Занятие по эмоциональному и творческому развитию детей старшей группы в театрализованной деятельности "Дорога к Солнышку"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Это занятие я разработала и провела в рамках конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2007 Республики Алтай", на котором заняла 1-е место. Рекомендую педагогам, которые занимаются театрализованной деятельностью с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_doroga_k_solnyshku.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по эмоциональному и творческому развитию детей старшей группы в театрализованной деятельности
Тема: «Дорога к солнышку» (по сказке «В гостях у солнышка»)
Цель: создание условий для творческих проявлений детей и формирования положительного эмоционального фона на занятии в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные: учить детей навыкам диалогической речи; закреплять умение имитировать движения, характерные для различных животных, в сопровождении определенной мелодии.
Развивающие: развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и чувство ритма; обогащать словарный запас (называть солнышко «ласковыми словами»); формировать умение выражать различные эмоциональные состояния с помощью мимики и интонации.
Воспитательные: формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками; вызывать чувство радости, удовлетворения от совместного творчества.
Предварительная работа: знакомство со сказкой «В гостях у солнышка».
Оборудование и материалы:
Декорации зимнего леса (деревья); плоскостное изображение солнца на леске, оранжевые прищепки-лучики; плоскостное изображение горы с облаком на вершине; плоскостное изображение берлоги медведя (на дальней стене);
маски–шапочки животных – героев сказки;
контурное изображение солнышка на цветной бумаге (желтой, оранжевой, коричневой) для каждого ребенка;
аудиозаписи музыки для танцев: «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского, «Летка-енка» (финск.), «Зайцы» (кассета «Танцуй, малыш!») веселая плясовая мелодия для свободной пляски-импровизации – «Зимняя песенка»; музыка для «путешествия» детей – кассета «Сказочная дискотека», для появления солнышка – кассета «Веселая планета», для умывания солнышка – «Кактус» (караоке).
«В гостях у солнышка»
Пришла зима. Подул холодный ветер. Всю землю покрыл снег. Вьюга замела все дорожки. Холодно стало зайчатам в лесу. Посмотрели они на небо и увидели большую тучу, которая закрыла солнышко. Грустно стало зайчатам, плохо без тепла и света солнышка. Подумали зайчата и решили узнать, где же солнышко, почему так холодно в лесу?
Один из зайчат предложил спросить у кого-нибудь об этом.
Вот идут зайчата по лесу и видят: в своей ухоронке сидит ежик.
- Ежик, ежик! Не знаешь ли ты, где солнышко живет? – спрашивают его зайчата.
- Нет, не знаю! Спросите у белки.
- А где ее найти?
- Она в дупле живет, - сказал ежик и отправился вместе с зайчатами искать белку.
А белка уже гостей встречает, в гости приглашает.
Зайчата запищали:
- Белка, может, ты знаешь, где солнышко живет? Мы хотим его на небо вернуть.
- Я не знаю, тут лиса пробегала, может, она знает?
Зайцы, как услышали про лису, испугались, задрожали, а она – тут как тут, рыжая, пушистая.
- Куда, зайчата, путь держите?
А зайцы так испугались, что и ответить не могут, лишь дрожат со страху.
Тут еж говорит:
- Мы идем солнышко искать. Скучно без него. Холодно. Может, ты, лиса, знаешь, где оно живет?
Подумала лиса и говорит:
- Нет, я не знаю. Рядом берлога медведя: может, он знает? А можно я с вами пойду искать солнышко?
Звери сказали лисе:
- Если ты нас обижать не будешь, тогда пошли!
Подошли звери к берлоге медведя.
- Соседушка! Ты где? – позвала лиса медведя.
- Здесь, здесь, - зарычал медведь и вышел из берлоги.
- Медведь, не знаешь ли, где живет красное солнышко? Без него холодно и скучно, - сказали звери.
- Ой, не знаю! Я зимой всегда сплю. Солнышко само меня будит весной, - сказал медведь и забрался обратно в берлогу.
Оглянулись звери по сторонам и увидели высокую гору. Забрались на вершину горы, а там облако лежит, а под ним солнышко крепко спит и просыпаться не хочет. Тогда звери громко закричали:
- Солнышко, проснись!
- Кто это мне спать мешает? – спрашивает солнышко.
- Это мы: зайчата, белка, ежик, лиса. Пора просыпаться! Всем без тебя грустно и холодно!
