Сказкотерапия.Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.
консультация (средняя группа)

Ежова Анастасия Николаевна

Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Если ваш ребенок не хочет ходить в детский сад, чего-то сильно боится, плохо спит, излишне замкнут или проявляет агрессию, ему может помочь сказкотерапия. Что такое сказкотерапия для детей и какие ее методы можно использовать, чтобы помочь ребенку справиться с проблемами.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это одно из эффективных направлений психологии. Сказки в качестве терапии приобрели популярность потому, что помогают общаться взрослым и детям на одном языке. С помощью поучительных историй взрослому легче объяснить сложные вещи ребенку, сблизиться с ним и помочь решить проблему.

Терапия основана на воспитании ребенка через пример героев, где он сам учится разбирать, анализировать и искать выход из ситуаций, которые с ним происходят. Например, сказка может помочь понять, что каждый человек ошибается и это нормально, научить признавать свою неправоту, дружить, помогать друзьям в беде и т.п.

Почему с детьми лучше работают сказки

Дети дошкольного и младшего школьного возраста живут в мире сказок. В этот период у них преобладает наглядно-образное мышление и им проще ориентироваться, проживать эмоции и учиться в выдуманном мире.

Ребенок может снова и снова слушать любимую сказку и воспринимать достижения героев, как свои собственные, т. е. перекладывать опыт персонажа на себя. Например, пройдя через череду препятствий в сказочной истории, стать сильнее, выносливее, мудрее, перестать бояться.

А еще занятия, построенные через сюжеты любимых сказок, не перегружают мозг детей и запоминаются надолго, работая в долгосрочной перспективе.

Функции сказок

В детской терапии и педагогике сказки используются, чтобы:

  • помочь ребенку побороть различные страхи: замкнутого пространства, темноты, воды, животных и прочее;
  • воспитать необходимые черты характера и личности: смелость, коммуникабельность, инициативность, усидчивость, умение доводить начатое до конца;
  • помочь научиться правильно себя вести в сложных ситуациях;
  • избавиться от комплексов;
  • бороться с различными психологическими расстройствами.
  • сформировать правильные понятия о добре и зле;
  • развить воображение, фантазию и творческое мышление;
  • с детства привить малышу правильные ценности.

Какие сказки используются в терапии

Можно выделить два основных вида сказок: воспитательные и терапевтические. Применяться могут как народные, так и художественные сказки. Сказкотерапия в воспитательных целях затрагивает и помогает решать незначительные проблемы с поведением, преодолением страхов (высоты, темноты, воды), адаптироваться в новом коллективе.

Терапевтические сказки направлены на то, чтобы помочь ребенку справится с более глубокими проблемами. Например, пережить потерю близкого человека или тяжелую травму.

Если это психокоррекционная сказка, в ее основе должна лежать завуалированная проблема ребенка. А в конце этой сказки он решает сам, как должен поступить герой, чтобы справится со своей проблемой.

Все случаи и дети разные, поэтому каких-то универсальных сюжетов нет. Выбирая сказки для терапии, родителям, прежде всего, нужно ориентироваться на реакцию ребенка на различные истории. Например, кому-то история Колобка покажется трагичной и ужасной, потому что его съела Лиса, а кто-то послушает и сделает выводы, как не нужно себя вести, чтобы не оказаться на месте главного героя.

Методы сказкотерапии

Поговорим, как использовать сказкотерапию для детей:

Рассказываем и сочиняем

Родители могут придумать и рассказать терапевтическую сказку сами. Например, взять и переложить реальную ситуацию на сказочных героев. Например, жила-была семья дельфинов. Мама-дельфин, папа-дельфин и сын-дельфин… Семья дельфинов по сюжету оказывается в тех же ситуациях, что, например, и ваша семья, проходит определенные испытания, а потом все заканчивается хорошо.

К сочинению истории можно подключить ребенка, только помогать ему в процессе, чтобы он не потерял сюжетную линию, потому что сказка обязательно должна закончиться подведением итогов – герой из своего опыта извлекает урок и меняет свое поведение, благодаря чему улучшается его жизнь.

Бонусом для детей, которые самостоятельно сочиняют сказки, становится развитое воображение и творческое мышление.

