ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДРУГИМИ ИНСТИТУТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
материал по теме

Хвастунова Ирина Александровна

В статье раскрыается роль дошкольного учреждения, как субъекта социального партнерства, принципы, мероприятия, с помощью которых решается данная задача. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хвастунова И.А.,

старший воспитатель

муниципального дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 8

г.Алексеевка Белгородской области»

 ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С ДРУГИМИ ИНСТИТУТАМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Приобщение ребенка к миру социальной действительности – одна из сложных и в то же время важнейших проблем. Требования к социальному развитию дошкольников отражены в содержании федеральных и региональных комплексных и парциальных программ.

В настоящее время детские сады вынуждены сосуществовать в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Здесь действует общий принцип: дорогой товар стоит покупать, если он качественный, имеет многофункциональное назначение и рассчитан на длительное использование. В целом качество дошкольного образования отвечает современным требованиям, за исключением «длительности использования».

Еще одна острая проблема – ограниченные возможности ДОУ влиять на развитие социальной зрелости детей. Нередко из-за излишней организованности почти не остается места для социальной активности детей, которая в обыденной жизни ребенка всегда есть.

Отсутствие такого опыта у детей дошкольного возраста давно тревожит педагогический коллектив нашего ДОУ. Система образования подвигает дошкольные учреждения к новому самоопределению, предлагая им расширить узкоспециальные задачи до более значимых культуросозидающих. Современный детский сад должен быть не столько транслятором знаний (подобно телевизору), сколько школой социального действия, в которой идет ежедневная совместная работа детей и взрослых.

Это предполагает превращение из ДОУ «в себе» в ДОУ «для себя»  детский сад, открытый жизненным ветрам, где разделяющая линия проходит не между знанием и незнанием, а между действием и бездействием. И основная задача  не напичкать детей знаниями на пороге школы, а с помощью знаний заложить фундамент активной жизненной позиции. Чтобы учить детей действовать в современном мире, сам детский сад должен стать культурным, досуговым, информационным центром и не столько учить, сколько создавать культурное пространство.

В логике этих рассуждений определены основные принципы деятельности ДОУ. Принцип личностной ориентации. ДОУ  детский сад не только для всех, но и для каждого ребенка, где ему помогут реализовать индивидуальные качества и способности. Отличительная черта ДОУ  развивающий характер.

Принцип культуросообразности. Понимание мира, частью которого является сам ребенок. В этом мире преобладает идея малой родины  организация жизнедеятельности детей в пространстве русской культуры с акцентом на ее региональный характер.

Принцип деятельностной ориентации. Упор делается не на учебный подход, а на объединение всех программ в одно предметное и концептуальное поле, развивающую среду.

Для реализации этих принципов необходима благоприятная развивающая среда. С одной стороны, она должна давать целостную и насыщенную картину мира, с другой  воспитывать здоровых детей. Такое культурное пространство позволяет объединить образовательные, развивающие, воспитательные задачи, выйдя за рамки отдельных занятий.

Это означает следующее:

  • занятия ориентированы в первую очередь на коммуникативный, деятельностный эффект, т.е. не на сумму знаний, а результат совместной деятельности (игры, работы, исследования, моральное, эстетическое переживание);
  • новый жизненный опыт;
  • занятия целостно, содержательно и практически связаны с игровой, творческой, свободной деятельностью детей, базируются на общих принципах и дополняют друг друга.

Дошкольная жизнь представляет собой систему разных образовательных циклов, способов общения, видов деятельности, путей самопознания. Вовсе не обязательно следовать привычному плану «от и до», если узнавание и освоение мира не заканчивается на обычном занятии, а продолжается в играх, тренингах, творческих занятиях, музейных экскурсиях, в семейных беседах, дошкольных праздниках. Другими словами, это можно назвать «единым сценарием дня», когда содержание подобрано так, что возможна реализация любой познавательной задачи через различные виды деятельности. А непосредственно образовательная деятельность служит своеобразной «провокацией», толчком для пробуждения интереса и желания узнать больше или что-то в себе изменить (причем не только для ребенка, но и для педагога, что очень важно).