А солнышко отвечает:
- Зимой я всегда сплю. Да и не умыто я, лучиков у меня нет.
- Мы тебя умоем, в лучики нарядим. Посвети нам, пожалуйста!
Зайчики помыли солнышко. Все вместе нарядили его в лучики. Вышло оно из-за туч, улыбнулось и осветило лес. Звери захлопали в ладоши и стали водить хоровод вокруг солнышка. Посветило солнышко немножко и спряталось. Поняли звери, что солнышко зимой светит, но не греет. Они тихо разошлись по лесу.
Ход занятия.
Под музыку из киножурнала «Ералаш» дети с воспитателем входят в зал, останавливаются полукругом перед пианино. Музыкальный руководитель:
МР: Дети, давайте поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте, ладошки!»
Здравствуйте, ладошки! (Хлоп-хлоп-хлоп)
Здравствуйте, ножки! (топ-топ-топ)
Здравствуйте, щечки!(плюх-плюх-плюх)
Пухленькие щечки! (плюх, плюх, плюх)
Здравствуйте, губки! (чмок-чмок-чмок!)
Здравствуйте, зубки! (щелк-щелк-щелк!)
Здравствуй, мой носик!(бип-бип-бип!)
Здравствуйте, гости! Привет!
- (Прием активного вовлечения детей в совместные с педагогом игровые действия)
МР: Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? А почему вы так думаете? Верно, зимой часто идет снег. Посмотрите, какой густой снег пошел! Снежинки крупные, пушистые и все разные. Протяните ладошки, поймайте снежинки!
Игра на развитие внимания «Поймай снежинку»
(Вальс «С арками»)
Дети под музыку ловят воображаемые снежинки, поднимая то правую, то левую ладонь.
МР предлагает сдуть снежинки с ладони.
Дыхательное упражнение «Сдуй с ладони снежинку»
Вдох носом и сильный короткий выдох ртом, затем вдох и долгий медленный выдох, все делают два раза.
МР: Дети, хотите отправиться в сказочное путешествие в зимний лес? Мы полетим в сказку вместе с красавицами-снежинками. (На столике перед пианино лежат снежинки из белой бумаги с прикрепленной нитью из «дождика». Предлагает детям взять по 1 снежинке)
Звучит «Вальс снежных хлопьев» П.Чайковского, дети импровизируют танец снежинок.
МР: Вот мы и оказались в зимней сказке. Ветер стих, снежинки тихо опустились на землю (кладут снежинки под дерево).
- (Прием активизации слухового внимания)
МР: А вы знаете, что произошло однажды в сказочном лесу? Пришла зима, подул холодный ветер, всю землю покрыл снег. Вьюга замела все дорожки. Зайчатам стало холодно и грустно в лесу, потому что солнце закрыли плотные тучи, и оно совсем не согревало зайчат. И что же они делали? Они согревались тем, что прыгали и плясали на лесной полянке. Ребята, а кто из вас хочет превратиться в зайчиков? (под деревом лежат перевернутые картинкой вниз маски зайцев – 6 штук, МР надевает маски на детей по их желанию) Дети, вы не переживайте – в нашей сказке всем хватит ролей! А теперь давайте все вместе погреемся вместе с нашими зайцами.
«Пляска по показу «Зайцы»
(аудиокассета «Танцуй, малыш!» Т.Суворовой)
МР: Как ни согревались зайчата, все равно мерзли. Тогда они решили узнать, где же солнышко, почему так холодно в лесу? И решили пойти и у кого-нибудь спросить, где живет солнышко. Пойдем и мы вместе с зайчиками.
Звучит тревожная музыка (кассета «Сказочная дискотека» Гр.Гладкова). Дети прыгают по залу, как зайчики. Останавливаются у дерева.
МР: А сейчас отгадайте мою загадку и узнаете, кто живет под этим деревом.
На спинке иголки,
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног. Кто это? (Еж)
- (Идет активизация мыслительной деятельности детей)
МР достает из-за дерева маску ежика, предлагает кому-то из детей превратиться в ежа.
- (Прием предоставления детям свободного выбора роли – по их желанию)
МР предлагает поиграть с ежиком.
Игра «Ежик»
Строится как диалог между детьми и ежом.
