"ПЛАНЕТА ЭМОЦИЙ" . Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
С целью профилактики алекситимии и психосоматическим заболеваниям у детей дошкольного возраста необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека: обучать дошкольников выражению эмоций и их распознаванию; инициировать самопознание детей. В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, конечно, личностью ещё не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию, именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.
- Развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния, способствовать обогащению эмоциональной сферы.
- Формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации).
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными,творческими и т.д.).
- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
- Активизировать работу всего коллектива для реализации данной программы.
- Разработать цикл занятий в соответствии с этапами психокоррекционной работы.
- Разработать рекомендации воспитателям по созданию условий в Центре, способствующих развитию эмоциональной сферы.
- Организовать взаимодействие с родителями, разработать рекомендации родителям.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4-7 лет. Перед началом занятий проводится предварительная диагностика эмоциональной сферы детей. Для этого используются методики:
- «Изучение социальных эмоций».
- «Цветовая диагностика эмоций» О.А.Ореховой.
- Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З.Друкаревич.
- Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И.Изотова.
- Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка.
- Методика «Страна эмоций».
Организация занятий:
Занятия рассчитаны на детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в отдельном помещении. Занятия проводятся с группой, состоящей из 6-8 человек, 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 25-30 минут.
Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.
Занятия включают: игры подвижные, дидактические, психологические, этюды на выражение эмоций, психогимнастика, тематическое рисование, беседа, релаксация.
Правила проведения занятий:
- Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей.
- Занятия не должны утомлять.
- Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным.
- Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал.
Примерное планирование:
Данная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг – это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий определяется возрастом детей, скоростью и глубиной освоения ими нового материала.
Ожидаемые результаты.
Результативность и эффективность проводимой работы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий и после окончания курса.
- Повышение словарного запаса дошкольников за счет слов, обозначающих различные эмоции.
- Повышение личностной самооценки.
- Обогащение эмоциональной сферы дошкольников.
- Повышение уверенности в себе.
- Формирование навыков социального поведения.
- Формирование оптимистического склада мышления и мироощущения.
- Появление способности управлять своими эмоциями, произвольность поведения, самоконтроль.
- Привлечение к работе по реализации программы: социальных педагогов, воспитателей, родителей.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
№п.п. | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ | |
1.Социально-психологическая диагностика. | |||
1.Методика изучения социальных эмоций. | В течение всего срока реализации программы, по запросам воспитателей, социальных педагогов. | ||
2.Цветовая диагностика эмоций О.А.Ореховой. | |||
3.Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З.Друкаревича). | |||
4. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И.Изотова). | |||
5. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка. | |||
6.Методика «Страна эмоций» | |||
2. Методическая работа. | |||
1.Посещение семинаров. | В течение срока реализации программы | ||
2. Подготовка стендов. | |||
3. Изучение методической литературы. | |||
3. Коррекционные занятия с детьми. | |||
Раздел 1. «Мои эмоции» | |||
1.«Вводное занятие» | октябрь | ||
2. «Путешествие в страну Радости» | октябрь | ||
3. «Мое веселое настроение» | октябрь | ||
4. «Путешествие в страну Грусти» | ноябрь | ||
5. «Рассмеши принцессу Несмеяну» | ноябрь | ||
6. «Путешествие в страну Удивления» | ноябрь | ||
7. «Удиви мышку» | декабрь | ||
8. «Путешествие в страну Страха» | декабрь | ||
9. «Маленький гномик и Баба Яга». | декабрь | ||
10. «Путешествие в страну Злости». | январь | ||
11. «Победитель Злости» | январь | ||
12. «Путешествие в страну Отвращение». | январь | ||
13. «Мы узнали много нового». | февраль | ||
14. «Путешествие в страну Вина». | февраль | ||
15. «Путешествие Гусеницы». | февраль | ||
16. «Путешествие в страну Зависть». | март | ||
17. «Королевство эмоций». | март | ||
18. «Наши эмоции» (1-е занятие) | март | ||
19. «Наши эмоции» (2-е занятие). | апрель | ||
20. Заключительное занятие по разделу 1 «Мои эмоции». | апрель | ||
Раздел 2. «Учимся общаться» | |||
21. Обидная страница «Я обижаюсь, или «Не подходи ко мне, я обиделся». | апрель | ||
22. Веселая страница «Я радуюсь! Я смеюсь! Я веселюсь!» | май | ||
23. Страшная страница «Я боюсь! Мои страхи ночью и днем». | май | ||
24. Сердитая страница «Я сержусь! Мой гнев». | май | ||
25. Удивительная страница. «Я удивляюсь!». | июнь | ||
26. Опасная страница. «Я растерялся! Я справился!» | июнь | ||
27. Личная страница. «Я люблю!». | июнь | ||
28. Добрая страница. | июль | ||
29. Творческая страница. «Я сочиняю, я фантазирую!». | июль | ||
Раздел 3. «Я великий мастер». | |||
30. «Спаси принцессу» | июль | ||
31. «Добрый или злой». | август | ||
32. «Суд героев». | август | ||
33. «Сказочные гости». | август | ||
34. «Рисуем на спине». | сентябрь | ||
35. «Я ль на свете всех милее?». | сентябрь | ||
36. «Почему грустит Дюймовочка?» | сентябрь | ||
37. Заключительное занятие по разделу 3 «Я великий мастер». | сентябрь | ||
4. Работа с родителями. | |||
1.Тематический вечер с родителями «Игры на развитие эмоционально-волевой сферы» | ноябрь | ||
2. Анкетирование «Какие мы родители» | В течение всего срока реализации программы | ||
3. Индивидуальные беседы по текущим проблемам. | |||
4. Консультации «В мире детских эмоций». | |||
5. Проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребенка. Что такое?». | февраль | ||
5. Работа с воспитателями. | |||
1.Разработка рекомендаций для воспитателей. | В течение всего срока реализации программы | ||
2. Групповые и индивидуальные консультации. | |||
3. Подготовка памяток. | |||
4. Подбор и распространение психолого-педагогической литературы «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие.2-е изд.-Спб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.,1976.
- Гаспарова Е.Т. Эмоции ребенка раннего возраста в игре// Дошкольное воспитание – 2001-№10.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М., Айрис-пресс, 2007.-160с.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1976.
- Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций// Вестник МГУ. №4. 1995.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства Спб.: «Питер», 2002.
- Книга сказочных игр «Волшебный сундучок» / Сост. И.Васильева. Спб.: Речь, 2009.
- Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – Спб: Питер Пресс, 1996.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
- Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – Спб.: Речь, 2008.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов/ Р.С.Немов; М.: Владос, 2001.
- Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография.-Спб.: Речь.: М.: Сфера, 2008.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А.Сакович. – Спб.: Речь, 2007.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
- Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – Спб.: Речь; Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.
Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...
Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»
Тренинг для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона....
Электронное дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Калейдоскоп эмоций»
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников....
Электронное дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы дошкольников "Калейдоскоп эмоций"
Продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.Развивать умение узнавать и различать основные эмоции предлагая их сравниват...
Методическая разработка по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Путешествие в Страну Эмоций»
Возраст, заключение: дети старшего дошкольного возраста, ТНРТема занятия: «Путешествие в страну Эмоций»Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаЗадачи:Коррекци...
Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников: «Волшебные силы эмоции»
Интегрированное занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников:«ВОЛШЕБНЫЕ СИЛЫ ЭМОЦИЙ»Цель: активизация воображения и фантазии; сформировать правильное представление об эмоциях радос...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью игрового пособия «Путешествие в волшебную страну эмоций
Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмо...