Безопасность на дорогах для пассажиров и пешеходов
методическая разработка по теме

Кожемякина Ирина Анатольевна

Здесь представлен опыт работы по ПДД для работы со старшими дошкольниками и их родителями. Сюда включены: консультации для родителей, Квн, анкеты, игры, викторина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей « Я и мой ребёнок на улицах города »

Уважаемые родители! Мы просим вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет узнать, насколько ваши дети знают и умеют пользоваться правилами дорожного движения.

  1. Знает ли ваш ребёнок свой домашний адрес:

а)        знает название города, улицы, номер дома, квартиры, телефона;

б)        знает название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

в)        знает только 1 -2 наименования.

  1. Как вы добираетесь домой с ребёнком из детского сада;

а)        пешком;

б)        на транспорте.

  1. Если вам приходится идти пешком, то вы с ребёнком:

а)        переходите дорогу по пешеходной дорожке, смотрите на сигнал светофора;

б)        переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;

в)        переходите дорогу там, где удобно и близко к дому.

  1. Различает ли ваш ребёнок сигналы транспортного и пешеходного светофоров:

а)        стоит на месте, если горит красный сигнал пешеходного светофора и зелёный сигнал для машин;

б)        путает сигналы транспортного и пешеходного светофора, часто ошибается;

в)        не знает, что существует пешеходный и транспортный светофор, и ориентируется только на ваши знания.

  1. Знает ли ваш ребёнок знаки дорожного движения и может рассказать, что они обозначают:

а)        да;

б)        нет;

в)        затрудняюсь ответить.

  1. Когда вы в последний раз показывали ребёнку знаки дорожного движения и рассказывали, что они обозначают:

а)        постоянно, когда приходится пользоваться транспортом, переходить дорогу;

б)        достаточно давно;

в)        не помню.

  1. Знает ли ваш ребёнок виды городского транспорта (подчеркнуть название, если знает):

а)        автобус;

б)        троллейбус;

в)        трамвай;

г)         такси;

д)        метро.

  1. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться городским транспортом:

а)        стоит на остановке, садится вместе со взрослым в переднюю или среднюю дверь, спокойно ведёт себя, если есть возможность, садится на сидение, не высовывается из окна, не сорит в салоне;

б)        стоит на остановке, садится в любую дверь, пробирается быстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров, говорит громко;

в) на ходу заскакивает в салон вместе со взрослым, требует освободить ему место в салоне, говорит громко, другие делают ему замечания.

  1. Считаете ли вы, что даёте в полном объёме своему ребёнку необходимые знания и практические навыки поведения на улице и в городском транспорте.

а)        да, ребёнок знает основные знаки, может их назвать, рассказать, для чего они нужны, применяет в жизни правила дорожного движения;

б)        не уверен, знания недостаточные, даются от случая к случаю, ребёнок часто ошибается в названии знаков, не всегда знает, как себя вести на улице и в транспорте;

в)        нет, времени не хватает давать ребёнку знания на эту тему.

  1. Достаточно ли знаний о правилах дорожного движения получает ваш ребёнок в детском учреждении:

а)        да, достаточно;

б)        нет, недостаточно;

в)  затрудняюсь ответить.



Предварительный просмотр:

ВИКТОРИНА «ПЕШЕХОД НА УЛИЦЕ»

(Подготовительная к школе группа)

Цели:

- организовать развлечение при индивидуальной работе с  детьми;

- закрепить правила дорожного движения.

Вопросы викторины

  1. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (По тротуару.)
  2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (По правой.)
  3. Почему надо придерживаться правой стороны? (Чтобы не мешать движению пешеходов.)
  4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару? (За тротуаром начинается движение транспорта. Пешеход, вышедший на шоссе, подвергается опасности.)
  5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Автобус, троллейбус не могут сразу остановиться, особенно на скользкой дороге, в снег, дождь.)
  6. Где нужно ждать троллейбус, автобус? (На остановке.)
  7. Как надо себя вести пассажиру в транспорте? (Входить и выходить при полной остановке, разговаривать тихо, обязательно держаться за поручни, уступать место старшим.)
  8. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (Только сзади, чтобы видеть идущий за ними транспорт.)
  9. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как? (По переходу, спокойным шагом.)
  10. Что такое регулируемый перекресток? (Это перекресток, на котором движение регулируется милиционером-регулировщиком или светофором.)
  11. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика? (Убедиться в безопасности, посмотреть налево, дойдя до середины дороги — направо.)
  12. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрестках? (При зеленом свете светофора или разрешающем сигнале регулировщика.)
  13. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?
  14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете? Каково их значение для пешеходов?
  15. Почему нельзя играть на проезжей части дороги? (Это опасно для жизни.)



