Обобщение опыта по теме: "Конструирование и моделирование одежды"
учебно-методический материал по теме
Современное общество предъявляет к педагогу очень высокие требования, так как именно от профессионализма во многом зависит дальнейшая судьба его воспитанников: поступление в высшие учебные заведения, приобретение знаний и умений, которые помогут состоятся в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_bednova_a.v.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
на тему:
«Конструирование и моделирование одежды »
Беднова Анна Викторовна -
Педагог дополнительного образования
( высшей квалификационная категория)
о. Муром - 2013г.
Условия возникновения, становления опыта.
Современное общество предъявляет к педагогу очень высокие требования, так как именно от профессионализма во многом зависит дальнейшая судьба его воспитанников: поступление в высшие учебные заведения, приобретение знаний и умений, которые помогут состоятся в жизни.
Важно научить каждого ребёнка видеть красоту в обычном, простом, повседневном и применять это в своём творчестве.
За время моей работы три образовательные программы дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству: «Мастерица», для детей 7-9 лет, «Моделирование одежды», для детей 9-11 лет, Программа для работы с одарёнными детьми: "Золушка" для детей 12-15 лет. Программы являются логическим продолжением друг друга.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: осознание мною необходимости эстетического воспитания детей, развития художественного вкуса и чувства прекрасного; изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая переподготовка; активное участие в семинарах, методических объединениях.
Актуальность и перспективность опыта.
Проектирование моделей одежды требуют творческого подхода, поскольку связано с удовлетворением потребностей конкретного человека в реальных условиях, когда невозможно простое копирование образцов, тем более что самостоятельно выполненные изделия всегда с интересом оцениваются окружающими.
Однако эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, изучения истории и традиций родного края, без анализа современных тенденций высокой моды в наше время и в прошлом. Мода - это непродолжительное господство в обществе определённых вкусов, главным образом во внешних формах быта, особенно в одежде. Сегодня, каждый ребёнок имеет большие возможности реализовать себя, как самостоятельная личность в различных областях жизни. Основной из задач Центра внешкольной работы является создание условий для творческого саморазвития личности обучающихся, активизации процессов самопознания и самоопределения.
Ведущая педагогическая идея.
Обучая детей моделированию одежды, приобщить их к системе культурных ценностей, научить понимать моду, правильно следовать ей, сохраняя индивидуальность.
Теоретическая база опыта.
Успехи в развитии науки и техники сказались в крое, материалах и технологии производства одежды. Искусство вышивки, плетение кружев, ювелирное дело соединились в костюме. Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который ее носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках, но и той социокультурной среде, к которой этот человек принадлежит.
Вот почему элементы истории костюма мы находим в школьных учебниках по отечественной истории, мировой художественной культуре, литературе, технологии и т.п.
Изучение истории костюма в учебных заведениях дополнительного образования, как правило, включает в себя освоение теоретического материала и приобретение практических навыков. Важную роль в воспитании национального самосознания играет теоретико-историческая составляющая, при этом традиционное искусство необходимо рассматривать в контексте его исторического развития.
Работа по изучению народного костюма интересна и увлекательна, и неотделима от времени, в котором существовал этот костюм, от предметов быта и орудий труда. Каждое занятие – это небольшое путешествие в прошлое. Это повод для домашнего общения и совместного приобщения к народной культуре. Это попытка научить ребенка и родителей совместному творчеству. Работа с тканью, выбор и конструирование модели – это не просто доступный вид деятельности, но и труд, который способствует умственному, нравственному и художественному воспитанию ребенка.
Использование на занятиях по конструированию и моделированию одежды информативных технологий, создание мультимедийных презентаций, выполнение творческих проектов способствует выработке самостоятельных творческих решений, что не может в свою очередь не влиять на развитие художественного вкуса детей. В то же время, как показывают наблюдения, в обучении необходимо широко использовать репродуктивность.
учебные проекты по изготовлению моделей одежды носят междисциплинарный характер и имеют следующее содержание:
- Выбор модели и описание
- Конструкторско-технологический этап
- Экономический расчёт
- Заключение
- Приложение
На практике часто приходится видоизменять выбранную модель, а для этого необходимо учитывать все элементы изделия. Так, если изменяется цвет или рисунок ткани, то изменения могут требовать и отделка изделия, и расположения фасонных линий. Соответствующие теоретические сведения детям сообщаются на занятиях, но все практические ситуации невозможно предвидеть и описать.
Главным принципом своей деятельности считаю – любовь и уважение к ребёнку как активному субъекту воспитания и развития.
В рамках моей профессиональной деятельности я реализую следующие педагогические идеи:
- Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении.
- Опора на личностно-ориентированный подход в образовании, игровые и проектные технологии.
- Учёт особенностей культуры своего народа, национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в том, что в основу обучения положена технология мастерских. Мастерская – нетрадиционный способ организации деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся. Кроме сообщения и освоения информации, детям передаются способы работы в создании произведений прикладного творчества. В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом, знания в мастерских не даются, а извлекаются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делится на микрогруппы по степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализации. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого обучающегося по предложенному заданию, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. Подводятся итоги обсуждения задания в каждой микрогруппе, делаются корректировки и выбор своего решения задания, так как внутри каждого задания ребенок абсолютно свободен.
