Программа для детей 5-6 лет "Развития коммуникативной сферы"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Малышева, Дарья, Александровна

Программа направлена на создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа занятий30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

развития коммуникативной сферы

«Развитие эмоций и навыков

общения у ребенка»

(старшая группа 5-6 лет)

                                       

                                                      Составлена: педагогом психологом

                                                                 Малышевой Д.А.

                     

   

     Программа составлена на основании программы А. Ухановой «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка»

Цель: Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  1. Способствовать развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей.
  2. Способствовать развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей.
  3. Способствовать развитию у детей интереса к совместным со сверстниками играм и занятиям, развитию у них социальных чувств.
  4. Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
  5. Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков у детей.

Описание программы:

   Программа рассчитана на учебный год с октября по май (всего 30 занятий), из них:

              8 занятий – диагностическое обследование и индивидуальная работа с родителями.

              22 занятия – групповые занятия с детьми (при режиме занятий 1 раз в неделю)

   Оптимальный размер группы 4-5 человек. Время занятий 20-25 мин. Программа рассчитана на детей

 5-6 лет (старшая группа)

     На занятия зачисляются дети, которые на диагностике социометрического статуса получили низкий социальный статус.

Форма проведения:

Занятия проводятся в виде группового игрового тренинга. Занятия проводятся в кабинете психолога.

Программа состоит из трех основных частей:

  1. Саморегуляция психофизиологического состояния и двигательной активности.
  2. Саморегуляция эмоционального состояния.
  3. Коммуникативные способности.

Четвёртая часть – индивидуальная работа с детьми и родителями: диагностика и консультации.

Тематический план программы

№ п/п

Название части программы

Кол-во занятий

1

Саморегуляция психофизического состояния и двигательной активности

10

2

Саморегуляция эмоционального состояния

3

3

Коммуникативные способности

11

4

Диагностическое обследование и индивидуальная работа с родителями

8

Итого:

30

Ожидаемый результат:

 - развитие механизмов саморегуляции и произвольности поведения;

 - формирование  самооценки в соответствии с  возрастом ребенка;

 - снижение уровня тревожности;

 - гармонизация межличностных отношений и коммуникативной сферы.

Календарное планирование

Месяц

Название части программы

Тема занятия

Задачи занятия

Номер занятия

Октябрь

Диагностическое обследование

Социометрия «Два домика»

Тест тревожности В Амен, М.Дорки

Дом –дерево-человек

Самооценка «Лестница»

ЦТО Люшера

  Определить социальный

статус детей в группе сверстников.

 Изучить эмоционально-личную сферу детей.

 Определить самооценку, уровень тревожности ребенка

 Определение эмоциональной связи с родителями

1-4

Ноябрь

Саморегуляция психофизического состояния и двигательной активности

Знакомство

(вводное занятие)

 Познакомить детей с правилами работы в группе.

 Способствовать их адаптации в коррекционной группе

5

Произвольная регуляция двигательной активности и поведения

(игры с правилами)

 Способствовать установлению контактов между детьми, развитию произвольной саморегуляции двигательной  активности и поведения у детей

6

7

8

Декабрь

Концентрация и переключение внимания

Развитие концентрации и переключения внимания и произвольной саморегуляции двигательной активности и поведения у детей

9

10

Произвольная регуляция мышечного напряжения, расслабления, ощущения тепла, покалывания.

Развитие концентрации и переключения внимания, произвольной регуляции мышечного напряжения/ расслабления, ощущения тепла, покалывания.

11

Январь

Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания

Познакомить детей с различными типами дыхания и возможностью произвольной регуляции дыхания, способствовать развитию концентрации и переключению внимания

12

Закрепление основных приемов релаксации и контроля

Развитие произвольной саморегуляции психофизического состояния, закрепление полученных навыков

 

13

14

 

Февраль

Саморегуляция эмоционального состояния

Наши чувства

Развитие у детей понимания в контексте ситуации различные чувства и эмоции.

 Развитие узнавания  эмоции по

 невербальным проявлениям.

15

Наши чувства

16

17

Коммуникативные способности

Сплочение группы и интерес к другому, социальные чувства

Сплочение группы.

Развитие у детей интереса друг к другу и сензитивности в общении

18

Март

Самопознание, социальный интеллект

Развитие у детей интереса друг к другу, рефлексии.

Формирование адекватного позитивного образа «Я».

Повышение гибкости поведения, креативности в контексте.

19

20

Преодоление деструктивных эмоций

Развитие у детей интереса друг к другу.

Формирование и закрепление навыков взаимодействия.

Развитие рефлексии.

21

22

Апрель

Навыки взаимодействия

Развитие у детей интереса друг к другу.

Формирование и закрепление навыков взаимодействия.

Развитие рефлексии.

23

24

Творчество общения

Развитие у детей интереса друг к другу.

Формирование и закрепление навыков взаимодействия.

25

26

Май

Диагностическое обследование

Социометрия «Два домика»

Тест тревожности В Амен, М.Дорки

Дом –дерево-человек

Самооценка «Лестница»

ЦТО Люшера

 Определить социальный

статус детей в группе сверстников.

  Изучить эмоционально-личную сферу детей.

