НОД космос
материал (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Педагогический проект: «Этот загадочный мир»
2011 год – юбилейный год для Российской космонавтики. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, длительный (3 - 4 месяца).
Педагогический проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
для взрослого: развитие свободной, творческой личности ребенка;
для ребенка: возможность участия в проекте "Этот загадочный мир", где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях в веселых конкурса и опытах , соревнованиях, предоставить свои рисунки, поделки.
Задачи развития детей в проекте:
развитие познавательных способностей детей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков;
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Задачи исследовательской деятельности детей в проекте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы совместной исследовательской деятельности.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
игровая деятельность- Сюжетно-ролевые игры «Исследователи новой планеты» , «Космодром» «Юные исследователи космоса»
Досуг «Солнечный круг»
«КВН -Знатоки космоса»
Спортивный досуг- «Большое космическое путешествие»
Экологический досуг «Земля- наш дом родной»
Дидактические игры: «Найди ошибку»
«Звезды на небе», «Сложи по порядку», «Чего не стало»,
«Найди лишнее», «Когда это бывает», «Какое время года»
коммуникативная; развитие речи, словообразование сложных слов.
Учебная деятельность:
Познавательные беседы «Неизвестная Вселенная»
«Планеты Солнечной системы» «Земля- какая она»
«Первооткрыватели космоса»
«Земля- планета на которой мы живем»
Интегрированное занятие «Почему бывает день и ночь, лето и зима»
Наблюдения:
За звездами, за луной ,»Путь солнца по небосводу»
Наблюдение за частями суток (смена, длительность)
Наблюдение «Что необходимо для жизни на Земле»
(свет, тепло, вода, воздух, притяжение Земли)
Эксперимент, моделирование, проблемные ситуации
Моделирование планетария
Изготовление телескопа
Опыт «Звезды светят постоянно»
Моделирование солнечных часов
Эксперимент с глобусом и лампой
Эксперимент по теме «Почему все падает на землю?»
Изодеятельность, конструирование
«Звездная фантазия»
«Среди планет»
«Созвездия»((по замыслу детей)
Оригами «Космонавт»
Интегрированное занятие «Времена года» с прослушиванием произведений
П.Чайковского, и А .Вивальди
Конкурс плакатов «Защитим Землю» при поддержке родителей
Чтение.
К.Булычев «Тайна третьей планеты»
Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»
Русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон- Воронович»
Сказка народов Сибири «Небесный олень»
П.Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
А.Томилин «Как люди открывали свою землю»
«Кто первым догадался , что Земля шар?»
Б.Левитан «Астрономия в картинках»
В.Бианки «Синичкин календарь»
С.Маршак «Времена года»
Предполагаемый результат проекта: совместная деятельность детей и педагога в развлечении " Земля наш дом".
Формы работы в проекте "Этот загадочный мир"
Перспективное планирование проектной деятельности:
Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми
Взаимодействие с родителями,
другими специалистами детского сада
Просмотр мультфильма «Тайна третей планеты»
просмотр мультфильма "Полет на Луну". СССР: Союзмультфильм, 1953. Hа Луне потерпел аварию земной корабль. Ему на выручку отправляется новая экспедиция: профессор-астроном, женщина-штурман и пионер Коля, случайно попавший на борт космолета..
Просмотр родителями с детьми мультфильмов
(на выбор)
"Тайна красной планеты" "Загадочная планета"
"Возвращение". СССР: Союзмультфильм, 1980 Космический корабль терпит бедствие. Человечество пытается спасти космонавта, и в конце-концов тот благополучно возвращается на Землю.
"Возвращение со звезд" /СССР: Союзмультфильм, [Звездолет возвращается на Землю из дальней экспедиции, но на родной планете за это время случилась экологическая катастрофа - Земля лишилась воды...
"Главный звездный" СССР: Союзмультфильм, 1966
"Мурзилка на спутнике "СССР: Союзмультфильм, 1960. [Hеслыханное происшествие зарегистрировали космические станции XXI в. - на Земле плачет ребенок. Оказывается, малыш не знает, почему поставили обелиск первому спутнику Земли. На помощь мальчику приходит популярный персонаж].