- Ежик, ежик, ежик, еж,
На кого ты, друг, похож? (дети спрашивают хором)
- Я не шарик и не елка,
Не колючка, не сосенка! (все слова сопровождаются движениями)
- Ежик, ежик, ежик, еж,
На кого ты, друг, похож? (дети спрашивают хором)
- Мал я, да удаленький,
Сильный, смелый, храбренький!
- Ежик, ежик, ежик, еж,
На кого ты, друг, похож? (дети спрашивают хором)
- Я веселый, как юла,
Не скучаю никогда!
- (Обучение диалогической речи)
Побуждает детей-зайчат спросить у Ежа, не знает ли он, где живет солнышко. Еж дает отрицательный ответ и просится идти вместе с зайчатами.
МР: Ну, раз ты никогда не скучаешь, ежик, пойдем с нашими зайчатами! Дети, а мы побежим за ежиком мелкими шажками.
Музыка. Дети двигаются топочущим шагом. Останавливаются около дерева с дуплом.
МР: Ребята, посмотрите на это дерево, видите дупло в стволе? Как вы думаете, кто может жить в этом дупле? (Ответы детей) Верно, это белочка! Кто из вас хочет быть белкой в нашей сказке? (надевает маску на ребенка) Зайчата и ежик спросили белку: спроси ты!(далее идет диалог между героями сказки, МР направляет реплики детей в нужное русло)
МР: Зайчата, ежик, возьмем белку с собой искать солнышко? Пригласите ее! Поспешим дальше! (идут за МР «змейкой» по залу) Совсем холодно стало в лесу. Решили звери погреться!
Игра-пляска «Раз-два!» («Летка-енка»)
Дети встают в круг. Звучит «Летка-елка». Все выполняют следующий ритмический рисунок:
Раз! Два! (пружинка с произнесением слов)
Хлоп-хлоп-хлоп!
Раз! Два!
Топ-топ-топ!
Раз! Два!
Шлеп-шлеп-шлеп! (ладонями по коленям)
Раз! Два!
По-во-рот! (притопы и спиной в круг)
Повторяются все движения, но спиной в круг.
МР: Погрелись звери и пошли дальше! Пожалуйста, не забывайте, ребята, кого вы изображаете: зайчики скачут, ежик мелко семенит, белочка прыгает. (двигаются )
МР: Пошли звери дальше, а навстречу им – лиса, рыжая, пушистая! (достает маску, кто-то из детей берет на себя роль лисы) Покажите, как лиса двигается! Спрашивает лиса зайчат: (Лиса: «Куда путь держите?») А зайчата, как увидели лису – так испугались, что и ответить не могут, только дрожат от страха. Покажите, как зайчики испугались? (дети изображают страх) А храбрый еж и говорит: (Еж: «Мы идет искать солнышко. Грустно нам без него и холодно! Ты не знаешь, где солнышко живет?»)
Лиса: Нет! А можно мне пойти с вами к солнышку?
МР: Можно, если ты не будешь обижать зайчат!
Лиса: Нет, не буду!
МР: Ты добрая? Покажи, какая ты добрая, улыбнись зайчатам. А вы улыбнитесь лисе.
Мимическое упражнение на развитие эмоций «Передай улыбку другу»
Дети встают в круг и «передают улыбку» друг другу по кругу. МР следит за тем, чтобы дети стояли свободно.
- (Педагог воспитывает положительное отношение к сверстникам, доброжелательное отношение к людям)
МР: Шли, шли звери по лесу, наткнулись на медвежью берлогу. А можно спросить у медведя, где солнышко живет? (Нет, нельзя, потому что зимой медведь спит, и его нельзя будить!) Давайте отойдем подальше от берлоги, чтобы не потревожить медведя. А если его разбудить среди зимы, какое настроение будет у медведя? (Дети: «Он очень рассердится, будет недоволен») Покажите, как медведь рассердится, сделайте сердитое лицо. Костя, покажи ты, какой медведь сердитый. А теперь ты, Люда!
Мимический этюд «Сердитый медведь»
МР: Вздохнули звери: что же делать? У кого еще спросить дорогу к солнышку? Вздохните и вы, ребята! Пожмите плечами! «Что же теперь делать?» (дети выполняют движение) Огляделись они по сторонам (дети выполняют повороты). Смотрят – невдалеке высокая гора! (тянутся вверх руками) Полезли звери в гору.