Рисуем

В терапии после прочтения сказку нужно «оживить» - нарисовать, слепить, сделать аппликацию. Посредством творчества ребенок может выразить и прожить свои эмоции, избавиться от напряжения. Родителям не нужно обращать внимание на качество изображения, здесь важен сам процесс. В первый раз картинка может показаться мрачной и даже жуткой, но после проработки ситуации во второй и в последующие разы, краски на рисунке станут более «жизнерадостными», а сами персонажи – милыми.

Делаем кукол

Это очень сильный метод сказкотерапии, где важную роль играет сам процесс создания кукол. Идея в том, чтобы «оживить» сказку с помощью героев сделанных своими руками. Психологи приравнивают шитье кукол по эффекту к медитации, в процессе которой происходят серьезные изменения личности.

Кукла становится тем предметом, на который ребенок выплескивает свою энергию. Во время изготовления кукольных персонажей у детей срабатывает механизм проекции ситуации, что помогает добиться невероятных результатов в терапии.

Когда кукла готова, можно попробовать еще один метод терапии – манипулирование ею, простыми словами – управление. Позволив ребенку «оживить» своего персонажа и управлять им, можно провести психодиагностику и решить ряд проблем (развить речь, мелкую моторику, коммуникабельность, решить внутренний конфликт и т. п.). Только при условии, что занятие проводит опытный специалист.

Обыгрываем сказку

Имеется ввиду разыгрывание сценки. Можно распределить роли в кругу семьи или в группе между детьми, а можно разыграть спектакль с помощью игрушек. Главное здесь, что ребенку или игрушечному персонажу, которым он управляет, нужно глубоко вжиться в роль и передать характер героя. Таким образом ребенок сможет прочувствовать его положительные и отрицательные эмоции, переживания. Во время постановки психолог внимательно следит за мимикой, жестикуляцией, интонацией малыша, чтобы проанализировать его состояние и выбрать метод психокоррекции.

Создаем сказочную атмосферу на занятиях

Это нужно для того, чтобы дети комфортно чувствовали себя на уроках, могли раскрыться и вовлечься в процесс без лишнего стеснения. Дошкольникам и младшим школьникам намного легче адаптироваться к школе и усваивать материал уроков вместе со сказочными героями в формате игры. Мы в онлайн-школе Kidskey успешно применяем этот метод и уже более 6000 учеников смогли научиться читать, писать и считать вместе с нами. Поэтому если ребенок не хочет учиться, не любит делать домашнее задание, попробуйте перевести занятия в игру и добавить на занятия его любимых сказочных персонажей. Результат вас приятно удивит.

Кому подходит сказкотерапия и где находить терапевтические сказки?

На самом деле сказкотерапия подходит и детям, и взрослым. Однако у взрослых другие запросы и они обычно хотят научиться писать терапевтические сказки для своих детей. Но на это нужно время, желание и силы. А если этого нет – предлагаем воспользоваться готовыми сказками на ночь для своего ребенка. Простые истории, чудесные превращения, победы любимых героев и торжество добра — бесконечное множество вариантов и столько же увлеченных слушателей — это сказки, в которых ребенку интересно все.

Нажимайте на кнопку ниже, подписывайтесь на наш канал и слушайте любимые сказки в приятной озвучке вместе с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «7 правил, чтобы помочь ребёнку справиться со страхом»

Родители часто задаются вопросом, как помочь ребёнку избавиться от страхов. А тот или иной иррациональный страх испытывают 90 процентов детей в возрасте от 2 до 14 лет....

Как использовать «зону разгрузки», чтобы помочь ребенку успокоиться?

laquo;Зона разгрузки» или «уголок отдыха» — это безопасное место, где можно злиться и расстраиваться. Важно отметить, что ребенка не «отсылают» туда в качестве нак...

Консультация для родителей: «Какие виды конструктора можно использовать в играх с детьми?»

Консультация для родителей:«Какие виды конструктора можно использовать в играх с детьми?»...

Консультация для родителей: «Какие виды конструктора можно использовать в играх с детьми?»

Консультация для родителей:«Какие виды конструктора можно использовать в играх с детьми?»...

Статья для родителей: «Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку справиться со своим страхом?»

В период 4-5 лет у ребенка формируется самый важный показатель развития личности - самооценка, которая зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок на...