Технология нравственно патриотического воспитания
рабочая программа по теме
МБДОУ ЦРР детский сад №13 «Теремок»
Технология процесса нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Составил воспитатель:
Галицкая Г.Е.
Климовск
2012г.
Содержание
- Введение
- Технология взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
- Технология нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
- Технология создания предметно-развивающей среды.
- Технология досуговой деятельности и традиций.
Список литературы
Введение
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей [4].
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
2. Технология взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [16].
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [14].
.
Формы работы с семьей | Особенности, рекомендации |
Посещение семьи ребенка | Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи [11]. |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. |
Беседы (индивидуальные, групповые) | Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. |
Консультации | Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). |
Семинары-практикумы | Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. |
Родительские собрания | Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». |
Совместная экскурсия | Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. |
Родительские конференции | Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. |
Нетрадиционные формы работы с семьей [16] | |
Семейные клубы | В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. |
«Родительская почта» и «Телефон доверия» | Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. |
3 . Технология нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна [13].
.
- выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.
- Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины..
- Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка
- При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам
- Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Цель | Форма взаимодействия | |
Сентябрь, «Моя семья» | ||
Средняя группа | 1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства. 2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье. | Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями |
Старшие группы | 1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя». 2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной. | Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании |
Октябрь, «Мой город» | ||
Средняя группа | 1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада. 2.Воспитывать интерес к родному району. | Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад. |
Старшие группы | 1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности. 2. Познакомить с историей возникновения Калининского района. 3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района. | Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы. Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора. |
Ноябрь, «Природные и культурные объекты города» | ||
Средняя группа | 1.Познакомить детей с особенностями расположения города, расширить представление о значении рек и мостов в жизни города. 2.Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом. | Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты. Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте. Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы. |
Старшие группы | 1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади. 2. Познакомить с биографией знаменитости района. 3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил. | Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились. Экскурсии к памятнику. Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы. |
Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный). 2. Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду. | С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду». |
Старшие группы | 1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой). 2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности). 3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством. | Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители. Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях. |
Январь, «Архитектура нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.). 2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.). 3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой. | Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района. |
Старшие группы | 1.Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. 2.Познакомить с главным памятником архитектуры района. 3.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. | Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии. |
Февраль, «Воинская слава России» | ||
Средняя группа | 1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района. 2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время). 3. Познакомить с российским флагом. 4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну. | Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями. Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ. Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. |
Старшие группы | 1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. 2.Познакомить с памятниками защитникам Отечества. 3.Познакомить с историей российского флага. 4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников. | Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями. Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ. Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. |
Март, «Народные промыслы» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами России. 2. Научить различать их и сравнивать. 3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края. | Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов. |
Старшие группы | 1. Закрепить знания детей о народных промыслах. 2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес. | |
Апрель, «Природа родного края» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения. 2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде. 3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края. | С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде. |
Старшие группы | 1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта. 2.Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря. 3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе. 4.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города. | Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.
Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии. |
Май, «Достопримечательности нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района. 2. Познакомить с гербом города Санкт-Петербурга. 3. Развивать чувство любви к родному городу. | Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии |
Старшие группы | 1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Калининском районе. 2.Познакомить с историей государственного герба России. 3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. | Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе. Семейная викторина « Памятники нашего города». |
4 Технология создания предметно-развивающей среды.
Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом. В рекреациях ДОУ находятся:
- В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские и казачьи костюмы.
- Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь оформлены папки с теоретическими и практическими материалами в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Для воспитанников оборудована витрина: «Россия – Родина моя». Перечень книг меняется в соответствии с тематикой.
Во всех возрастных группах имеются центры:
· патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В центрах широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Ростовской области, России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;
· драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности;
· изо-деятельности оснащены необходимым материалом для изобразительного творчества. В данных центрах есть так называемые «полочки красоты», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства;
· центр «Учимся строить» оснащенные тематическими строительными наборами: «Кремль», «Мой город», «Русская изба».
- Технология учебной деятельности.
Одной из форм реализации задач воспитательной системы является учебная деятельность. Учебная деятельность нами рассматривается как основа формирования знаний дошкольников об истории, культуре и традициях России. Учебная деятельность подразделяется нами на познавательные занятия, экскурсии и целевые прогулки.
Главные принципы планирования:
1. Распределение воспитательно-образовательной работы по блокам: «Наша Родина – Россия». «Родные русские мотивы». «Эх, Донские казаки». «Наши защитники». «Знамя победы». «Моя семья».
2. Привлечение краеведческого материала и обязательное сочетание сведений о стране с региональным компонентом.