Предварительный просмотр:

Дидактические игры

« Можно - нельзя, правильно - неправильно »

Цели:

  1. Формировать у детей представления и ответственное отношение к тому, что можно и нельзя на улице, дороге и в транспорте.

Материалы к игре:

Карточки с правильным и неправильным поведением детей (ситуациями) на дороге, на улице и в транспорте (автобусе и метро).

Карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком на каждого игрока.

Ход игры:

1 вариант. В игре принимают участие все дети,

Воспитатель раздаёт детям карточки с улыбающимся солнышком и грустным солнышком. Последовательно показывает карточки с различными ситуациями поведения детей на улице, дороге, в транспорте. Дети поднимают ту карточку с солнышком,  которая соответствует данной ситуации, т.е. можно так себя вести в транспорте или на улице (улыбающееся солнышко) или нет (грустное солнышко), правильно ли поступают дети или нет.

Выигрывает тот, кто не только правильно поднимает соответствующую карточку, но и объяснит, почему он поднял её.

2 вариант. В игре принимают участие не более шести детей.

Воспитатель раздаёт карточки с ситуациями детям, по 4 карточки каждому ребёнку. Дети раскладывают их перед собой. Карточки с солнышками кладутся на середину стола. Дети рассматривают свои карточки, берут солнышко и кладут на карточку с соответствующей выражению (весёлое или грустное солнышко) ситуацией.

Выигрывает тот, кто первым закроет все ситуации карточками с солнышками и расскажет, почему он закрыл эту картинку весёлым или грустным солнышком.

« Дорожные знаки для пешехода »

Цели:

  1. Закреплять знание и назначение дорожных знаков.

Материалы к игре:

Знаки « Пешеходный переход », Движение пешеходов запрещено », « Подземный пешеходный переход », « Надземный пешеходный переход », « Пункт первой медицинской помощи », « Скользкая дорога », « Велосипедная дорожка », « Движение на велосипедах запрещено », « Дорожные работы », « Железнодорожный переезд без шлагбаума », « Опасный поворот », « Не ровная дорога ». По 4 - 5 знаков на ребёнка. Выигрывает тот, кто правильно покажет все дорожные знаки и расскажет о назначении того или иного знака для пешехода.

Ход игры:

В игре принимает участие вся группа или несколько детей.

Воспитатель раздаёт детям по 4 - 5 дорожных знаков. Дети раскладывают их перед собой.

Воспитатель зачитывает правило поведения пешехода на дороге, а ребёнок показывает соответствующий дорожный знак и объясняет его назначение и важность для пешехода.

Лото « Учись быть пешеходом »

Цели:

  1. Продолжать знакомить детей с правилами безопасности поведения на улице.
  2. Закреплять знание дорожных знаков необходимых для пешеходов.

Материалы к игре:

Карточки большие, с различными ситуациями на дорогах (по правилам поведения детей на дороге, на улице и в транспорте), по шесть ситуаций на каждой карточке.

Маленькие карточки с дорожными знаками и правилами дорожного движения на обратной стороне и карточки белые, перечёркнутые по диагоналям.

Ход игры:

В игре принимают участие не более шести детей.

Воспитатель раздаёт детям большие карточки (одну карточку одному ребёнку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребёнок рассматривает свою карточку, находит соответствующую ситуацию и кладёт на неё маленькую с дорожным знаком или белую карточку (если ситуация показывает на неправильное поведение ребёнка на дороге или в транспорте).

Выигрывает тот, кто первым закроет все шесть ситуаций на своей карточке.

« Светофор »

Цели:

  1. Дать представления детям о назначении светофора, о его сигналах.
  2. Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный).

Материалы к игре:

Цветные картонные кружки (красный, жёлтый, зелёный); макет светофора.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям кружки жёлтого, красного, зелёного цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

« Красный и зелёный »

Цель:

  1. Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Материалы к игре:

Два кружка (зелёного и красного цвета), машинка.

Ход игры:

Игра проводится с одним ребёнком. Воспитатель берёт два кружка - красный и зелёный,  предлагает ребёнку взять игрушку  машину и говорит:

 - Ты, Вася, шофёр, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зелёный кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.

