СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект (средняя группа) по теме
«Познавательно-речевое развитие» как направление развития ребёнка-дошкольника представлено образовательными областями – «Познание», Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.docx | 44.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 80 «РОДНИЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выступление на семинаре для воспитателей ДОУ
Составила:
Гузенко М.Н.
воспитатель
II кв. категории
Прокопьевск 2013
«Познавательно-речевое развитие» как направление развития ребёнка-дошкольника представлено образовательными областями – «Познание», Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
Образовательная область «Познание»
В Федеральных государственных требованиях структуры к основной общеобразовательной программе дошкольного образование определено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
сенсорное развитие;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста.
формирование конструктивной деятельности
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:
познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);
значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств;
формы работы: сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсия.
огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная (конструктивная), трудовая и др.).
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Образовательная область «Коммуникация»
Центральным понятием данной области программы является понятие «Коммуникация» (от англ. communicate — сообщать, передавать), которое предполагает:
осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определённым образом для достижения результата.
Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на
формирования следующих составляющих:
собственно речи (её фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);
речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов). Основные задачи психолого-педагогической работы:
развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Владение навыками обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Основные формы работы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. В образовательных моментах используется следующие виды деятельности:
• рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.
• рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.
• игры драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, что направлено на развитие диалогической речи;
• чтение художественных произведений с последующим обсуждением;
• разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти, интонационной выразительности речи.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира
В названии данной области достаточно точно отражена основная концептуальная позиция — не ознакомлять детей с художественной литературой, а ежедневно читать, потому что «чтение — вот лучшее учение» (А. С. Пушкин). Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребёнок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.
Чтение — условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области являются:
1) формирование круга детского чтения;
2) организация процесса чтения.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на четыре вида деятельности: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.
Таким образом, выбор форм работы с детьми осуществляется педагогом самостоятельно, зависит от контингента воспитанников, от опыта и творческого подхода педагога к воспитательно-образовательному процессу. В практике педагоги дошкольного учреждения используют разнообразные формы работы с детьми: беседы, составление рассказов, заучивание стихов, творческие задания, игры-драматизации, досуги, утренники, театральные постановки, кукольный театр.
Образовательные области реализуются в процессе интеграции со всеми образовательными областями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения в соотвествии с ФГТ
План проведения Совета педагогов...
ЦИКЛОГРАММА - МОДУЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. Соответствует ФГТ
Не секрет, что многим воспитателям до сих пор приходиться писать календарные планы от руки, а с введением ФГТ эта работа увеличилась в разы. Я предлагаю выход. Вам необходимо только распечатать ...
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования....
Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)
В данной работе представлен опыт по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...
Сообщение на методическое объединение ДОУ Ачинского района "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В соответствии с действующим законодательством федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГОС) уст...
Конспект совместной деятельности взрослого и детей по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2-3 лет с блоками Дьенеша по теме: «В гости к Мишке»
Конспект совместной деятельности взрослого и детей по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2-3 лет...
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в рамках познавательно – исследовательского проекта на тему: «Лес и его обитатели»
Актуальность проекта: Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...