3. Концентрический подход в преподнесении материала.
4. Тесная взаимосвязь между сотрудниками МБДОУ осуществляющими воспитательно-образовательный процесс.
В ДОУ разработан развернутый тематический план работы воспитателей и специалистов согласно тематике блоков. На основе данного плана все специалисты и воспитатели составляют свой перспективно-тематический план Тематика занятий в общем плане условна, каждый педагог подбирает тему занятия исходя из знаний и возможностей детей своей возрастной группы, опираясь на имеющийся дидактический материал.
Помимо занятий, как уже было сказано ранее, педагог планирует и проводит экскурсии и целевые прогулки, как для закрепления полученных знаний, так и в процессе подготовки к ним.
Таблица 1
Система занятий патриотической направленности
Тема блока: | Воспитатель | Музыкальный руководитель | Хореограф | Инструктор по физической культуре | Педагог дополнительного образования по изодеятельности |
Тема занятия. Цель. | Тема занятия. Цель. | Тема занятия. Цель. | Тема занятия. Цель. | Тема занятия. Цель. | |
Наша Родина – Россия | Широка страна моя родная... Познакомить дошкольников с физической картой России, дать первоначальные представления о России – как о великой стране.
Мир вокруг нас. Формировать у детей представления о мире, России, себе, как о полноправных гражданах России и воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. | Город, в котором я живу. Формирование у детей интереса к своей «малой Родине»
Ты запой, соловушка… Патриотическое воспитание дошкольников посредством разучивания песен о России. | Русская матрешка. Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа.
На завалинке. Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа. | Мы – россияне. Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.
Я познаю Родину. Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, обучении через спортивные подвижные игры. | Моя Россия. Закрепить знания детей о России при помощи изображения страны красками. Мы живем в России. Коллективная работа. Лепка из пластилина фигуры человека, создание единой композиции. Воспитывать чувство гордости за свою страну при помощи коллективной работы. |
Родные русские мотивы | Растительный мир родного края. Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Животный мир родного края. Расширять представления детей о животном мире родного края, формировать основы экологического мировоззрения. | Деревенские посиделки. Знакомство с историей возникновения русской народной музыки.
Волшебный сундучок. Развитие интереса к истории и культуре своей страны посредством знакомства с русскими народными инструментами. | Хоровод заведем. Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.
Домовенок Кузя. Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа. | Мой город. Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физ-минуток.
Молодцы-удальцы. Воспитание патриотических чувств через физкультурно-оздоровительные разминки и малоподвижные игры. | Зимовье зверей. Закрепление знаний детей о животном мире России, на основе создания иллюстрации к русской-народной сказке «Зимовье зверей». |
Наши защитники | День защитников отечества. Формировать чувства уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. Наши защитники Познакомить детей с различными родами войск нашей армии | Ради мира на Земле. Дать представление о различных видах войск впрцесс ознакомления с песнями.
Пусть всегда будет солнце. Дать представление о различных видах войск с помощью песен о них. | Антошка идет в армию. Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны
Бравые солдаты. Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны | .
| Аппликация «Открытка для Защитника отечества». Развивать интерес и уважение к празднику 23 февраля. Рисование карандашом на тему «Звено самолетов». Воспитывать патриотические чувства, уважение к Российской армии посредством обучения рисованию нескольких летящих самолетов. |
Знамя победы | Знамя победы. Формировать элементарные представления об истории отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, их значении, формировать представление об истории знамен.
Город-герой Москва. Познакомить детей с историей обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите главного города страны от врагов. | Наше оружие – песня. Раскрыть значение музыки во время Великой Отечественной войны
Льется в тесной печурке огонь. Раскрыть значение музыки во время Великой Отечественной войны. | Марш победы. Воспитание интереса и желания у детей узнавать историю своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен и исполнение танцевальных этюдов.
Катюша. Воспитание интереса и желания у детей узнавать историю своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен и исполнение танцевальных этюдов. | Воины-защитники. Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения в играх и эстафетах.
Про нашу пехоту. Расширять знания детей о защитниках отечества, развивать чувства сопереживания, коллективизма в соревнованиях, подвижных играх. | Коллективная работа на тему «Парад на красной площади». Воспитывать патриотические чувства посредство закрепления навыков лепки в изображении военной техники. Рисование красками на тему: «Праздничный салют». Воспитывать чувства гордости и уважения к героическому прошлому Родной страны посредством развития чувства цвета и композиции. |
Моя семья | Я и моя семья. Развивать самопознание .Воспитывать у ребенка уважение к себе. Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Все работы хороши. Развивать у детей коммуникативные умения, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.
| Музыкальная семья. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения.
