сказкотерапия для детей
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Метод сказкотерапии в снижении тревожности
детей дошкольного возраста.
Сказка учит жить. А иначе зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказками да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, ее педагогические, психологические возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбу, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут применить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами. Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что «плохо».
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.
В программе по сказкотерапии развитие личности осуществляется по следующим направлениям:
- Активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
- Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной точки зрения – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
- Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма.
- Эмоциональности: от эмоционального заражения образами сказки – через адекватное эмоциональное отреагирование собственно негативного опыта в действии, ритме и слове – к деценрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
-Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев и проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
- Связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамику музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познание и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествует о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности.
Ребенок, услышав и представив образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-172421-1357299799.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Что такое СКАЗКОТЕРАПИЯ. И для чего она нам нужна....
Сказкотерапия для детей старшего дошкольного возраста
Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет ...
Консультация для родителей:"Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста."
Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолог...
Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки
Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/28/picture-570649-1709143208.jpg)
Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.
Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/01/picture-1476137-1685604216.jpg)
Сказкотерапия. Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы психики малышей.
Сказкотерапия.Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с дошкольниками и родители, и воспитатели. Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в ле...