  Определить самооценку, уровень тревожности ребенка

 Определение эмоциональной связи с родителями

27-30

Тематическое планирование занятий

№ занятия

Название занятия

Структура занятий

1-4

Диагностика

Индивидуальное диагностирование

5

Знакомство

(вводное занятие)

1. Игра «Меня зовут…»

2. Игра «Это про меня»

3. Игра «Волшебный колокольчик»

4. Игра «Наш дом»

5. Игра «До свидания»

6

Произвольная регуляция двигательной активности и поведения

(игры с правилами)

1. Игра «Здравствуй»

2. Игра «Назови друга»

3. Игра «Звери отомри»

4. Игра «Строим башню»

5. Игра «Мыши и совы»

6. Игра «Носим кубики на голове»

7. Игра «До свидания»

7

1. Игра «Назови друга»

2. Игра «Поймай мяч»

3. Игра «Гномы великаны»

4. Игра «Разрезные картинки»

5. Игра «Запрещенное движение»

6. Игра «Небо, земля, вода»

7. Игра «До свидания»

8

1. Игра «Назови друга»

2. Игра «Волшебный колокольчик».

3. Игра «Домик»

4. Игра «Носим кубики»

5. Игра «Гномы и великаны»

6.  Игра «До свидания»

9

Концентрация и переключение внимания

1.Игра «Повтори ритм»

2. Игра «Волшебный танец»

3. Игра «Бывает-не бывает»

4. Игра «Возьми любую игрушку кроме…»

5. Игра «Золушка»

6. Игра «До свидания»

10

1. Игра «Повтори ритм»

2. Игра «Запрещенное движение»

3. Игра «Поймай мяч»

4. Игра «Путешествие божьей коровки»

5. Игра «Найди ошибку»

6. Игра «До свидания»

11

Произвольная регуляция мышечного напряжения, расслабления, ощущения тепла, покалывания.

1. Игра «Путешествие»

2. Игра «У костра»

3. Игра «Пожалуйста»

4. Игра «Исследователи»

5. Игра «Бабушкины помощники»

6. Игра «До свидания»

12

Типы дыхания и произвольная регуляция дыхания

1. Игра «Кто как дышит»

2. Игра «Деревья в лесу»

3. Игра «Пушинка»

4. Игра «Морские ежики»

5. Игра «Воздушный футбол»

6. Игра «До свидания»

13

Закрепление основных приемов релаксации и контроля

1. Игра «Повтори ритм»

2. Игра «Капитан»

3. Игра «Кто дольше прогудит»

4. Игра «Поймай мяч»

5. Игра «Мыши и совы»

6. Игра «Черепашки»

7. Игра «До свидания»

14

1. Игра «Колокольчик звенит»

2. Игра «Запрещенное движение»

3. Игра «Цветы и солнце»

4. Игра «Золото пирата»

5. Игра «Воздушный шар»

6.Игра «Иванушка»

7. Игра «До свидания»

15

Наши чувства

1. Игра «Радостная песенка»

2. Игра «О хорошем расскажи»

3. Задание «Чувства в домиках»

4.Задание «Нарисуй чувства»

5. Игра «Хэй»

16

1. Игра «Назови друга»

2. Игра «Какое у меня настроение»

3. Лото «Зоопарк настроений»

4. Игра «Кто в теремочке живет»

5. Творческое задание «Кто в теремочке живет»

17

1. Игра «Назови друга»

2. Игра «На что похоже мое настроение»

4. Игра «Здравствуйте ребята»

5. Коллаж «Цветок настроения»

18

Сплочение группы и интерес к другому, социальные чувства

1. Игра «О хорошем расскажи»

2. Игра «Сладкая игра»

3. Игра «Заводила»

4. Игра «Скажем вместе»

5. Игра «Передай мяч»

6. Игра «Сколько пальцев»

19

Самопознание, социальный интеллект

1. Игра «Цвет моего настроения»

2. Игра «В кого я превращусь»

3. Игра «Как высоко я прыгну»

4. Игра «Звери, птицы, небылицы»

5. Игра «Наимудрейший, или Что делать, когда трудно»

20

1. Игра «Клубочек»

2. Игра «Игрушки знакомятся»

3. Игра «Палочки»

4. Задание «Получи рукавичку»

21

Преодоление деструктивных эмоций

1. Игра «Мне нравится в тебе»

2. Игра «Мартышки и зеркала»

3. Игра «Магазин попроси»

5. Задание «Рисуем вдвоем»

22

1. Игра «Мне нравится в тебе»

2. Игра «Зоопарк»

3.Игра «Собери свои картинки»

4. Игра «Бабочка»

5. Игра «Комплимент»

23

Навыки взаимодействия

1. Игра «Что я люблю»

2. Игра «Что у меня на спине»

3. Игра «Телепаты»

4. Игра «День рождения»

24

1. Игра «Зоопарк»

2. Игра «Скульптор»

3. Задание «Рисуем группой»

25

Творчество общения

1. Игра «О хорошем расскажи»

2. Игра «В магазине игрушек»

3. Игра «Веревочка»

4. Игра «Дорисуй»

26

1. Игра «Зоопарк»

2. Игра «Составляем картинку»

3. Игра «Подарки от друзей»

27-30

Диагностика

Индивидуальное диагностирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Психолого- педагогического сопровождения эмоционально – коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа)

Цель программы: Создание условий для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения со сверстниками.Задачи:1.     Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир челове...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Открытый детский сад» по развитию коммуникативной и личностно-социальной сфер у детей с ОВЗ в ГКП

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе навыки общения, игровая деятельность, навыки самообслуживания. Развитие общения и игры (особенно...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (вторая младшая группа)

Рабочая программа по психолого- педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников (старшая и подготовительная группа)...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников

   Дошкольное детство — это период, когда закладываются самые важные качества человека. В это время  развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспо­...

Программа развития социально-коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста «Познаем себя и других» (в соответствии с ФГОС ДО)

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстнико...