Методика занятия тетрализованной деятельностью с дошкольниками
учебно-методический материал на тему
Молодому воспитателю очень важно ознакомится с методикой подачи материала. В данном материале вы познакомитесь с разными видами театра в детском саду, с условиями подготовки к спектаклю, а также с возрастными особенностями детей в театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_teatra_v_detskom_sadu.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная деятельность в ДОУ
Цель: формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений.
Задачи: приобщить детей к миру игры и театра, развить потребность в активном самовыражении, в творчестве.
Принципы: принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной, изобразителной, речевой, игровой), принцип связи игры и искусства с жизнью, принцип сотворчества взрослых и детей.
Основными методам работы являются метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ, метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
Драматизация литературных произведений
Инсценирование – придание литературному произведению драматической формы. В практике детского сада есть разные виды драматизации:
- Театр картинок
- Театр на фланелеграфе
- Настольный театр
- Театр теней
- Театр кукол
Методика организации игры-драматизации в детском саду
- Для организации и проведения игр-драматизации важен правильный подбор литературного произведения, сюжет которых увлекает детей и в которых преобладает диалогическая форма.
- После чтения воспитателем художественного произведения дети пересказывают его, чтобы лучше запомнить текст.
- Большое значение имеет детальное рассмотрение иллюстраций перед чтением произведения и после чтения. Перед чтением произведения предназначенного для игры-драмматизации надо рассмотреть с детьми иллюстрации, изображающие действующих лиц, отметить характерные для них особенности (внешний облик). Обратить внимание на позу, мимику, жест, движение персонажей (невербальные средства общения). Особое значение для проведения игр-драмматизаций имеет детальное просматривание иллюстраций уже после прочтения произведения. Обращаем внимание на настроение персонажей, их характеры, взаимоотношения персонажей, отражающихся в невербальных средствах общения. Важно задавать вопросы к иллюстрациям: Кто? Какой? Почему? Как?...
- Очень полезно перед игрой провести упражнения в движениях, соответствующим взятой роли (нечто вроде этюдов, когда дети свободно резвятся каждый в своей роли).
- При первом проведении игры ведущим может быть воспитатель. Когда усвоен текст, то ведущие роли исполняют дети. Одну и ту же игру можно провести 3-4 раза.
- По окончанию игры хорошо провести беседу в которой проанализировать качество исполнения ролей (начинать с положительного).
- Декорации и костюмы можно использовать из тех предметов, которые есть в группе.
- Одним из видов игр-драмматизации является рассказывание с игрушками, которые могут выполнять сами дети. Артисты – игрушки, а дети – кукловоды, они передвигают игрушки в соответствии с действиями персонажей. Важно пропорциональное соотношение игрушек, декораций и детей.
Кукольный театр (театр Петрушки)
Условия организации кукольного театра:
- Сюжет лучше брать такой. В котором много диалогов – сказки, стихотворения
- Прежде чем приступить к инсценированию нужно написать сценарий (расписать роли, мезансцены, ремарки, слова автора)
- Подготовка и показ спектакля:
- Оформление. Должно быть продумано, художественно оформлено, легко и быстро меняться.
- Внешний вид кукол. Должен соответствовать возрасту и психологической характеристики персонажа.
- Движение кукол. Должны соответствовать характеристики персонажа, его эмоциональному состоянию.
- Голос, речь. Детские роли – голос громкий, звонкий; роли старичков – речь замедленная, голос приглушенный; хитрые – односложно, приглушенно; грубые – громко; животные – звукоподражание (имитация голоса животного). Рот у куклы открывается 2 раза на одно слово.
Необходимо обратить внимание на дикцию, говорить надо громко и четко, поскольку голос звучит из-за ширмы. Надо хорошо знать текст, по шпаргалке работать не следует, т.к. это отвлеает от куклы.
- При показе кукольного спектакля надо позаботиться о музыкальном сопровожении (музыкальный работник, аудиозапись в нужной последовательности);
- Декорации.
