Программа для детей 5-6 лет "Развития коммуникативной сферы"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Программа направлена на создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа занятий | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
развития коммуникативной сферы
«Развитие эмоций и навыков
общения у ребенка»
(старшая группа 5-6 лет)
Составлена: педагогом психологом
Малышевой Д.А.
Программа составлена на основании программы А. Ухановой «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»
Цель: Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- Способствовать развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
- Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
- Способствовать развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию у них социальных чувств.
- Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
- Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков у детей.
Описание программы:
Программа рассчитана на учебный год с октября по май (всего 30 занятий), из них:
8 занятий – диагностическое обследование и индивидуальная работа с родителями.
22 занятия – групповые занятия с детьми (при режиме занятий 1 раз в неделю)
Оптимальный размер группы 4-5 человек. Время занятий 20-25 мин. Программа рассчитана на детей
5-6 лет (старшая группа)
На занятия зачисляются дети, которые на диагностике социометрического статуса получили низкий социальный статус.
Форма проведения:
Занятия проводятся в виде группового игрового тренинга. Занятия проводятся в кабинете психолога.
Программа состоит из трех основных частей:
- Саморегуляция психофизиологического состояния и двигательной активности.
- Саморегуляция эмоционального состояния.
- Коммуникативные способности.
Четвёртая часть – индивидуальная работа с детьми и родителями: диагностика и консультации.
Тематический план программы
№ п/п | Название части программы | Кол-во занятий |
1 | Саморегуляция психофизического состояния и двигательной активности | 10 |
2 | Саморегуляция эмоционального состояния | 3 |
3 | Коммуникативные способности | 11 |
4 | Диагностическое обследование и индивидуальная работа с родителями | 8 |
Итого: | 30 |
Ожидаемый результат:
- развитие механизмов саморегуляции и произвольности поведения;
- формирование самооценки в соответствии с возрастом ребенка;
- снижение уровня тревожности;
- гармонизация межличностных отношений и коммуникативной сферы.
Календарное планирование
Месяц | Название части программы | Тема занятия | Задачи занятия | Номер занятия |
Октябрь | Диагностическое обследование | Социометрия «Два домика» Тест тревожности В Амен, М.Дорки Дом –дерево-человек Самооценка «Лестница» ЦТО Люшера | Определить социальный статус детей в группе сверстников. Изучить эмоционально-личную сферу детей. Определить самооценку, уровень тревожности ребенка Определение эмоциональной связи с родителями | 1-4 |
Ноябрь | Саморегуляция психофизического состояния и двигательной активности | Знакомство (вводное занятие) | Познакомить детей с правилами работы в группе. Способствовать их адаптации в коррекционной группе | 5 |
Произвольная регуляция двигательной активности и поведения (игры с правилами) | Способствовать установлению контактов между детьми, развитию произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей | 6 | ||
7 | ||||
8 | ||||
Декабрь | Концентрация и переключение внимания | Развитие концентрации и переключения внимания и произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей | 9 | |
10 | ||||
Произвольная регуляция мышечного напряжения, расслабления, ощущения тепла, покалывания. | Развитие концентрации и переключения внимания, произвольной регуляции мышечного напряжения/ расслабления, ощущения тепла, покалывания. | 11 | ||
Январь | Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания | Познакомить детей с различными типами дыхания и возможностью произвольной регуляции дыхания, способствовать развитию концентрации и переключению внимания | 12 | |
Закрепление основных приемов релаксации и контроля | Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных навыков |
13 | ||
14 | ||||
Февраль | Саморегуляция эмоционального состояния | Наши чувства | Развитие у детей понимания в контексте ситуации различные чувства и эмоции. Развитие узнавания эмоции по невербальным проявлениям. | 15 |
Наши чувства | 16 | |||
17 | ||||
Коммуникативные способности | Сплочение группы и интерес к другому, социальные чувства | Сплочение группы. Развитие у детей интереса друг к другу и сензитивности в общении | 18 | |
Март | Самопознание, социальный интеллект | Развитие у детей интереса друг к другу, рефлексии. Формирование адекватного позитивного образа «Я». Повышение гибкости поведения, креативности в контексте. | 19 | |
20 | ||||
Преодоление деструктивных эмоций | Развитие у детей интереса друг к другу. Формирование и закрепление навыков взаимодействия. Развитие рефлексии. | 21 | ||
22 | ||||
Апрель | Навыки взаимодействия | Развитие у детей интереса друг к другу. Формирование и закрепление навыков взаимодействия. Развитие рефлексии. | 23 | |
24 | ||||
Творчество общения | Развитие у детей интереса друг к другу. Формирование и закрепление навыков взаимодействия. | 25 | ||
26 | ||||
