Консультация для родителей: «ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК: ПОНЯТЬ И ПОМОЧЬ»
консультация (средняя группа)

Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено для праворуких людей. Мы не умеем учить леворуких детей, пользуемся методиками обучения, на них не рассчитанными, не учитывающими особенностей их психики. Агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levorukost.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК: ПОНЯТЬ И ПОМОЧЬ»

 

        Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них имеют набор трудностей обучения.

         Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено для праворуких людей. Мы не умеем учить леворуких детей, пользуемся методиками обучения, на них не рассчитанными, не учитывающими особенностей их психики. Агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.

         Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребёнка.

         В нашей стране леворуких людей в среднем 4-7%. Леворукие составляют 20% всех талантливых людей с высоким коэффициентом умственного развития. Очень много леворуких одарённых детей.

         Преобладание одной из рук определяется к 4-5 годам. Становится понятно, правша ребёнок или левша. Но на этом формирование предпочтения руки ещё не заканчивается. Степень леворукости (праворукости) продолжает нарастать с возрастом ребёнка, по крайней мере, до 9-10 лет, а возможно, и в дальнейшем. В ходе этого процесса совершенствуется координация разнообразных движений, требующих участия обеих рук.

         Если в 4 года ребёнок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребёнка нельзя. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребёнка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми.

         Если ребёнок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса (стресса праворукой среды).

         Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие - от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.

         Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одарённых.

         Леворукий ребёнок больше чем другие дети подвержен невротизации. У левшей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают декстрастресс (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальны, но методики обучения музыке также рассчитаны, на праворуких людей.

         При организации деятельности леворуких детей следует соблюдать особенности этих дошкольников и некоторые правила работы с ними. Так, должна выполняться правильная методика обучению письму, учитываться верная посадка ножницы леворукому ребёнку нужны другие.

         При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для левшей трудна работа в больших группах при жёстко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

         Ещё один важный момент. У ребёнка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функций центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего начинает, доминировать правое полушарие и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом является возраст 11-12 лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких людей периодически исчезает, сохраняясь лишь у леворуких.

 РЕКОМЕНДАЦИИ

«КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЁНКОМ-ЛЕВШОЙ»

  • Не переучивайте леворукого ребёнка – дело не в руке, а в организации мозга. Переучивание приведёт к невротизации ребёнка. Объясняйте ему, что «леворуких» людей очень много, и это тоже разновидность нормы.
  • Для леворукого ребёнка жёсткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным.
  • Леворукость – достоинство ребёнка, его уникальность и неповторимость.
  • Обучение леворуких детей должно быть более ярким и красочным. Необходимо использовать их визуальное восприятие и пространственное мышление.
  • Учитывая повышенную эмоциональную и крайнюю впечатлительность такого ребёнка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
  • Создать для него благоприятный климат в семье.
  • Не воевать с ним из-за частого упрямства. Постараться отвлечь какой-нибудь игрой.
  • Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда.
  • Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.
  • Во время занятий за столами леворукий ребёнок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.
  • Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.
  • Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребёнок, был направлен к середине его груди.
  • Леворукому ребёнку трудно ориентироваться в тетради, строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.
  • В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев – вправо).
  • У многих левшей возникают трудности с чтением: например, малыши начинают читать слово не с начала, а с конца. В этом случае можно в текстах или отдельных словах помечать ярким фломастером букву, с которой нужно начинать читать, а позже чертой сверху вниз фиксировать направление взгляда.
  • Если ребёнок пишет печатные буквы зеркально, «в обратную сторону», предложите ему по готовому образцу конструировать буквы из разной длины палочек и верёвочек, а затем научите списывать буквы по пунктирным линиям со стрелками – откуда начинать и куда вести линию.
  • Проговаривайте с ребёнком план написания буквы: сначала…затем… Обращайте его внимание на сходство и различие элементов буквы.
  • Во время утренней зарядки старайтесь давать маленькому левше как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги, - например имитация плавания «кролем».
  • Леворуким детям особенно полезны занятия, которые будут развивать их сноровку и умение ориентироваться во времени и пространстве. Постарайтесь увлечь ребёнка-левшу ритмикой, танцами, музыкой, у-шу, плаванием и теннисом.
  • Леворукость – не тот показатель особенности развития, на который следует обращать специальное внимание. Если ребёнок здоров, эмоционален, не скован, если у него развита координация движений и он работает непрерывно в течение 5-10 минут, то родители могут не беспокоиться.

 

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЁНКА-ЛЕВШУ: 

  • Не пытаются скрыть свои насмешки по поводу того, что ребёнок отличается от многих, в основном всё делая при помощи одной левой руки.
  • Лишний раз подчеркивают всё это при знакомых или посторонних людях.
  • Делают всё возможное, чтобы переучить ребёнка писать правой рукой и наказывают, когда он не поддается обучению.
  • Стараются доводить его до слез и вызывают своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
  • Стремятся довести его талант до совершенства, всё время предъявляя к нему завышенные требования.
  • Создают такую обстановку для ребёнка в своей семье, чтобы его самооценка понижалась с каждым днём, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и ненужным.
  • Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или синдрома заикания у малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей:"Леворукий ребёнок"

Проблема адаптации ребёнка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Взрослые стремятся во что бы то ни стало подстраивать малыша под  общ...

Консультация для родителей"Леворукий ребёнок".

Как узнать, ребенок правша? или левша?...

Консультация для родителей "Леворукий ребёнок"

Консультация разработана для родителей....

Консультация для родителей "Леворукий ребёнок"

Пока нет однозначного ответа на многие вопросы о леворукости, ее происхождении, психологических и физиологических особенностях леворуких людей. Леворукий ребенок требует особого внимания и особого под...

Консультация для родителей "Леворукий ребёнок"

Консультация для родителей "Леворукий ребёнок"...

Консультации для родителей «Леворукий ребёнок»

Консультации для родителей «Леворукий ребёнок»...