СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект (средняя группа) по теме

Гузенко Марина Николаевна

 

«Познавательно-речевое развитие» как направление развития ребёнка-дошкольника представлено образовательными областями – «Познание», Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                  «ДЕТСКИЙ САД № 80 «РОДНИЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В РАМКАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Выступление на семинаре для воспитателей ДОУ

                                                                                   Составила:

                                                                                       Гузенко М.Н.                                                                                                        

                                                                                     воспитатель

                                                                                         II кв. категории

Прокопьевск 2013

        

«Познавательно-речевое развитие» как направление развития ребёнка-дошкольника представлено образовательными областями – «Познание», Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

Образовательная область «Познание»

В Федеральных государственных требованиях структуры к основной общеобразовательной программе дошкольного образование определено, что содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование  познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста.

формирование конструктивной деятельности

         Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.

При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:

познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств; 

формы работы:        сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, экскурсия.

огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная (конструктивная), трудовая и др.).

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Образовательная область «Коммуникация»

Центральным понятием данной области программы является понятие «Коммуникация» (от англ. communicate — сообщать, передавать), которое предполагает:

осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;

обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определённым образом для достижения результата.

Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игра, труд, продуктивная деятельность и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на

формирования следующих составляющих:

собственно речи (её фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов);

речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);

невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов). Основные задачи психолого-педагогической работы:

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Владение навыками обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Основные формы работы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. В образовательных моментах используется следующие виды деятельности:

• рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.

• рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.

 • игры драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, что направлено на развитие диалогической речи;

• чтение художественных произведений с последующим обсуждением;

• разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти, интонационной выразительности речи.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»        

Использование художественных произведений для формирования целостной картины мира

В названии данной области достаточно точно отражена основная концептуальная позиция — не ознакомлять детей с художественной литературой, а ежедневно читать, потому что «чтение — вот лучшее учение» (А. С. Пушкин). Отнесение области «Чтение художественной литературы» в направление «Познавательно-речевое развитие» не случайно. Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребёнок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.

Чтение — условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области являются:

 1) формирование круга детского чтения;

2) организация процесса чтения.

 Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на четыре вида деятельности: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.

Таким образом, выбор форм работы с детьми осуществляется педагогом самостоятельно, зависит от контингента воспитанников, от опыта и творческого подхода педагога к воспитательно-образовательному процессу. В практике педагоги дошкольного учреждения используют разнообразные формы работы с детьми: беседы, составление рассказов,  заучивание стихов, творческие задания, игры-драматизации, досуги, утренники, театральные постановки, кукольный театр.

Образовательные области реализуются в процессе интеграции со всеми образовательными областями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛОГРАММА - МОДУЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. Соответствует ФГТ

Не секрет, что многим воспитателям до сих пор приходиться писать календарные планы от руки, а с введением ФГТ эта работа увеличилась в разы. Я предлагаю выход. Вам необходимо только распечатать ...

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

Организация совместной проектной деятельности взрослых и детей в рамках реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

В данной работе представлен опыт  по привлечению родителей к совместной деятельности педагогов и родителей.Задача воспитателей это создание благоприятного климата взаимодействия с родителями; уст...

Сообщение на методическое объединение ДОУ Ачинского района "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ОСВОЕНИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

В соответствии с действующим законо­дательством федерального государст­венного образовательного стандарта к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГОС) уст...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2-3 лет с блоками Дьенеша по теме: «В гости к Мишке»

Конспект совместной деятельности взрослого и детей по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2-3 лет...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в рамках познавательно – исследовательского проекта на тему: «Лес и его обитатели»

Актуальность проекта:  Экология – наука о взаимодействии организма со средой обитания , а экологическое образование предполагает обучение бережному отношению человека к окружающему миру и в...