Май | Диагностическое обследование | Социометрия «Два домика» Тест тревожности В Амен, М.Дорки Дом –дерево-человек Самооценка «Лестница» ЦТО Люшера | Определить социальный статус детей в группе сверстников. Изучить эмоционально-личную сферу детей. Определить самооценку, уровень тревожности ребенка Определение эмоциональной связи с родителями | 27-30 |
Тематическое планирование занятий
№ занятия | Название занятия | Структура занятий |
1-4 | Диагностика | Индивидуальное диагностирование |
5 | Знакомство (вводное занятие) | 1. Игра «Меня зовут…» 2. Игра «Это про меня» 3. Игра «Волшебный колокольчик» 4. Игра «Наш дом» 5. Игра «До свидания» |
6 | Произвольная регуляция двигательной активности и поведения (игры с правилами) | 1. Игра «Здравствуй» 2. Игра «Назови друга» 3. Игра «Звери отомри» 4. Игра «Строим башню» 5. Игра «Мыши и совы» 6. Игра «Носим кубики на голове» 7. Игра «До свидания» |
7 | 1. Игра «Назови друга» 2. Игра «Поймай мяч» 3. Игра «Гномы великаны» 4. Игра «Разрезные картинки» 5. Игра «Запрещенное движение» 6. Игра «Небо, земля, вода» 7. Игра «До свидания» | |
8 | 1. Игра «Назови друга» 2. Игра «Волшебный колокольчик». 3. Игра «Домик» 4. Игра «Носим кубики» 5. Игра «Гномы и великаны» 6. Игра «До свидания» | |
9 | Концентрация и переключение внимания | 1.Игра «Повтори ритм» 2. Игра «Волшебный танец» 3. Игра «Бывает-не бывает» 4. Игра «Возьми любую игрушку кроме…» 5. Игра «Золушка» 6. Игра «До свидания» |
10 | 1. Игра «Повтори ритм» 2. Игра «Запрещенное движение» 3. Игра «Поймай мяч» 4. Игра «Путешествие божьей коровки» 5. Игра «Найди ошибку» 6. Игра «До свидания» | |
11 | Произвольная регуляция мышечного напряжения, расслабления, ощущения тепла, покалывания. | 1. Игра «Путешествие» 2. Игра «У костра» 3. Игра «Пожалуйста» 4. Игра «Исследователи» 5. Игра «Бабушкины помощники» 6. Игра «До свидания» |
12 | Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания | 1. Игра «Кто как дышит» 2. Игра «Деревья в лесу» 3. Игра «Пушинка» 4. Игра «Морские ежики» 5. Игра «Воздушный футбол» 6. Игра «До свидания» |
13 | Закрепление основных приемов релаксации и контроля | 1. Игра «Повтори ритм» 2. Игра «Капитан» 3. Игра «Кто дольше прогудит» 4. Игра «Поймай мяч» 5. Игра «Мыши и совы» 6. Игра «Черепашки» 7. Игра «До свидания» |
14 | 1. Игра «Колокольчик звенит» 2. Игра «Запрещенное движение» 3. Игра «Цветы и солнце» 4. Игра «Золото пирата» 5. Игра «Воздушный шар» 6.Игра «Иванушка» 7. Игра «До свидания» | |
15 | Наши чувства | 1. Игра «Радостная песенка» 2. Игра «О хорошем расскажи» 3. Задание «Чувства в домиках» 4.Задание «Нарисуй чувства» 5. Игра «Хэй» |
16 | 1. Игра «Назови друга» 2. Игра «Какое у меня настроение» 3. Лото «Зоопарк настроений» 4. Игра «Кто в теремочке живет» 5. Творческое задание «Кто в теремочке живет» | |
17 | 1. Игра «Назови друга» 2. Игра «На что похоже мое настроение» 4. Игра «Здравствуйте ребята» 5. Коллаж «Цветок настроения» | |
18 | Сплочение группы и интерес к другому, социальные чувства | 1. Игра «О хорошем расскажи» 2. Игра «Сладкая игра» 3. Игра «Заводила» 4. Игра «Скажем вместе» 5. Игра «Передай мяч» 6. Игра «Сколько пальцев» |
19 | Самопознание, социальный интеллект | 1. Игра «Цвет моего настроения» 2. Игра «В кого я превращусь» 3. Игра «Как высоко я прыгну» 4. Игра «Звери, птицы, небылицы» 5. Игра «Наимудрейший, или Что делать, когда трудно» |
20 | 1. Игра «Клубочек» 2. Игра «Игрушки знакомятся» 3. Игра «Палочки» 4. Задание «Получи рукавичку» | |
21 | Преодоление деструктивных эмоций | 1. Игра «Мне нравится в тебе» 2. Игра «Мартышки и зеркала» 3. Игра «Магазин попроси» 5. Задание «Рисуем вдвоем» |
22 | 1. Игра «Мне нравится в тебе» 2. Игра «Зоопарк» 3.Игра «Собери свои картинки» 4. Игра «Бабочка» 5. Игра «Комплимент» | |
23 | Навыки взаимодействия | 1. Игра «Что я люблю» 2. Игра «Что у меня на спине» 3. Игра «Телепаты» 4. Игра «День рождения» |
24 | 1. Игра «Зоопарк» 2. Игра «Скульптор» 3. Задание «Рисуем группой» | |
25 | Творчество общения | 1. Игра «О хорошем расскажи» 2. Игра «В магазине игрушек» 3. Игра «Веревочка» 4. Игра «Дорисуй» |
26 | 1. Игра «Зоопарк» 2. Игра «Составляем картинку» 3. Игра «Подарки от друзей» | |
27-30 | Диагностика | Индивидуальное диагностирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Психолого- педагогического сопровождения эмоционально – коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)
Цель программы: Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения со сверстниками.Задачи:1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир челове...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Открытый детский сад» по развитию коммуникативной и личностно-социальной сфер у детей с ОВЗ в ГКП
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе навыки общения, игровая деятельность, навыки самообслуживания. Развитие общения и игры (особенно...
Программа групповой работы педагога-психолога по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сферы детей 4-5 лет
программа раоты с детьми 4-5 лет...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)
Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...
Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников
Дошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспо­...
Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...