Гиперактивность - важно понять и помочь.
консультация на тему

Миронова Ольга Валерьевна

Причины и признаки гиперактивности. Что же такое гиперактивность?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что же такое гиперактивность? Важно понять и попытаться помочь.

Гиперактивность проявляется у детей с не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью: они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего их мозг «отдыхает» 3—7 минут, накапливая необходимую энергию для дальнейшей работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.

Необычность поведения этих детей не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют:

1)   пренаталъная патология  (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность, угроза выкидыша);

2) осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода, асфиксии, внутренние кровоизлияния);

3)  психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Дети с гиперактивностью обращают на себя внимание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрезмерно чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют повышенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослушать сказку, выполнить какое-то действие до конца. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явления. Действия спонтанные, беспорядочные, а игры шумные. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают внимания на состояние близких людей. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети легко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпеливостью окружающих.

Некоторые признаки гиперактивности:
1. Ребёнку было свойственно необычно раннее психомоторное развитие (рано сел, пополз, пошёл). Ему свойственны суетливые движения рук и ног, стереотипные моторные («навязчивые») движения - грызёт пальцы, накручивает волосы на палец, переступает с ноги на ногу, болтает ногами и т.д. Отмечается небольшая моторная неловкость, нарушения пластики движения, иногда происходили травмы «на пустом месте».

2. Кризис 2-го года проходил в виде резкого неконтролируемого всплеска негативизма (нет, не хочу есть, не буду кашу, нет - верните кашу, нет - не хочу эту кашу, дайте другую, нет - не хочу в этой тарелке… не буду есть этой ложкой…). А после 2 лет главенствует крайняя истеричность, плаксивость и демонстративность в поведении.

3. Эмоциональная нестабильность проявляется в моментальных переходах от аффективной весёлости к депрессивности.

4. Ребёнок метеочувтсвителен, у него случаются частые головные боли, периоды необоснованной утомляемости. В моменты эмоционального возбуждения могут возникать тики и судорожные движения.

5. Наблюдаются стойкие проблемы со сном (путает день и ночь, тяжело засыпает, беспокойно спит и т.п.) и /или проблемы с аппетитом. Режим устанавливается тяжело, а привыкнув к нему, ребёнок плохо реагирует на изменения режима.

6. Имеется (или имелся) энурез, устойчивые проблемы с приучением к горшку.

7. У ребёнка выявлена задержка речевого развития. Несмотря на проблемы с речью и логопедические отклонения – крайне болтлив, причём речь неинформативна, отчего иногда кажется, что ребёнок говорит ради процесса «говорения».

8. При стремлении к общению крайне соцдезориентирован, игнорирует нормы и модели поведения. Не способен учиться на собственных ошибках, игнорирует полученный жизненный опыт. Периодически создается впечатление крайней инфантильности ребёнка.

9. В детском коллективе принимается плохо, так как служит источником беспокойства: берёт чужие вещи, мешает играм других детей, не может придерживаться правил совместной игры, непредсказуем в общении. Дружеские отношения складываются лучше с детьми младше по возрасту или со сверстниками с аналогичными проблемами. В отношениях с родителями ярко проявляются черты «манипулятора», всегда – демонстративные, то есть плачет - навзрыд, говорит на грани громкости.

10. Ребёнку с трудом даются действия, требующие терпения: в малышковом возрасте от с трудом слушает чтение книг, не умеет складывать соответствующие возрасту головоломки, паззлы, мозаики, поздно приступает к сюжетно-ролевым играм.

11. Внимание избирательно – с одной стороны, может полчаса смотреть любимый мультфильм, с другой – не хватает терпения достроить простую пирамидку.

12. При подготовке к школе и в младших классах отмечается, что он с трудом остаётся на месте при выполнении заданий. Лёгко отвлекается на посторонние предметы, «не слышит» инструкции других людей. У ребенка явно снижена избирательность внимания, то есть он не может долго сосредотачиваться на одном виде деятельности, постоянно не заканчивает начатое дело.

