.Маршак
- «Дозор» З.Александрова
- «Шинель» Е.Благинина
- «На заставе» А.Барто
- «Мой брат уехал на границу» О.Высотская
- «Твои защитники» Л.Кассиль
- «Волга» З.Александрова
Также используются «Родные сказки» Т.Шорыгина
Итоговое занятие «С чего начинается Родина?»
Программное содержание: воспитывать у детей любовь к своей, родному городу, народному творчеству, формирование патриотических чувств; закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране.
ХОД НОД
Дети, стоят вокруг воспитателя. Звучит песня М.Матусовского «С чего начинается Родина?»
(Картинка с просторами России)
Воспитатель. Дети, знакома ли вам эта песня? Слышали вы ее раньше? (Ответы детей)
Сегодня мы поведем разговор о нашей стране. Как она называется?
Воспитатель показывает Россию на карте.
Мы с вами живем в России, мы Россияне. Россия – большая страна, и ее населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. Мы с вами на каком языке говорим? (На русском)
Далее воспитатель спрашивает, как дети понимают словосочетание «родная страна».
Поясняет, почему родная – здесь жили и родились наши прабабушки и прадедушки, наши родители.
В нашей стране много рек, озер, морей! Ребята, а какие реки знаете вы? Подумайте, о чем эта загадка:
«Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит».
-Молодцы! А какая река протекает в нашем городе? (Волга)
Мы уже много раз с вами беседовали о Волге. Послушайте, как в русской народной сказке в обработке С.Я.Маршака говорится о начале Волги:
«Меж болот из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку.
Пред нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной!»
Воспитатель. Почему в народе так называют Волгу – матушкой, кормилицей?
А еще называют Волгу рекой – красавицей. Почему? (Ответы детей )
А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Через ручеек».
На земле чертится ручеек – две линии на расстоянии 20 – 25см. Детям предлагают перепрыгнуть с места через ручеек, отталкиваясь сразу двумя ногами. При этом можно напомнить, что ручеек глубокий, надо быть внимательным и не «промочить ноги». Постепенно расстояние между линиями увеличивается до 35 -40 см.
После многократных повторений этого упражнения можно начертить несколько ручейков, один шире другого. В этом случае дети перепрыгивают сначала через узкий, затем через более широкий и через самый широкий. Если кто из детей не перепрыгнул через первый или второй ручеек, он должен перепрыгнуть его еще раз и только подходить к следующему.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть главный город – столица; как называется столица России?
Дети. Москва.
Воспитатель. Москва старинный и древний город. Много лет назад на месте Москвы были большие леса, где водились звери; реки, в которых было много рыбы. Затем стали селиться люди, образовалось много маленьких сел. Князь Долгорукий решил объединить эти села – ведь вместе было легче ловить рыбу, охотиться на зверей, защищаться от врагов. Так появилась Москва. Москва – необыкновенно красивый город. Недаром народ сложил поговорки и пословицы о Москве. Дети вспоминают пословицы и поговорки о Москве.
Затем воспитатель рассказывает, что у каждой страны есть свои символы: герб, флаг, гимн.
Рассматривает их с детьми, слушает гимн.
Воспитатель. Где можно видеть флаг и герб? (Ответы детей) Теперь я предлагаю вам поиграть в Дидактическую игру «Собери пазл» (Разрезные картинки в виде герба и флага»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Игровое задание: складывать картинки из частей.
Правила игры: выигрывает тот, кто раньше других сложил свою картинку.
Оборудование: целые картинки с изображением герба и флага, те же картинки, только разрезанные на восемь равных частей.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием.
Воспитатель. А теперь мы проведем викторину. Я буду задавать вам вопросы, а за правильный ответ вы будете получать фишку. Кто больше всех получит фишек, тот и будет победителем.
1. Как называется город, в котором ты живешь?
2. Как называется улица, на которой ты живешь?
3. Скажите мне название улицы, на которой находится наш детский сад?
4. Назовите номер своего дома.
5. Сколько этажей в вашем доме?
6. Как зовут ваших родителей?
7. Как зовут жителей нашего города?
8. Как называется транспорт , на котором вы едите в детский сад?
Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь давайте подведем итоги. Подсчитаем фишки. Чевствование победителей: круг почета. Награждение всех детей магнитами с изображением нашего города.
Воспитатель. Также на Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Давайте вспомним народное творчество: нашу знакомую и близкую для нас игрушку – матрешку. Загадаю, дети, вам загадку, а вы ее отгадайте: «Кого мы сначала пополам ломаем, а потом играем». Конечно, это всем нам знакомая матрешка.
(Картинка с матрешками)
Послушайте, дети. Какие добрые и теплые стихи складывают люди о матрешках.
«Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем».
«Шла по ягодку Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
«И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки, класть?»
«Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках».
«Восемь кукол деревянных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут –
Всех Матрешками зовут».
«Шли матрешки по дорожке
Было их немножко,
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка».
«Сладким чаем угощаем
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем».
«Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрешки вышли в юбочке».
Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка».
А.Алехин
Воспитатель.
- Русская матрешка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты.
Затем воспитатель предлагает взять матрешек и рассмотреть их.
- А теперь, ребята, попробуйте нарисовать и расписать понравившуюся вам матрешку, но перед этим проведем пальчиковую игру «Матрешки» и разомнем наши пальчики.
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней - еще немножко,
Ну а в ней - матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
Дети самостоятельно рисуют.
В конце занятия все работы выставляются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...