Пластический этюд «Дорога к солнцу»
МР: Покажите, как трудно было героям сказки! (Звучит музыка из мюзикла «Призрак оперы») Дует сильный ветер, очень трудно идти!
(Дети идут, согнувшись вперед, с усилием, высоко поднимая ноги.)
Мы зашли в самую чащу леса, ветер стих, но мешают идти ветки деревьев.
(Дети выпрямляются, осторожно идут вперед, отодвигая руками «ветки».)
Стало холодно. Все замерзли.
(Дети обхватывают себя руками, опускают голову на грудь.)
Надо согреться.
(Хлопают себя руками, прыгают то на правой, то на левой ноге.)
Вот и согрелись.
(Выпрямляются, опускают руки, улыбаются друг другу.)
МР подводит детей к стене, на которой изображена гора с облаком на вершине. За облаком – солнечный диск без лучей, закрепленный на леске.
МР: Забрались звери на вершину горы, а там облако лежит, а под ним солнышко крепко спит и просыпаться не хочет. Тогда звери громко закричали. Лисичка, позови солнышко! Белочка, позови ты солнышко! Нет, не слышит оно, крепко спит. Давайте все вместе позовем его!
Дети (кричат): Солнышко, проснись!
МР: Давайте назовем солнышко ласковыми словами. Только давайте отойдем чуть подальше, чтобы солнце не обожгло нас!
Один из помощников, сидящих в зале, тянет вверх на длинной леске солнечный диск, держит леску. (Музыка «Восход солнца» - кассета «Веселая планета»)
Солнышко (аудиозапись голоса): Кто это мне спать мешает?
Зверята: Это мы – зайцы, белка, ежик и лиса! Пора просыпаться! Всем без тебя холодно и грустно!
Солнце: Я зимой всегда сплю! Я могу посветить, но согрею вас только весной. Да и не умыто я, лучиков у меня нет!
МР: Дети, вы хотите, чтобы солнышко вернулось на небо? Тогда давайте умоем его!
Танцевальный этюд «Умоем солнышко»
(Песня «Кактус»-караоке)
(на развитие воображения, фантазии,
умения выразить движениями определенные события)
Дети стоят в шахматном порядке лицом к солнцу и, танцуя, «умывают» его.
МР: А теперь давайте нарядим солнышко в лучики, чтобы оно могло согреть нас! (продолжает звучать музыка «Кактус»)
Помощник спускает солнышко вниз, МР кладет его на столик рядом с горой. Дети встают вокруг стола и прикрепляют к солнцу оранжевые прищепки-лучики, помощник вновь поднимает его выше на леске.(Музыка – «Восход солнца»)
МР: Вышло солнышко из-за туч, улыбнулось и осветило лес. Обрадовались звери, захлопали в ладоши и стали весело плясать.
Свободная пляска.
(«Зимняя песенка» Вихаревой)
МР: Поплясали звери вместе с солнышком. А на память оно подарило зверятам свои портреты. (раздает детям рисунки солнышка на цветной бумаге) Радостные и довольные, зверята спустились с горы и вернулись в родной лес.
МР: А сейчас я скажу волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять! Станьте вы детьми опять!» (Снимают маски) Вот вы и превратились в детей. Ребята, вам понравилась сказка, которую мы придумали все вместе? Скажите, какое настроение было у зверей в начале сказки? А в конце? А какое настроение у вас, дети? Дети, эти солнышки вы возьмете себе – на память о том, как все вместе мы придумали замечательную сказку. Вы все сегодня были настоящими сказочниками и настоящими артистами. А вечером, когда вы придете домой, подари/те своим близким это чудо – нашу сказку! А теперь нам пора прощаться.
Поет прощальную песенку:
Дружно скажем: «До свиданья!»
И помашем на прощанье.
Нам недолго встречи ждать,
Мы придем сюда опять!
До свиданья! До свиданья! До свидания!
Звучит музыка («Ералаш»). Дети идут в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей. (старшая группа)
Цель: 1.Учить детей различать признаки времён года, помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе, и те закономерности, которые в ней происходят.2.С помощью поэтического слова ...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности".
Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельнсти...
План работы по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год
Актуальность:Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая ос...
Программа «В мире театра» «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2019 - 2020 год
Актуальность. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и дей...
Отчет по самообразованию «Развитие коммуникативно-творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности» 2020 год
Цель: Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности....
«Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности»
Методическая разработка...