Семейный альбом как одна из форм взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи в процессе социализации дошкольника
статья по теме
В данной работе показано, что взаимодействие детского сада и семьи дает возможность внести в традиционные педагогические формы новые инновационные приемы, что будет способствовать социализации детей в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_albom.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В современной образовательной науке актуальным является вопрос социализации детей. Что же нужно сделать, чтобы ребенок жил в этом мире счастливо и стал успешным? Бесспорно, именно семья и детский сад являются основными институтами социализации детей. Именно от них зависит, каким станет ребенок, каковы будут его отношения с окружающим, каким станет его взгляд на мир.
В процессе работы с младшими дошкольниками наблюдаются, как неуверенные в себе, пассивные дети, так и гиперактивные, агрессивные. Индивидуальные беседы с родителями позволяют сделать первые выводы о взаимоотношениях детей и родителей. Становится ясно, что родители желают для своих детей только лучшего, но ребенок часто становится обузой для них. Они забывают, что именно в семье дети познают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, усваивают первые представления об окружающем мире, о взаимодействии с другими людьми.
Несомненным условием успешной социализации детей является взаимодействие воспитателя детского сада и семьи. Опираясь на личный опыт работы со старшими дошкольниками можно отметить, что одной из традиционных форм взаимодействия является составление семейного альбома. Данная форма работы очень актуальна, но часто она не имеет своего продолжения. Перед нами встал вопрос как из традиционной формы сделать что-то новое, инновационное и поддерживающее интерес у воспитанников. В ходе первого родительского собрания, построенного в форме «мозгового штурма», мы обратились к опыту родителей, которые и подсказали нам нестандартную идею в создании семейного альбома в детском саду. Инновационной идеей альбома стало его годовое тематическое продолжение.
Во второй младшей группе заявлена следующая тематика альбома – «Я и моя семья». В семье начинается подбор фотографий, совместно с ребенком родители отбирают наиболее интересные. На листе формата А4 родители размещают несколько фотографий, на которых должны быть представлены родственники ребенка – мама, папа, братья, сестры, бабушки и дедушки. Каждую фотографию можно подписать. В результате родители создают фотоколлаж. Желательно все оформлять в компьютерном варианте. Каждый лист ламинируется. Стиль альбома выбирается воспитателем в сотворчестве с родителями. Многие родители могут столкнуться с проблемой создания такого фотоколлажа, так не видят в себе творческих способностей. В данном случае воспитатель стремиться помочь семье, подсказать интересный способ оформления странички, акцентируя внимание на совместной деятельности ребенка и родителей. Родители приносят семейные фото в детский сад, после чего оформляется общий групповой альбом.
Альбом помещается в группе, в социально-личностной зоне, в уголке «уединения». Он может использоваться, как в непосредственной образовательной деятельности в соответствии с тематическими неделями, так и в индивидуальной работе с детьми, в ходе бесед и ситуативных разговоров, а также в праздниках и досугах.
Кроме того в течение всего учебного года с родителями планируется проведение консультаций по темам: «Роль семьи в воспитании детей», «Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка» (в рамках дня пожилого человека); «Как правильно провести праздник с ребенком» (в рамках Нового года); «Я очень люблю своих родителей» (в рамках праздников 23 февраля и 8 марта); совместные досуговые мероприятия – праздник «День защитника Отечества» и «8 марта». Также необходимо чаще приглашать родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы. Желательно, чтобы бабушки и дедушки тоже стали частыми гостями в группе. Рассказывая о себе, они делятся воспоминаниями из своего детства.
Какова же перспектива семейного альбома на протяжении дошкольного детства? Она заключается в ежегодной смене тематического содержания. В средней группе тема данного альбома – «Наши увлечения» или «Традиции нашей семьи». Страница «Наши увлечения» предполагает совместные с ребенком творческие работы. Часто дети начинают делиться своими талантами, показывают сверстникам и воспитателям свои поделки, показывают, как они их сделали. Постепенно каждый ребенок совместно с родителем может освоить какую-либо творческую технику. На странице «Традиции нашей семьи» родители размещают фотографии с совместных праздников, мероприятий. К фотографиям добавляются рассказы, составленные родителями и детьми. В детском саду воспитатель начинает читать эти рассказы, а дети что-то добавляют, продолжают.
В старшей группе уже можно начинать создавать творческие альбомы детей. Которые будут представлять собой не фото, а рисунки детей – «Мой портрет», «Мои любимые мама и папа», «Наши бабушки и дедушки». Дети могут составить рисунок в любой интересной для него технике рисования. Родители совместно с детьми составляют рассказы к ним. На данном этапе предполагается, что большую часть рассказа составляет сам ребенок на основе наводящих вопросов взрослого. Затем каждый ребенок рассказывает по рисункам о своих родителях, их профессиях, увлечениях. Для каждого из детей роль семьи и родителей в их жизни, несомненно, будет возрастать. Они начнут гордиться своими родственниками, их достижениями, будут стремиться быть похожими на них.
В подготовительной группе каждой семье может быть предложено создание герба семьи или генеалогического древа. Это очень интересная творческая форма взаимодействия детей и родителей, в ходе которой вспоминаются родственные поколения.
Семья и детский сад при тесном взаимодействии создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Ни одна педагогическая система не может быть эффективной, если в ней нет места семье. Между детским садом и семьей должна царить атмосфера добра, сотворчества и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти успешным и счастливым.
Наш опыт работы показывает, что взаимодействие детского сада и семьи дает возможность внести в традиционные педагогические формы новые инновационные приемы, что поможет творчески решить поставленные задачи, а в нашем случае, будет способствовать социализации детей в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"
Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...
Щедра на подарки осень! Тут и яркие краски природы, и богатый урожай! Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей является совместная деятельность. Тема проекта: «Эти удивительные овощи».
Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять мини - доклады; формировать интерес к книге как к источнику знаний....
Мастер - класс как одна из форм взаимодействия учителя-логопеда с семьей дошкольника с ОВЗ
В статье описан логопедический мастер-класс "От "Агу" до монолога" для родителей детей с ОВЗ....
"Беседа - одна из форм взаимодействия воспитателя дошкольной организации с родителями"
Специфика бесед воспитателя дошкольной организации с родителями....
«Родительское собрание – как одна из форм взаимодействия воспитателя с родителями»
Методический семинар...
«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе
laquo;Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группеВ своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание род...
Комментарии
Спасибо. Интересная и
Спасибо. Интересная и информативная статья.