- Репетиции обязательны, т.к. отрабатывается слаженность действий всех исполнителей, работа обеими руками.
- Работа с куклой. Куклы должны быть одинакового качества (разнотипности быть не должно). Указательный палец – голова, большой и средний – руки, безымянный и мизинец – поджаты. Хорошо надеваем большой палец.
Во время спектакля не допускать статичного состояния куклы. Кукла должна реагировать на реплики и действия других персонажей.
Выход и уход куклы не должны быть из-под земли. Кукла должна издалека выходить и входить. Постепенно.
Работать на ширме с куклой надо так, чтобы рукавицы были четверть за ширмой. Рука должна быть одета в черный или телесного цвета одежду. Нельзя надевать цепочки или часы.
Поведение за ширмой. Голова не должна торчать. При показе спектакля к ширме не прикасаться. Никаких посторонних звуков за ширмой быть не должно.
Кукла – друг группы.
Кукла – друг группы, это когда куклу можно использовать как сюрпризный момент. Не часто, т.к. пропадает интерес.
Можно использовать:
- Для диалога в игровой форме;
- На занятиях (по творчеству);
- Для закрепления знаний (по ПДД, этикета);
- Для воспитания морально-нравственных качеств (как себя вести…, непослушание);
- В организации досуга (приносит письмо);
- В день рождения;
Настольный театр
В настольном театре можно использовать как объемные, так и плоскостные игрушки (фигурки), вырезанные из картона или фанеры, укрепленные на подставках и раскрашенные с обеих сторон в соответствии с обликом персонажа.
Сцена настольного театра ограничивается барьером у переднего края стола 8-10 см и раскрашивается как часть декорации. Барьер позволяет скрыть кисти рук по поверхности стола.
Театр на фланелеграфе
Фланелеграф – это щит, обтянутый ворсистой тканью (байка, фланель) пастельных тонов, размером 90х60. Фигурки персонажей прикрепляются к щиту такой же тканью или бархатной бумагой, прикрепленной к внутренней стороне фигурке по всему размеру.
Условия:
- Фигурки не следует вырезать из книг, т.к. они показаны в определенных ситуациях;
- Оформление самих фигурок и дополнительных деталей должно быть красочным, т.к. является декорацией.
- Фигурки надо обязательно наклеивать на картон, а затем уже приклеивать скрепляющий материал;
- Перед началом показа необходимо сложить фигурки в определенном порядке, чтобы не нарушать хода показа спектакля;
- Если по сценарию фигурки меняют направление, то это должно быть учтено при показе;
- Не должно быть нарушения в размерах фигурок (как и в любом театре).
Литература: О.С. Караманенко, кукольный театр дошкольникам.
Н.Ф.Губанова, Театрализованная деятельность дошкольников
Л.В.Артемова, Театрализованные игры дошкольников
Программа Веракса Н.Е., От рождения до школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрализованная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста.
Тетрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фальклёрного произведения и участия в игре, которая имее...
Педагогический проект "Развитие связной речи посредством тетрализованной деятельности"
презинтация проекта...
Консультация для педагогов "Методика экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками"
Данный материал поможет воспитателям в работе по организации экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
Мастер - класс «Методика организации исследовательской деятельности с дошкольниками. Подготовка детей к участию в детских научно - практических конференциях».
Материал о знакомстве с методикой организации проектной деятельности А.И. Савенкова. Опыт использования данной методики при подготовке детей к участию в детских научно – практических ...
Комплекс занятий экспериментальной деятельности с дошкольниками
С целью развития детского экспериментирования необходимо в группах ДОО оборудовать уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуализации занятий....
консультации для педагогов "Методика руководства трудовой деятельностью старших дошкольников"
Практика работы дошкольных образовательных учреждений показала, что дети старшего дошкольного возраста по-разному относятся к разным видам труда. Причиной его является расхождение между другими ...