Воспитатель играет с ребёнком. На зелёный кружок малыш передвигает машину по столу, на красный – останавливается.



Предварительный просмотр:

ЗНАТОКИ ДОРОЖНЫХ ПРАВИЛ

Сценарий КВН для детей подготовительной группы.

Цели:

  1. Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города.
  2. Закрепить умение детей применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

Ход досуга.

Под веселую музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» дети из двух подготовительных групп вместе с родителями входят в зал.

Ведущий: «Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень важном — правилах дорожного движения, культуре поведения на дорогах. Очень скоро наши воспитанники попрощаются с детским садом и пойдут в школу. Чтобы это счастливое событие в каждой семье не омрачилось несчастным случаем на дороге, взрослые и дети должны не только знать правила, но и строго их соблюдать и выполнять.

Выходят два ребенка, читают стихотворение Я. Пишумова  «Азбука города».

Ведущий. Действительно, нужно очень хорошо знать правила поведения на дорогах города, но еще важнее — помнить о них и всегда выполнять.

Сегодня мы с вами проведем игру «Знатоки правил дорожного движения».

В игре участвуют две команды: «Светофорик» и «Зебра».

Следить и оценивать результаты игры будет жюри. Для этого мы пригласили сотрудников ГИБДД. Начнем игру с приветствия команд.

Команда «Зебра».

Мы команде «Светофорик»

Шлем свой пламенный привет.

И от всей души желаем

Дать им правильный ответ.

Знать правила движения —

Большое достижение.

Команда «Светофорик».

С вами мы сразимся,

Но просто не сдадимся,

Будем правила движенья

Выполнять без возраженья.

Пусть вам и нам сопутствует удача,

Стать грамотными пешеходами—

Вот наша задача.

Ведущий. Команды поприветствовали друг друга. Можно начинать игру. Желаю вам успеха!

На столе лежат конверты с заданиями. Ведущий поочередно берет конверт и читает.

Желтый конверт.

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь.

(Светофор.)

Дети отгадывают загадку и читают стихотворение.

На дорогах с давних пор

 Есть хозяин — светофор!

 Перед вами все цвета,

Вам представить их пора.

Загорелся красный свет,

«Стой! Вперед дороги нет»!

Желтый глаз твердит без слов:

 «К переходу будь готов!

На зеленый свет — вперед!

Путь свободен, пешеход».

 Перейти через дорогу

Вам на улице всегда

И подскажут и помогут

Эти яркие цвета.

Вопросы команде «Светофорик».

Детям:

  1. Какие бывают светофоры? (Пешеходные и транспортные.)
  2. Когда можно переходить улицу?
  3. Что нужно сделать, если загорелся желтый свет, а вы не успели перейти дорогу?

Родителям:

  1. Как правильно переходить улицу с ребенком?
  2. Если вы везете ребенка на санках, что необходимо сделать?

Эстафета «Собери светофор». 

(Участвуют по четыре ребенка из каждой команды. Дети, должны быстро и правильно выложить на магнитной доске модель светофора.)

Игра «Сигналы светофоров». 

(Участвуют две команды. На зеленый сигнал участники шагают на месте, на желтый — хлопают в ладоши, на красный — стоят.)

Зеленый конверт.        

Полосатая лошадка

Вам подскажет на пути,

Где дорогу перейти

(Пешеходный переход.)

Дети отгадывают загадку и читают стихотворение о переходе. 

Полосатая лошадка

Через улицу ведет.

Здесь нам очень осторожно

Нужно сделать переход.

Не спеши, а первым делом

Влево-вправо погляди:

 Нет машин — шагаем смело!

Есть машины - стой и жди!

Вопросы команде «Зебра».

Детям:

  1. Какие бывают переходы? (Подземные, наземные, надземные.)
  2. Расскажите, как правильно надо переходить улицу по наземному переходу.
  3. Как правильно перейти улицу, если вы вышли из автобуса, трамвая, троллейбуса.

Родителям:

  1. Как правильно нужно входить и выходить с ребенком из общественного транспорта и почему?
  2. О чем говорить с ребенком при переходе проезжей части?

Эстафета «Пройди по переходу».

 (Перед каждой командой выкладывается «зебра», скамейка и тоннель. Дети поочередно проходят все три перехода. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.)

Красный конверт. 

По обочине дороги

Как солдатики стоят.