Лучи семейного счастья. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения. | Дружная семья. Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье. Бабушкин сундучок. Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье. | Мой дом – моя семья. Формировать представление детей о многонациональной Родине через участие в играх-состязаниях. Папа, мама, я – спортивная семья. Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни. | Аппликация на тему «Моя семья». Продолжить формировать представление детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Рисование на тему «Моя бабушка». Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков. |
5.Технология досуговой деятельности и традиций.
Как известно, наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники и другие массовые мероприятия. Для реализации данного направления в детском саду проводятся досуговые мероприятия в различной форме:
Форма проведения | Название |
Народные праздники | - Масленица. - Старый новый год. - Рождество. |
Театрализованные развлечения | - Дядя Степа. - Казак и лиса. - Илья Муромец. |
Музыкально-литературные композиции | - Весна, веснушка. - Зима волшебница. - Осень в России. |
Познавательно-тематические вечера | - Ярмарка игр. - Салют победы. - Москва златоглавая. |
Концерты | - Мамины глаза (День матери). - Дорогой человек (День пожилого человека). - Салют победы (День победы). - Вместе весело шагать (День народного единства). |
КВН и викторины | - Что мы Родиной зовем. - Знатоки Дона. - Короб чудес. - Почему Армия нам родная. |
Спортивные праздники | - Спортивная семья. |
Выставки: - декоративно- прикладного искусства - рисунков - фотовыставки | - Мастера России. - Пасхальное яйцо. - Осенняя палитра. - Военная техника – гордость России. - В гостях у сказки. - Герой войны в моей семье. - Наша дружная семья. - Мой любимый город. - Города России. |
Список литературы
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998
Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР детский сад №13 «Теремок»
Технология процесса нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Составил воспитатель:
Галицкая Г.Е.
Климовск
2012г.
Содержание
- Введение
- Технология взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
- Технология нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
- Технология создания предметно-развивающей среды.
- Технология досуговой деятельности и традиций.
Список литературы
Введение
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.
Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей [4].
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.
2. Технология взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» [16].
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [14].
.
Формы работы с семьей | Особенности, рекомендации |
Посещение семьи ребенка | Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи [11]. |
День открытых дверей | Дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. |
Беседы (индивидуальные, групповые) | Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. |
Консультации | Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»). |
Семинары-практикумы | Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. |
Родительские собрания | Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». |
Совместная экскурсия | Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. |
Родительские конференции | Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. |
Нетрадиционные формы работы с семьей [16] | |
Семейные клубы | В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. |
«Родительская почта» и «Телефон доверия» | Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей. |
3 . Технология нравственно-патриотическое воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна [13].
.
- выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.
- Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины..
- Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка
- При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам
- Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Цель | Форма взаимодействия | |
Сентябрь, «Моя семья» | ||
Средняя группа | 1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства. 2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье. | Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями |
Старшие группы | 1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя». 2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной. | Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании |
Октябрь, «Мой город» | ||
Средняя группа | 1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада. 2.Воспитывать интерес к родному району. | Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад. |
Старшие группы | 1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности. 2. Познакомить с историей возникновения Калининского района. 3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района. | Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы. Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора. |
Ноябрь, «Природные и культурные объекты города» | ||
Средняя группа | 1.Познакомить детей с особенностями расположения города, расширить представление о значении рек и мостов в жизни города. 2.Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом. | Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты. Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте. Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы. |
Старшие группы | 1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади. 2. Познакомить с биографией знаменитости района. 3. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил. | Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились. Экскурсии к памятнику. Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы. |
Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный). 2. Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду. | С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду». |
Старшие группы | 1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой). 2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности). 3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством. | Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители. Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях. |
Январь, «Архитектура нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.). 2. Познакомить с разными формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и спорта и т.д.). 3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой. | Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района. |
Старшие группы | 1.Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. 2.Познакомить с главным памятником архитектуры района. 3.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. | Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии. |
Февраль, «Воинская слава России» | ||
Средняя группа | 1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества района. 2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время). 3. Познакомить с российским флагом. 4.Воспитывать уважение к защитникам Отечества и гордость за страну. | Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями. Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ. Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. |
Старшие группы | 1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. 2.Познакомить с памятниками защитникам Отечества. 3.Познакомить с историей российского флага. 4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников. | Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями. Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ. Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. |
Март, «Народные промыслы» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами России. 2. Научить различать их и сравнивать. 3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края. | Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов. |
Старшие группы | 1. Закрепить знания детей о народных промыслах. 2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес. | |
Апрель, «Природа родного края» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения. 2. Научить различать реки и озера в разные времена года; знакомить с правилами поведения на воде. 3.Научить понимать и ценить красоту природы родного края. | С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде. |
Старшие группы | 1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта. 2.Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря. 3.Воспитывать чувство уважения к труду людей, которые заботятся о красоте мест отдыха в городе. 4.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города. | Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии. Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии. |
Май, «Достопримечательности нашего города» | ||
Средняя группа | 1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, района. 2. Познакомить с гербом города Санкт-Петербурга. 3. Развивать чувство любви к родному городу. | Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии |
Старшие группы | 1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в Калининском районе. 2.Познакомить с историей государственного герба России. 3.Дать знания о том, как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. | Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в Калининском районе. Семейная викторина « Памятники нашего города». |
4 Технология создания предметно-развивающей среды.
Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом. В рекреациях ДОУ находятся:
- В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские и казачьи костюмы.
- Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь оформлены папки с теоретическими и практическими материалами в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Для воспитанников оборудована витрина: «Россия – Родина моя». Перечень книг меняется в соответствии с тематикой.
Во всех возрастных группах имеются центры:
· патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В центрах широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Ростовской области, России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;
· драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности;
· изо-деятельности оснащены необходимым материалом для изобразительного творчества. В данных центрах есть так называемые «полочки красоты», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства;
· центр «Учимся строить» оснащенные тематическими строительными наборами: «Кремль», «Мой город», «Русская изба».
- Технология учебной деятельности.
Одной из форм реализации задач воспитательной системы является учебная деятельность. Учебная деятельность нами рассматривается как основа формирования знаний дошкольников об истории, культуре и традициях России. Учебная деятельность подразделяется нами на познавательные занятия, экскурсии и целевые прогулки.
Главные принципы планирования:
1. Распределение воспитательно-образовательной работы по блокам: «Наша Родина – Россия». «Родные русские мотивы». «Эх, Донские казаки». «Наши защитники». «Знамя победы». «Моя семья».
2. Привлечение краеведческого материала и обязательное сочетание сведений о стране с региональным компонентом.
3. Концентрический подход в преподнесении материала.
4. Тесная взаимосвязь между сотрудниками МБДОУ осуществляющими воспитательно-образовательный процесс.
В ДОУ разработан развернутый тематический план работы воспитателей и специалистов согласно тематике блоков. На основе данного плана все специалисты и воспитатели составляют свой перспективно-тематический план Тематика занятий в общем плане условна, каждый педагог подбирает тему занятия исходя из знаний и возможностей детей своей возрастной группы, опираясь на имеющийся дидактический материал.
Помимо занятий, как уже было сказано ранее, педагог планирует и проводит экскурсии и целевые прогулки, как для закрепления полученных знаний, так и в процессе подготовки к ним.
Таблица 1
Система занятий патриотической направленности
Тема блока: | Воспитатель | Музыкальный руководитель | Хореограф | Инструктор по физической культуре | Педагог дополнительного образования по изодеятельности |
Тема занятия. Цель. | Тема занятия. Цель. | Тема занятия. Цель. | Тема занятия. Цель. | Тема занятия. Цель. | |
Наша Родина – Россия | Широка страна моя родная... Познакомить дошкольников с физической картой России, дать первоначальные представления о России – как о великой стране.
Мир вокруг нас. Формировать у детей представления о мире, России, себе, как о полноправных гражданах России и воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства. | Город, в котором я живу. Формирование у детей интереса к своей «малой Родине»
Ты запой, соловушка… Патриотическое воспитание дошкольников посредством разучивания песен о России. | Русская матрешка. Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа.
На завалинке. Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа. | Мы – россияне. Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.
Я познаю Родину. Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, обучении через спортивные подвижные игры. | Моя Россия. Закрепить знания детей о России при помощи изображения страны красками. Мы живем в России. Коллективная работа. Лепка из пластилина фигуры человека, создание единой композиции. Воспитывать чувство гордости за свою страну при помощи коллективной работы. |
Родные русские мотивы | Растительный мир родного края. Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Животный мир родного края. Расширять представления детей о животном мире родного края, формировать основы экологического мировоззрения. | Деревенские посиделки. Знакомство с историей возникновения русской народной музыки.
Волшебный сундучок. Развитие интереса к истории и культуре своей страны посредством знакомства с русскими народными инструментами. | Хоровод заведем. Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.
Домовенок Кузя. Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа. | Мой город. Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физ-минуток.