Таким образом, среда выступает не как фон для наилучшего усвоения какой-либо информации, а как самоценный компонент образования  «жизненный мир», в котором закладываются главные качества ребенка.

Большое значение имеет роль дошкольного учреждения, как субъекта социального партнерства. По мнению французского философа А. Риккера, современный человек предельно расширяет представление о самом себе: «Я  тот, кто действует». При такой позиции важной становится инициатива. Современное ДОУ может и должно стать центром созидательных, творческих инициатив, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей микрорайона или города.

В связи с реализацией задач социального развития дошкольников ежегодно планируются такие мероприятия как:

  1. Экологические проекты с использованием природных объектов экологической тропы ДОУ и города, в которых активными участниками стали не только дети и педагоги, но и родители.
  2. Конкурсы творчества для родителей «Лучший подарок папе», «Поздравительная открытка», «Зеленый огонек», «Дизайн – это для нас!», «Елочные игрушки», «Рождественские звездочки», «Пасхальные куличи».
  3. Устные журналы для родителей, где предлагаются консультации на интересующие их темы, фотографии с праздника, информация о предстоящем конкурсе для родителей, а также поздравления с днем рождения, благодарственные письма.
  4. Спортивные праздники «Самая веселая и дружная семейка», «Мама, папа и я  спортивная семья» и т.д.
  5. Творческие проекты педагогов, детей и родителей.
  6. С участием педагогов и родителей открытые дебаты и брифинги по проблемным вопросам развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  7. Реализация в образовательном процессе правового и экономического воспитания дошкольников.
  8. Проведение дней открытых дверей, презентации дошкольного учреждения.
  9. Посещение краеведческого музея, экскурсии в парк культуры и отдыха, экскурсии по городу.
  10. Музыкальные концерты выпускников ДОУ, обучающихся в школе искусств, Доме детского творчества.
  11. Посещение цирковых и театрализованных представлений.
  12. Взаимосотрудничество с Домом детского творчества.

Главные цели работы в этом направлении  создание единого культурного пространства, укрепление живых исторических связей, свободное осмысленное передвижение в системе культурных координат.

Таким образом, в повседневную деятельность ДОУ входит единый цикл социально-ориентированных коммуникативных и творческих акций, проводимых для становления уровня социальной компетентности детей, который включает:

  • позитивную самооценку;
  • осознанное участие в социально-значимых инициативах;
  • воспитание патриотизма, осознание  личной  причастности   к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины;
  • развитие коммуникативных и творческих навыков;
  • формирование экологического мышления;
  • повышение общего культурного уровня, обогащение «живого» опыта;
  •  развитие личностных качеств через коллективные акции.

Все акции и мероприятия, включая экскурсии, подчиняются общим принципам:

  • выстроены в единой логике;
  • прямо или косвенно нацелены на поддержание репутации и «характера» ДОУ;
  • направлены на приобщение к культурным и социальным нормам,
    на активное освоение мира;
  • поддерживают атмосферу, объединяющую все сферы жизни ДОУ, всех участников детей и взрослых;
  • основаны на непрерывности, т.е.  на  эстафете дошкольной  и школьной ступеней;
  • обязательно предполагают организацию досуга родителей и педагогов;
  • способствуют формированию позитивной репутации ДОУ.

Активная позиция нашего дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей. Погрузившись в жизнь и проблемы дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, появилось желание украшать и улучшать мир вокруг себя, осталось удовлетворение от совместной работы и общения. Таким образом, деятельность нашего ДОУ представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.

Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в  детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...

Структурно - функциональная модель взаимодействия детского сада и родителей воспитанников с ОВЗ в социализации личности ребенка

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11805404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 390px; height: 480px;","width":"360"}}]]Вопросы социализации ли...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассмотрена проблема социализации ребенка и взаимодействие семьи с ДОУ. Поставлен вопрос об грамотной и успешной социализации ребенка, путем совместной работы ДОУ с семьями воспитанников....

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Понятие полноценной и успешной "социализация" связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "образование", "развитие личности". Целью соци...

Статья на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника".

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учрежденияС самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, вр...

Декада психологического здоровья "Социализация личности ребенка – дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»

Декада психологического здоровья воспитанников по теме «Социализация личности ребенка – дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации»...