И мы строго выполняем

Все, что нам они велят.

Дети отгадывают загадку и читают стихотворение о дорожных знаках.

Чтоб машины не спешили,

Чтоб шел спокойно пешеход,

Знаки помогать решили

И дежурят круглый год.

Самый малый знак дорожный –

Он стоит не просто так.

Будьте, будьте осторожны,

Уважайте каждый знак.

Соревнование. «Дорожные знаки». 

(Выходят по пять человек от каждой команды. Дети по одному подбегают к столу, берут знак, возвращаются на место. 1-я команда выбирает знаки для пешеходов. 2-я команда выбирает знаки для водителей.. Родителям предлагается выбирать знаки: 1 — предупреждающие. 2 - запрещающие.)

Оранжевый конверт.        

Дом по улице идет.

На работу всех везет.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус.)

Задание командам.

Найти и отобрать картинки с изображением: 1 -я команда— общественного

транспорта. 2-я команда — специального транспорта.

Ведущий. Ответы участников команд показали, что все хорошо знают правила поведения на дорогах. А теперь покажите, какие вы внимательные и как их будете выполнять.

Игра «Запрещается — разрешается».

Ведущий задает вопросы, а дети отвечают «разрешается» или «запрещается».

Идти толпой по тротуару... Перебегать улицу на красный свет... Переходить улицу на красный свет светофора... Уступать место старшим в общественном транспорте...Обходить стоящий транспорт спереди... Играть возле проезжей части... Уважать правила движения...

Ведущий. Молодцы! Вы твердо усвоили, что правила нужны не только хорошо знать, но надо их и выполнять. А теперь покажите, какими вы будете водителями.

Игры-эстафеты.

1.«Извилистая дорога». Участвуют дети и взрослые из двух команд. Первые игроки каждой команды, держа руль в руках, передвигаются между кеглями змейкой, возвращаются и передают руль следующему игроку. Выигрывает та команда, которая пройдет быстрее и не собьет кегли.

2.Авторалли. Дети поочередно передвигаются на машинах, отталкиваясь ногами, возвращаются и передают машину следующему игроку.

3.Чья команда быстрее. Ребенок опирается на руки, взрослый берет его за ноги, ребенок передвигается на руках.

Сотрудник ГИБДД. Этот интересный и веселый праздник подошел к концу. Все участники очень старались, какими бы не были результаты. Главное, что все вы растете грамотными и внимательными на дорогах города. Спасибо всем. Надеемся, что не будете забывать об этом тогда, когда пойдете в школу.

Предоставляется слово жюри. Подводится итог. Награждаются победители. Под звуки марша И. Дунаевского «Веселый ветер» участники возвращаются в группы.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

  1. Неумение наблюдать.
  2. Невнимательность.
  3. Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Рекомендации по обучению детей ПДД.

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

  1. Придерживайтесь правой стороны.
  2. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  3. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
  4. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  5. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару. 

Готовясь перейти дорогу

  1. Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  2. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  3. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  4. Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
  5. Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  6. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  7. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

  1. Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
  2. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  3. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  4. Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
  5. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  6. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
  7. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
  8. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
  9. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

  1. Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
  2. Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
  3. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
  4. Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта

  1. Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

  1. Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
  2. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  3. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
  4. Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

  1. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
  2. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  3. Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
  4. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  5. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  6. Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  7. Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
  8. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во 2-ой младшей группе "Пассажиры и пешеходы"

Программное содержание: Учить детей бросать мяч двумя руками снизу.Закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед.Совершенствовать умения подлезать на четвереньках; ходить по скамье; бр...

НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ. <<Безопасный пешеход>>

занятие с детьми проводится в специально оборудованной комнате целью является формирование у детей безопасного поведения на улицах города...

НОД по теме:"Будь примерным пассажиром и пешеходом"

Занятие для второй младшей группы по правилам дорожного движения и правилам поведения в общественном транспорте....

Педагогический проект " Я пассажир_Я пешеход"

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может с...

Сценарий развлечения по безопасности на дороге: «Приключение в стране Пешеходии».

Сценарий развлечения по безопасности на дороге:«Приключение в стране Пешеходии».Средняя группа...

Консультация для родителей по формированию навыков безопасного поведения детей в качестве пассажиров и пешеходов

Консультация поможет родителям сформировать  у детей навыки безопасного поведения на дорогах;  умение предвидеть возможные опасности на дорогах; поможет воспитать грамотных пассажиров и пеше...