Молодцы-удальцы. Воспитание патриотических чувств через физкультурно-оздоровительные разминки и малоподвижные игры. | Зимовье зверей. Закрепление знаний детей о животном мире России, на основе создания иллюстрации к русской-народной сказке «Зимовье зверей». |
Наши защитники | День защитников отечества. Формировать чувства уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. Наши защитники Познакомить детей с различными родами войск нашей армии | Ради мира на Земле. Дать представление о различных видах войск впрцесс ознакомления с песнями.
Пусть всегда будет солнце. Дать представление о различных видах войск с помощью песен о них. | Антошка идет в армию. Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны
Бравые солдаты. Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны | .
| Аппликация «Открытка для Защитника отечества». Развивать интерес и уважение к празднику 23 февраля. Рисование карандашом на тему «Звено самолетов». Воспитывать патриотические чувства, уважение к Российской армии посредством обучения рисованию нескольких летящих самолетов. |
Знамя победы | Знамя победы. Формировать элементарные представления об истории отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, их значении, формировать представление об истории знамен.
Город-герой Москва. Познакомить детей с историей обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите главного города страны от врагов. | Наше оружие – песня. Раскрыть значение музыки во время Великой Отечественной войны
Льется в тесной печурке огонь. Раскрыть значение музыки во время Великой Отечественной войны. | Марш победы. Воспитание интереса и желания у детей узнавать историю своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен и исполнение танцевальных этюдов.
Катюша. Воспитание интереса и желания у детей узнавать историю своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен и исполнение танцевальных этюдов. | Воины-защитники. Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения в играх и эстафетах.
Про нашу пехоту. Расширять знания детей о защитниках отечества, развивать чувства сопереживания, коллективизма в соревнованиях, подвижных играх. | Коллективная работа на тему «Парад на красной площади». Воспитывать патриотические чувства посредство закрепления навыков лепки в изображении военной техники. Рисование красками на тему: «Праздничный салют». Воспитывать чувства гордости и уважения к героическому прошлому Родной страны посредством развития чувства цвета и композиции. |
Моя семья | Я и моя семья. Развивать самопознание .Воспитывать у ребенка уважение к себе. Вызвать желание рассказать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
Все работы хороши. Развивать у детей коммуникативные умения, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.
| Музыкальная семья. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения.
Лучи семейного счастья. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения. | Дружная семья. Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье. Бабушкин сундучок. Воспитание уважения и любви к своему дому, родным через инсценировки песен о семье. | Мой дом – моя семья. Формировать представление детей о многонациональной Родине через участие в играх-состязаниях. Папа, мама, я – спортивная семья. Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни. | Аппликация на тему «Моя семья». Продолжить формировать представление детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Рисование на тему «Моя бабушка». Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков. |
5.Технология досуговой деятельности и традиций.
Как известно, наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники и другие массовые мероприятия. Для реализации данного направления в детском саду проводятся досуговые мероприятия в различной форме:
Форма проведения | Название |
Народные праздники | - Масленица. - Старый новый год. - Рождество. |
Театрализованные развлечения | - Дядя Степа. - Казак и лиса. - Илья Муромец. |
Музыкально-литературные композиции | - Весна, веснушка. - Зима волшебница. - Осень в России. |
Познавательно-тематические вечера | - Ярмарка игр. - Салют победы. - Москва златоглавая. |
Концерты | - Мамины глаза (День матери). - Дорогой человек (День пожилого человека). - Салют победы (День победы). - Вместе весело шагать (День народного единства). |
КВН и викторины | - Что мы Родиной зовем. - Знатоки Дона. - Короб чудес. - Почему Армия нам родная. |
Спортивные праздники | - Спортивная семья. |
Выставки: - декоративно- прикладного искусства - рисунков - фотовыставки | - Мастера России. - Пасхальное яйцо. - Осенняя палитра. - Военная техника – гордость России. - В гостях у сказки. - Герой войны в моей семье. - Наша дружная семья. - Мой любимый город. - Города России. |
Список литературы
Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92
Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000
Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839
Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo
Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998
Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.
Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего...
презентация на тему : "Современные педагогические технологии нравственно - патриотического воспитания в ДОУ "
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках кон...
Технология нравственно - патриотического воспитания младших дошкольников. Из опыта работы.
quot;Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в д...
Технология нравственно - патриотического воспитания. Леонова Н.Н.
ЦЕЛЬ Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям....
Программа самообразования "Технологии нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Материал для воспитателей детского сада....
Технология нравственно-патриотического воспитания.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках кон...
Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей. Цель нравственно-патриотического воспитания обусловлена социальным заказом сов...