"Незнайка на Луне
"Новеллы о космосе" /СССР: Союзмультфильм, 1973г.
Читальный зал
Поэтическая гостиная
Чтение с детьми произведений о космосе:
Чтение Г.Юрлин "Что внутри?". Издательство малыш. Рассказ "Счастливого пути, космонавты"
Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"
Е.П.Левитан "Звёздные сказки"
К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"
Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе.
Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона "звездочет и обезьянка Микки
Е.П.Левитан "Малышам о звездах и планетах". Москва, Педагогика-Пресс, 1993
Детское моделирование Моделирование телескопа
Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина)
Глобус – модель земли.
Родителями создание дома на потолке "Звездного неба":
из светящихся объемных космических фигур или светящихся наклеек .
Космическая лаборатория Опыт "Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?"
Опыт "Шарики на ниточках"
Опыт с электрической лампочкой.
Опыт с лучом света
Опыт "почему день сменяется ночью?"
Эксперимент "Месяц в домашних условиях"
Поход с родителями в планетарий.
Космическая мастерская "Ракета из пластилина". Е.Г.Лебедева "Простые поделки из бумаги и пластилина" Москва, Айрис Пресс, 2005, стр 153
"Инопланетяне из пластилина" Е.Г.Лебедева "Простые поделки из бумаги и пластилина" Москва, Айрис Пресс, 2005, стр 157
"Космический корабль, космонавт в открытом космосе". Оригами С.И.Мусенко, Г.В.Бутылкина "Оригами в д\с" Москва, Школьная пресса, 2005, стр 51, 72
Конкурс "Ловкий карандашик" - раскраски о космосе.
Конкурс совместной поделки детей и родителей "Самый необычный космический корабль" (природный или бросовый материал)
Космический спортзал
Физкультминутка:
Раз-два, стой ракета,
Три-четыре, скоро взлет
Чтобы долететь до солнца
Космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно,
Каждый ведь из нас атлет,
Пролетая над землею
Ей передаем привет.
Физкультурный досуг: "Мы готовы лететь в космос"
Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др планеты).
Дидактическая игра "Что ближе, что дальше?" (Цель – Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.)
Складываний созвездий из мозаики.
Конструктивные игры:
- из деревянного конструктора "Космодром"
- из пластмассового конструктора "Космический корабль"
Сюжетно-ролевая творческая игра "Путешествие на луну"
Поиск вместе с родителями информации "Как звезды людям помогают", создание фотоальбома или другой презентации результатов поиска.
Космическая музыка
Старые советские песни:
"На пыльных тропинках далёких планет..." (в исполнении Сергея Трошина)
"Мы в космос улетаем на работу..."
"И на Марсе будут яблони цвести"
Родина слышит, Родина знает (в исполнении Дмитрия Хворостовского, хотя песня скорее про лётчиков)
Итог, результат проекта
Совместный праздник детей, воспитателей, родителей, музыкального и физкультурного руководителя
Приложение № 1
"Читальный зал, поэтическая гостиная"
Римма Алдонина
* * *
- Всё,- сказал я твёрдо дома,
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!
Тим Собакин
* * *
Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно
"Изучайте глубины Вселенной!"
Оксана Ахметова
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
Ю.Синицын
Созвездия
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной -
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, -
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
Аркадий Хайт
Из "Радионяни"
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Оксана Ахметова
Грусть кота
У меня плохие вести.
Я грущу как никогда.
Я узнал: среди созвездий
Нет созвездия Кота!
Есть на небе Волк и Заяц,
Голубь, Ящерица, Кит.
Лебедь звёздная летает:
Даже Муха там сидит!
А вокруг - Собаки, Рыбы,
Две Медведицы и Львы,
Бродит Конь с косматой гривой
Средь космической травы:
Только нет Кота. Я плачу!
Нету звёздного Кота!