13. Обладает феноменальной способностью всё терять. Игнорирует меры безопасности, не умеет предвидеть последствия.

14. Уровень концентрации внимания ниже, чем у сверстников. Не способен выполнять домашние задания без строгого контроля.

15. В школе поведение ребёнка требует повышенного внимания со стороны педагога. Хотя характеризуется учителями как умница, его оценки в школе низки из-за несобранности, грязи в тетрадях, нелепых ошибок «по невнимательности». Истеричен, вспыльчив, плаксив, навязчив, может поступать демонстративно на уровне неприличного.

16. Имеются нарушения в письме и чтении, в том числе могут присутствовать дислексия, дисграфия или дискалькуляция.

Опасность СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение (правонарушения, алкоголизм, наркотическую зависимость).

По сравнению с другими нарушениями личности и поведения дошкольников, наличие гиперактивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кроме того, будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.

Основой для выделения гиперактивности служит анкетирование педагогов и родителей и наблюдение за ребёнком, так как гиперактивность проявляется в 3— 4 года.

При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

—  концентрировать внимание;

—  доводить начатое до конца;

—  контролировать свои движения;

—  снимать мышечное напряжение;

—  контролировать свои эмоциональные проявления;

—  расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Взрослым, прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается в объяснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так .как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно — включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие или игру дома постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное — сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом. Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

1.  Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

2.  Обучение самомассажу.

3.  Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

4.  Игры для развития тактильного взаимодействия.

5.  Пальчиковые игры.

6.  Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

7. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

8.  Работу с глиной, водой и песком.

Дети, с симптомами СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия.

Литература:

  1. Широкова Г.А. Справочник педагога – психолога ДОУ – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В.Юстицкий. – СПб.: Питер,1999.
  3. Заваденко Н.Н.  как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа – Пресс, 2001.Брязгунов И.П. Непоседливый ребёнок / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.
  4. Гонеев А.Д. Оновы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. – М.: Академия, 1999.


Предварительный просмотр:

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 7 из перечисленных признаков, педагог  может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 5 признаков):

  1. часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
  2. часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
  3. ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
  4. часто нарушена организация заданий и деятельности;
  5. часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
  6. часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
  7. часто легко отвлекается на внешние стимулы;
  8. часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Гиперактивность (требуется не менее 3 признаков):

  1. часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
  2. покидает свое место в игровой комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
  3. часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
  4. часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
  5. обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Импульсивность (требуется не менее 1 признака):

  1. часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
  2. часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
  3. часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
  4. часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения. 

Признаки импульсивности (анкета для родителей, педагогов, психологов)

Ребёнок :

  1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. Обидчив, но не злопамятен.
  6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
  7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.
  10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
  13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
  14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. В играх не подчиняется общим правилам.
  17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18.  Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19.  Любит организовывать и предводительствовать.
  20.  Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Необходимо поставить 1 балл в случае положительного ответа, 0 баллов в случае отрицательного выбора.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 – о средней, 1-6  баллов – о низкой.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

По мере того, как нервная система созревает, гиперактивность и импульсивность становятся для индивида менее проблематичными, хотя невнимательность остается для многих взрослых проблемой и зачастую проявляется в виде нарушений стратегии использования времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребёнок. Как ему помочь?

Советы психолога родителям гиперактивных детей....

Гиперактивные Дети: Как им Помочь?

Всех возбужденных детей гиперактивными без веских на то оснований считать нельзя....

Социально – педагогический проект «Понять, принять, помочь!».

Социально – педагогический проект  «Понять, принять, помочь!»....

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?»

В последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок.Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка?Гиперактивность обычно включает в себя склонность быстро отвлекат...

Консультация для родителей по теме: "Гиперактивные дети, как им помочь?"

Вашему вниманию предлагается рекомендация для родителей о том, как помочь гиперактивным детям и что значит "гиперактивный ребенок"?...

Консультация для родителей: «ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК: ПОНЯТЬ И ПОМОЧЬ»

Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено для праворуких людей. Мы не умеем учить леворуких детей, пользуемся методиками обучения, на них не рассчитанными, не учит...