РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Открытый детский сад» по развитию коммуникативной и личностно-социальной сфер у детей с ОВЗ в ГКП
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе навыки общения, игровая деятельность, навыки самообслуживания. Развитие общения и игры (особенно совместной) у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. А навыки самообслуживания зачастую не развиты вообще. «Особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы.
Также одной из важнейших задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков. В тоже время родители редко осознают несформированность этих навыков как проблему. То, что ребёнка в возрасте четырёх, пяти лет приходится кормить, полностью одевать, раздевать и т. д., родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся.
Формирование бытовых навыков у детей с ОВЗ необходимо для социальной адаптации в будущем. В норме маленькие дети часто пытаются принимать участие в домашней работе, стремятся помочь родителям на кухне или при уборке. Детей с ОВЗ приходится специально обучать бытовым навыкам, используя особые приёмы, учитывая интересы ребёнка, его возможности, возможности организации среды для обучения и возможности применения этого навыка в повседневной жизни.
Отсутствие навыков общения, недостаточность механизмов саморегуляции, отсутствие навыков самообслуживания, затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
Группа кратковременного пребывания – первый опыт посещения групповых занятий у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/otkrytyy_detskiy_sad.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 329
имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»
ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001
109456, г. Москва, Тел. /факс (495) 371-67-02
4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2 E-mail: 329@edu.mos.ru
Принято на заседании ППк Методист____________ БессоноваС.К. Протокол №1 от 26 августа 2016г. | Проверено Зам. директора по УВР ____________Самохина Е.Ф. 28.08.2016г. | Утверждено Директор ГБОУ Школа № 329 __________Н.П.Даньшина Приказ № 561-а от 29.08.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Открытый детский сад»
по развитию коммуникативной и личностно-социальной сфер у детей с ОВЗ
в ГКП
Составители:
педагог-психолог Церах С.С.
педагог-психолог Шолина М.С.
учитель-логопед Воронко Т.В.
Москва, 2015г.
Пояснительная записка
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе навыки общения, игровая деятельность, навыки самообслуживания. Развитие общения и игры (особенно совместной) у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. А навыки самообслуживания зачастую не развиты вообще. «Особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы.
Также одной из важнейших задач воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков. В тоже время родители редко осознают несформированность этих навыков как проблему. То, что ребёнка в возрасте четырёх, пяти лет приходится кормить, полностью одевать, раздевать и т. д., родители воспринимают как нечто само собой разумеющееся.
Формирование бытовых навыков у детей с ОВЗ необходимо для социальной адаптации в будущем. В норме маленькие дети часто пытаются принимать участие в домашней работе, стремятся помочь родителям на кухне или при уборке. Детей с ОВЗ приходится специально обучать бытовым навыкам, используя особые приёмы, учитывая интересы ребёнка, его возможности, возможности организации среды для обучения и возможности применения этого навыка в повседневной жизни.
Отсутствие навыков общения, недостаточность механизмов саморегуляции, отсутствие навыков самообслуживания, затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
Группа кратковременного пребывания – первый опыт посещения групповых занятий у детей с ОВЗ.
Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", формирование навыки общения, строится на основе игр. Во время занятия педагоги пытаются привлечь детей к совместной игре. Учат видеть других детей, соблюдать очередность в игре.
Также во время группового занятия создаются условия для формирования и развития самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания.
Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы :
– создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
– развитие произвольной регуляции поведения;
– развитие элементарных навыков самообслуживания.
Характеристика форм работы с детьми:
Групповое занятие проводится 1 раз в неделю. По возможности дети присутствуют в группе без родителей.
Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Содержание программы
Раздел программы | Задачи | Методы и приёмы | Контролируемые параметры |
Общение | 1. Формировать продуктивный контакт. 2. Способствовать эмоциональному развитию детей. 3. Развитие возможности контролировать собственные импульсивные желания 4. Формирование активного и пассивного словаря 5. Развитие диалоговой речи. 6. Мотивировать ребенка на совместные игры с детьми | 1, 2, 3, 4, 5 Совместная деятельность. 6. Вовлечение ребенка в игры к которым есть интерес при условии участия в них других детей | 1. Возможность продуктивного контакта. 2. Расширение репертуара выражения эмоций. 3. Ребенок правила поведения на группе, переключается с одного действия на другое в рамках одной игры. 4. Увеличение активного и пассивного словаря. 5. Диалог или обращенные к партнеру по общению жесты (типа дай, пока и т.п.) 6. Участие в совместных играх или наблюдение за игрой других детей. |
Когнитивная сфера. | 1.Выполнение заданий по инструкции. 2. Развитие слухового восприятия 3. Развитие внимания | 1.В игре выполнение простых инструкций, удержание программы действий. 2. Прослушивание песенок, игры на музыкальных инструментах. 3. Игры с игрушками. Игры с мыльными пузырями. | 1. Сможет выполнять простые задания, подолгу сможет заниматься интересующейся его деятельностью. 2. Ребенок слышит и узнает музыкальные инструменты, знакомые песенки. 3. Удерживает внимание в ходе занятия. |
Моторный контроль | 1. Развитие контроля над двигательной деятельностью 2. Развитие пространственной ориентации. | 1,2. Подвижные игры, игры в сухом бассейне. | 1,2. Более точные и скоординированные движения, дети будут более подвижными. |
Личностно-социальное развитие. | 1. Формирование представлений о себе о собственной схеме тела 2. Развитие навыков самообслуживания.
| 1. Игры, песни на узнавание частей тела, ин показ. 2. Обучение самостоятельному обуванию, разуванию, мытью рук, самостоятельно вскрыть сок и попить, одеться. | 1. Отвечает на вопросы о локализации собственных частей тела (или показывает по просьбе взрослого). 2. Овладение навыками самообслуживания. |
Литература
- Забрамная С. Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002.
- Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложнённых формах: пособия для учителя - дефектолога/С.С. Морозова- М : ВЛАДОС,2007.
- Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие
- Э. Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.
- Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми Сост. М.С. Дименштейн.
- Ньюмен Сара Игры и занятия с особым ребенком. – Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.
- А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «ЛЕКОТЕКА».
- Служба ранней помощи. Справочно-методические матерниалы по организации Служб ранней помощи. Отв. ред. М.М.Цапенко. Сост. Самсонова Е.В., Ярыгин В.Н. – М.: МГППУ, 2011.
- Е.А. Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2008.
- Н.В.Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....
Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей
Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Играем, развиваемся, растем" по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для детей 3-5 лет.
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....
Картотека игр для развития коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 50» Картотека игр для развитиякоммуникативн...
Игры на сплочение детского коллектива, на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, социализацию.
Данные игры помогут научить детей:1. Внимательно относиться друг к другу;2. Договариваться;3. Прислушиваться к мнению партнёра;4. Оказывать помощь;5. Согласовывать свои действия с партнёром по общению...