Доклад на педсовете
консультация по теме
Доклад на педсовете "Сказка в экологическом воспитании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ
тема: «СКАЗКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ»
Воспитатель высшей категории
Разбойникова И.В.
Известный итальянский писатель, автор «Грамматики фантазии», Джанни Родари, писал: «Воображение всё ещё находится в нашей школе на положении бедного родственника – вниманию и запоминанию отдаётся куда больше предпочтения; умение внимательно слушать и тщательно запоминать, по сей день составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика».
К сожалению, это утверждение во многом справедливо и по отношению к нашему образованию. Малыш приходит в детский сад, школу с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.
Существуют разнообразные классификации сказок. Так, различают бытовые и волшебные сказки, авторские, народные и т.д. возможны и разные подходы к анализу этих произведений, например, с позиций лингвиста, фольклориста, литературоведа. Этим вопросам посвящена обширная специальная литература. Наша задача – попытаться проанализировать сказки с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на сказку как средство обучения, воспитания, развития ребёнка, привлечения его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей. Мы будем анализировать сказки не с традиционных позиций: например борьба добра со злом, а попытаемся рассмотреть их с позиций естественнонаучных, с учётом взаимозависимости человека и природы. При этом не будем забывать об условности нашего анализа и чувстве юмора.
Использовать сказки можно в работе с детьми раннего возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических внешкольных и классных мероприятий, праздников, на занятиях по экологии и т.д. Не стандартный подход к сказкам помогает сделать интересными и семинары для педагогов и студентов, совместную деятельность детей младшего и среднего возраста и их родителей. Излишне доказывать, что чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимаются всеми детьми: от детского сада до старших классов. Особенно серьёзно относятся к сказкам дошкольники и ученики младших классов. Поэтому при работе с младшими ребятами очень важно бережно относится к сказочному сюжету: просто читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные представления и кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам.
Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Теперь они способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять её, вставать на позиции героев. При работе с детьми не только младшего и среднего возраста для придумывания сказок неплохо воспользоваться советами Джанни Родари. Рекомендуемые им приёмы могут быть направлены на развитие творческих способностей и нестандартного мышления в процессе экологического воспитания.
Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально-окрашенный материал. Внимание ребёнка привлекают также новизна. Необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более эффективным. С этой точки зрения использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь.
Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течение долгого времени люди воспринимали природу как нечто враждебное, неопознанное, таящее опасность. В мифах и сказках народов мира леса, болота населены злыми духами и прочими отрицательными персонажами.
Со временем человек всё лучше понимал природу, постигал её законы, учился использовать ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе.
Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков. Когда зависимость людей от природы была более явной, чем сейчас. Известный исследователь фольклора Пропп В.Я. писал, что волшебная сказка уходит корнями в первобытные времена и связана с обрядами, сопровождающими вступление человека в пору зрелости.
Однако человеку индустриальной эпохи присущ антропоцентрический взгляд на окружающую среду, что, в частности, выражается в потребительском отношении к природе, и только в конце ХХ века люди начали понимать, что они должны рассматривать себя, как часть природы.
Во многих сказках природа воспринимается именно с точки зрения её житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей. молочных рек с кисельными берегами и т.д. Часто спастись героям сказок помогают широкие реки и дремучие леса. И это тоже отражение нашего отношения к природе. Особое внимание уделяется животным – помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определённых условиях (в которые их поставил человек) – например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня, я тебе ещё пригожусь!». А отношение Емели к щуке или старика к золотой рыбке – это уже настоящий шантаж со стороны человека!
Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которых люди считали своими врагами. Это почти всегда хищные звери. Например, во многих народных сказках волк – злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую он представляет для людей и их хозяйства. В тоже время большинство травоядных зверюшек, особенно если они симпатичные, наделяются положительными чертами. Как показали опросы, у многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые и им не место рядом с человеком, они не нуждаются в нашей защите и помощи. В формирование такого отношения вносят вклад и сказки.
Дети очень хорошо усваивают характеристики животных – героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто это представление у них остаётся на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с птицами и зверями, а также наблюдения за ними во время охоты и защиты от них домашних животных.
Во многих сказках присутствует деление животных на красивых и безобразных. Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Вспомним хотя бы неприятного крота и не менее противную жабу в сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Не случайно эти герои выбраны в качестве отрицательных героев. Такое отношение автора к персонажам передаётся и детям. С другой стороны, Эдуард Успенский, сделав обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвал у детей доброе отношение к этому животному.
Существует ещё один тип сказок, которые многими педагогами рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле также отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнают, как много благ даёт нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, охоты), а затем делается вывод: именно поэтому природу надо беречь.
Такая потребительская точка зрения прочно укоренилась в нашем сознании. Особенно она характерна для произведений, написанных в 1930-1970 гг., когда в литературе воспевалось покорение и завоевание природы. В этот период господствовала установка «человек – хозяин природы», и вполне естественно, что авторы ряда сказок воплощали такой стереотип в своих произведениях.
Несмотря на разнообразие и многочисленность авторских сказок, среди них на удивление мало таких, которые дают достоверную информацию о природе. Такие сказки называют познавательными. Они отражают уровень знаний авторов о природе, их взгляды на окружающую среду и человека. Часто такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивить и рассмешить детей.
Рекомендую, выбирая сказки для занятий с детьми, тщательно продумывать их содержание. Если для общего развития ребёнка подходят любые сказки, то для целей экологического образования следует отбирать те, которые наиболее точны в определении ценностей. С другой стороны, экологически «неправильные» произведения могут послужить отправной точкой для обсуждения (но не критики), особенно при работе со старшими детьми и даже студентами. Важно верно направит ход беседы, дать её участникам возможность высказывать и обосновывать свои взгляды, которые отнюдь не обязательно должны совпадать с авторскими.
В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так в восточных сказках часто подчёркивается ценность воды, её роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца. В сочинениях североамериканских индейцев ощущается почтительное отношение к природе, как живой, так и неживой (например, к камням, тору, солнцу).
Учитывая всё вышеизложенное, можно эффективно использовать сказки в целях экологического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Отражение в речи образного восприятия окружающего в процессе театрализованных игр".
Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и прав...
Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».
Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...
Доклад на педсовете Тема: «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия....
Доклад на педсовете "Поисково-исследовательская деятельность зимой на прогулке детей среднего возраста."
Описаны возможности поисково-исследовательской деятельности зимой на прогулке детей средней группы....
Доклад на педсовете и Игровое занятие для ясельной группы
Данные материалы являются отражением опыта работы в 1-ой младшей группе Детского Сада комбинированного вида № 3 "Радуга" г. Подольска. Предлагаем ознаком...
Доклад на педсовете по нетрадиционным техникам рисования
Влияние нетрадиционных техник рисования на дошкольника. Техники рисования, которые на мой взгляд наиболее приемлемы к применению в дошкольном образовании....
Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"
Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...