Выступление на методическом объединении на тему:" Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"
консультация по развитию речи на тему
Литература:
1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 401
2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
3.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_vystuplenie.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
Для начала давайте определим, что же обозначает термин «умственная отсталость».
Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.
Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира.
Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми.
В настоящее время, помимо диагноза «умственная отсталость», или «олигофрения», существует диагностическое определение «задержка психического развития», которое обозначает не только более легкую степень интеллектуального недоразвития, но и отсутствие во многих случаях необратимости состояния.
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связаны с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развития путем тестов тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т. д.).
Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников, кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем может стать серьезным препятствием и в овладении желаемой профессией.
Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.
Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
Е.С. Черник, А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, Г.В. Гуровец, Д.С. Гуровец описывают способы и приемы коррекции мелкой моторики рук посредством физических упражнений.
Ю.Ф. Гаркуша, С.Л. Мирский, А.Р. Маллер в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности.
Специальные средства развития мелкой моторики
Занятия адаптивной физической культурой
Цель занятий: 1) Воспитание двигательных качеств; 2) Совершенствование основных движений, формирования двигательных умений и навыков; 3) Развитие мелкой моторики; 4) Тренировка психических функций.
Существуют разлиные программы по обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью физической культуре.
Например «Программа по обучению и воспитанию детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (Минск, 2001). Занятия по этой программе проходят три раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом двигательных возможностей. Длительность – 20-25 мин.
С целью развития мелкой моторики выполняются следующие упражнения с предметами:
С малыми мячами – сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удержанием мяча; подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам; удары мяча о пол и ловля его двумя руками.
С малыми обручами и флажками – выполнение упражнений с обручем (обруч вверх, вперед, обруч вправо, влево) с различными сочетаниями, Пролезание в обруч. Перекатывание обруча в ходьбе и беге .Вращение обруча левой и правой рукой . Поочередное отведение рук вправо-влево с флажками в руках. Простейшие комбинации изученных движений с флажками на счет.
Использовались упражнения для развития мышц, кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак). Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев. Круговые движения кистями в лицевой плоскости, внутрь и наружу. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. Последовательные движения кистями рук в разных направлениях по показу воспитателя. Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и на другой в медленном темпе. Сжимание пальцами кисти малого мяча. Круговые движения кистью вовнутрь, наружу. Упражнения на расслабления мышц. Помахивание кистью как платком.
Так же для развития мелкой моторики используют подвижные игры.
Например, подвижная игра «Циркачи»:
На полу стоит предмет, на который нужно набросить кольцо. Ребенку дается пять попыток. Затем кольца передаются следующему игроку.
Немаловажными являются специальные развивающие игры. Дидактические.
Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».
Одним из важнейших компонентов развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.
На воспитателях дошкольников с умственной отсталостью лежит большая ответственность по подготовке детей к письму. Для успешного овладения навыками письма, необходимо, чтобы дети научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.
Поэтому в дошкольный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Это удобный и простой способ для аппликации с детьми, имеющими умственную отсталость.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Начинать массаж необходимо самому взрослому: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Только изучив упражнения-движения совместно, можно переходить на самомассаж.
Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
Таким образом, работа с дошкольниками, имеющими умственную отсталость показывает, что игры и занятия мелкой моторикой оказывают положительное влияние на общее развитие каждого ребенка: вселяют уверенность в движениях, помогают стать более самостоятельным; меняется роль ребенка в учении: он становится более активным участником процесса; также у детей улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, появляется внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая деятельность.
Литература:
1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 401
2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.
3.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.
4. Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...
Выступление на методическом объединении по теме: «Развитие речи детей 4-х лет посредством русских народных сказок»
Выступление на методическом объединении по теме: «Развитие речи детей 4-х лет посредством русских народных сказок»...
Презентация для выступления на районном методическом объединении по теме "Развитие речи детей посредством дидактической игры"
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Выступление на районном методическом объединении...