Даже нет Усов Кошачьих,
Ни Кошачьего Хвоста!
Я всю ночь смотрел на небо!
Просто выбился из сил!
чем же я настолько крепко
астрономам насолил?
* * *
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
Генрих Сапгир
Мы слыхали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули -
Увидали две кастрюли.
Ю.Синицын
Большая Медведица
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звёзд, больших и ярких,
Чуть видна ещё одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конём.
А малышка рядом с нею -
Всадник,
Скачущий на нём.
Замечательный наездник,
Этот звёздный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Золочёную узду.
Правит Всадник молчаливый
На Полярную звезду.
Автор разыскивается
* * *
На небе ковшик золотой
Зовут Медведицей Большой.
Секрет - найти, где север, - прост:
По направленью крайних звёзд
Прямую линию веди,
Звезду Полярную найди,
Стань прямо, на неё гляди,
И север будет впереди.
Римма Алдонина
Созвездия
Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
Григорий Кружков
* * *
Есть в небе звёздочка одна,
Какая - не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
Римма Алдонина
Луна
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
Виктория Топоногова
Лунный зайчик
Когда уходит Солнце спать
За синий лес, за елей рать,
Лишь только зеркальцу Луны
Лучи его видать...
И тысячи подлунных лет
Нам по ночам его привет
Шлёт Зайчик Солнечный с небес,
Рождая лунный свет.
Да вот беда - никто кругом
Свет солнечный не видит в нём,
И, двери заперев ключом,
Уходят люди в дом.
С ним не играет детвора.
Уходят гуси со двора,
И Зайчик бродит, одинок.
Вздыхая до утра.
Ему лишь кроха-соловей
Выводит трели средь ветвей
О беге дней, красе полей,
И о любви своей...
Да речка, волнами блестя,
Его качает, как дитя...
И Зайчик спит счастливым сном
Весь день под шум дождя.
Автор разыскивается
* * *
Если месяц буквой "С",
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву "Р",
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.
Галина Косова
Солнечное затмение и Луна
Ты знаешь, папа - чудеса,
Затмение придёт.
Исчезнет Солнышко - краса.
Куда оно уйдёт?
Ночная, тихая Луна,
Придёт к нам в гости днём?
Закроет Солнышко она?
И мы опять заснём?
Мне папа долго объяснял,
Про Солнце и Луну.
Конечно, я ему кивал
А всё же не пойму.
И папа всё нарисовал:
Вот Солнце, вот Земля,
А вот Луна, её овал, -
Тогда всё понял я.
Луна днём в гости не придёт,
Её увидим тень.
Она на Солнце наплывёт,
И потемнеет день.
Как будто кто-то в небесах,
Плывёт на корабле.
Луна, как парус на ветрах,
Привет пришлёт Земле.
Вдруг неожиданно взгрустнул
Какой-нибудь малыш.
Без лунных сказок не заснул,
Пусть даже в доме тишь.
Светить не может нам она,
Лишь отражает свет.
На помощь Солнышку дана,
И в том её секрет.
Чтоб ночью было не темно,
Прекрасная Луна
Заглянет в каждое окно,
С ней тьма нам не страшна.
С Луною к нам приходит ночь,
Луна нам дарит сны.
А фея сказок - это дочь
Таинственной Луны.
Джанни Родари
* * *
У лунного моря
Особый секрет -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет
И рыба не водится тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
Валентин Берестов
Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте - луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!
1967
Яков Аким
* * *
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Солнечная система
Автор разыскивается
* * *
- Вот звёздное небо! Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди звёзд там планет блуждают!
- Как так блуждают? Дороги не знают?
- Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!
Аркадий Хайт
Из "Радионяни"
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Автор разыскивается
* * *
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон!
Римма Алдонина
Сатурн
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Римма Алдонина
Комета
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
- Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
- Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Генрих Сапгир
* * *
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
Галина Косова
Бабушка Луна
Ночью бабушка Луна
В тишине сидит одна.