В мастерских изготовление изделий строится на основе технологических карт, которые различаются по уровню сложности. Мастерская дает ребенку творческий опыт дерзновения. Педагог для обучающегося является консультантом и советником, помогающим организовать работу, осмыслить его продвижение в освоении способов и составить программу действий. Все задания и действия педагога должны быть направлены на создание атмосферы творчества, в которой ребенок проявил бы себя как творец. Педагог незаметно, демократично руководит работой детей. В мастерской дети осваивают психологию творчества.
Технология опыта.
Работа с обучающимися проводится по направлениям: дизайн, конструирование и моделирование одежды, художественная отделка.
Основная форма обучения - моделирование и конструирование, пошив одежды, теоретические занятия по истории костюма, занятия по сценическому движению. В ходе занятий учащиеся усваивают навыки моделирования, конструирования и пошива одежды, развивают свои творческие способности.
На занятиях особое внимание уделяется умению работать с журналами мод. Взяв в руки очередной номер журнала , прежде всего рекомендуется бегло просмотреть его, затем внимательно прочесть вступительную статью о направлении моды на данный сезон и только после этого детально ознакомиться с моделями, опубликованными в журнале, иллюстрирующими направление моды. Первое и главное - усвоить модный силуэт, так как он острее всего отличает модный покрой одежды от устаревшего. Затем необходимо разобраться в конструкции, создающей модный силуэт: изучить новые пропорции, линии, детали, отделки. Важно усвоить новую цветовую гамму, рекомендуемую журналом, и принцип подбора цветов, что в костюме должно быть более ярким, что менее ярким, сочетание скольких цветов рекомендуется в модели. В результате дети свободно начинают ориентироваться в направлениях моды, способны оценивать предложенные в журналах модели, предлагать свои варианты.
Результативность опыта:
Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных врезов и форм аттестаций:
а) входного контроля (тесты), опрос;
б) промежуточной аттестации (мини-выставки обязательных работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в обязательных творческих конкурсах);
в) итоговой аттестации (защита проектов, личные выставки, рефераты о традициях в современном дизайне).
Результаты деятельности обучающихся заносятся в творческие книжки (самооценка деятельности).
Эффективность оценивается по уровню развития духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению детей.
Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в обучении детей и подвигают многих из них продолжать профессиональное обучение в специализированных учреждениях: художественных школах, училищах, колледжах и факультетах вузов.
Выпускник студии – это общественно-активная творческая личность, способная гармонично воспринимать окружающий мир, приумножать культуру, обладающая способностью к самосовершенствованию.
В результате изучения курса "Конструирование и моделирование одежды"
дети должны знать:
• ассортимент легкой одежды;
• методы и способы технического моделирования;
• методы проектирования модных форм одежды, их конструктивно-декоративные
решения;
• организацию рационального нормирования расхода материалов и раскроя;
• основные дефекты готового изделия, причины их возникновения, меры по
устранению.
дети должны уметь:
• выбирать модель изделия, материал, методы обработки и оборудование;
• рассчитывать расход материалов;
•
• составления технологической последовательности изготовления изделий;
• выявлять и устранять дефекты изделий;
• выполнять различные формы изделий в эскизах и объёме;
• выполнять построения (лекал) деталей изделий;
• применять унифицированные детали и узлы, типовых конструкций и разрабатывать
серии моделей на одной конструктивной основе;
• работать с нормативными документами, технологической документацией, со
справочной литературой и другими информационными источниками;
• оформлять чертежи и схемы в соответствии с ЕСКД.
Адресность опыта.
Опыт рекомендован для использования педагогам дополнительного образования, учителям технологии.
Трудоёмкость опыта.
В группе "Мастерица" занимаются дети начальной школы, поэтому возникают трудности реализации в учебном процессе исследовательской деятельностью. Успешно реализуется метод проектов (творческих) и проблемный метод обучения.
Литература.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
http: //www. Portal – slovo.ru/
Школа цифрового века. Издательский дом «Первое сентября»
Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. Издательский центр "Академия", 2006г.
Рачитская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды", 2006г.
. Расинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды-
Ростов/н-Д, Феникс, 2002
Гусейнов Г.М., Ермилов В.В. Композиция костюма- М., Академия, 2003
Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды- М., ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003
Куренова С.В., Савельева Н.Ю. Конструирование одежды.— Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
Амирова Э.К., Сакулина О.В., Сакулин Б.С., Труханова А.Т. Конструирование одежды -М.,2001.
Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии - М, Легкая индустрия, 1980.
6. Бескоровайная Г.П., Коблякова Е.Б. Конструирование женского пальто на фигуры различного телосложения - М., Легпромбытиздат, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Моделирование как средство логико - математического развития дошкольников".
Цель:Создать условия для использования логико-математических игр на основе схем и знаковых моделей, как эффективного средства подготовки детей к школе.Задачи:•...
Обобщение опыта "Роль замещения и наглядного моделирования в развитии умственных способностей детей".
В области развития мышления, воображения основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование рассматривается ...
Обмен опытом на тему: «Конструирование в средней группе»
«Конструирование в средней группе»...
обобщение опыта работы по теме: "Формирование познавательной активности у детей с ОНР посредством моделирования"
В работе рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии моделирования....
Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"
Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...
Обобщение опыта работы" Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с окружающим миром"
Обобщение опыта работы...
Обобщение опыта работы воспитателя Рубенко Е.М. МБДОУ № 15 г.Кандалакша за 2016 - 2017 год по теме «Развитие речи и интегративных качеств по средствам моделирования из Lego конструктора»
В данном материале представлен опыт работы по теме с детьми с тяжелыми нарушениями речи. С помощью слаженной работы педагогов, родителей и детей мы добились отличных результатов освоения детьми...