Ноги в тапках - облаках,
Спицы в ласковых руках.
Для Земли готовит шаль,
Тёмно-синюю вуаль.
Рядом с бабушкой сундук,
В сундуке живёт паук.
Луч у Солнца он берёт
Звёзды из него плетёт.
Так он трудится весь день,
Но ему совсем не лень.
Полон звёздами сундук,
Но устали восемь рук.
Значит, время отдохнуть,
Сладко до зари заснуть.
Ну а бабушке пора
Потрудиться до утра.
Терпеливо шаль вязать,
Звёзды к шали пришивать,
Очень важно не забыть
Сказку в каждую вложить,
Чтобы каждая звезда
Рассказать смогла всегда
Эту сказку в тишине
Тёмной ночью при Луне.
Используемая литература
Юрлин "Что внутри?". Издательство малыш. Рассказ "Счастливого пути, космонавты"
Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"
Е.П.Левитан "Звёздные сказки"
К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"
Уэллс Гордон "Звездочет и обезьянка Микки".
Е.П.Левитан "Малышам о звездах и планетах". Москва, Педагогика-Пресс, 1993.
фильм "Другие миры" из документального сериала "Планеты" ВВС, 2005
Департамент образования СЗОУО
ГОУ Детский сад № 1861
Конспект открытого просмотра
Эксперимент «Почему все падает на землю»
Воспитатель Бегина Л.М.
Москва -2011 г.
Эксперимент «Почему все падает на землю»
Цель: подвести детей к пониманию, что Земля обладает
силой притяжения, которая зависит от веса и площади предметов.
Материалы и оборудование:
- разные предметы (из дерева, металла, пластмассы,
бумаги, пуха)
- емкость с песком, водой
- два пластмассовых шарика, металлические шарики, магнит
- металлическая фигурка человека.
Воспитатель показывает эксперимент поэтапно.
1. На пластмассовый шарик ставится металлическая фигурка человечка. При вращении шарика фигурка падает.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что наша
Земля тоже круглая, но все находящиеся на ней предметы
(здания, транспорт, дюди) не падают, как фигурка, упавшая с шарика.
2. Показать детям действие магнита. В пластмассовый шарик
при детях кладется магнит. Сравнивается поведение предметов на шарике с магнитом и без него. Подвести детей к пониманию,
что Земля, как магнит, обладает силой притяжения.
3. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит: какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу (предметы легкие по весу, имеющие большую поверхность, в воздухе держатся дольше).
4. Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему (тяжелые предметы ударяются сильнее). Одинаковые шарики опускаются с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались (удар сильнее, если предмет падает с большой высоты: при падении предмета с большой высоты в воду больше брызг). Объясняют, почему опасно прыгать с высоты. (удар о землю будет сильнее).
Воспитатель: Планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится все притянуть вниз. к своему центру. Это явление называется силой земного притяжения. Все планеты притягивают предметы к своим центрам. Мы ощущаем силу тяготения, поднимая предметы. Если бы она не действовала, все предметы на планете стали бы невесомыми.
Департамент образования СЗОУО
ГОУ Детский сад 1861
Проектная деятельность по теме:
«Этот загадочный мир»
старшая группа №3
Воспитатель Бегина Л.М.
Москва - 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"
Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...
Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса
интегрированное занятие по окружающему миру...
Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"
Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...
Презентация на тему космос: "Викторина азбука из космоса"
Презентация о космосе...
Конспект НОД В подготовительной к школе группе Образовательная деятельность: Познание. «Путешествие в космос»Задачи: Расширять представления детей о космосе и космических явлениях. Активизировать словарь по теме «Космос». Продолжать учить чтению. Развива
Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад №35 г. Челябинск» Конспект НОДВ подготовительной к школе группеОбразовательная деятельность: П...
"ОСВОЕНИЕ КОСМОСА" - апробация технологической модели естественно-научного образования дошкольников в области космоса, ракетостроения и профессий, связанных с космосом
Автором представлен практический материал по ознакомлению дошкольников с космосом....
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...