«Музыкальное воспитание и экология»
консультация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_vospitanie.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Музыкальное воспитание
и экология»
Основная задача воспитания в детском саду - всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка. Эту задачу выполняет музыка "Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать..." (Н.К.Крупская). Через музыку учить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т.д.
Музыкальные занятия включают такой вид деятельности, как слушание. Слушание музыкальных произведений способствует воспитанию многих положительных качеств личности ребенка и всего коллектива детей.
"Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывает детей, причем воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства дружбы и взаимного уважения к народам других стран" (Д.Б.Кабалевский). Различные виды искусства имеют свои средства воплощения. В литературе - это слова, в живописи - краски, в музыке - звуки. Музыка владеет самым выразительным языком, передает тончайшие оттенки чувств, переживаний человека. Музыкальный образ трудно поддается предметному описанию, но глубина его воздействия велика.
В старших группах я в течение года знакомлю детей с тремя темами по cлушанию музыки.
Первая тема - "Какие чувства передает музыка?" - посвящена знакомству детей с эмоциональным содержанием музыки, с ее жанрами, характером. Например, в пьесе "Ходит месяц над лугами" С. Прокофьева дети различают спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии, ощущают плавное движение в аккомпанементе, отмечают смену регистров.
В пьесе "Зима" М. Крутицкого ребята воспринимают спокойное, чуть сдержанное звучание мелодии, рисующей картину суровой, снежной зимы; преобладание низкого регистра в мелодии.
Вторая тема - "О чем рассказывает музыка?" Например, в пьесе "Белка" Н.Римского-Корсакова дети воспринимают легкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, узнают ее, высказываются о ее характере и различают образ белки, грызущей орешки. Чтобы детям был более понятен этот образ, я использую отрывок из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане." (... ель растет перед дворцом...).
В пьесе "Море" (вступление к опере "Садко") Н. Римского-Корсакова дети воспринимают картину могучего, грозного моря, образ то усиливающихся, то затухающих волн, отмечают смену динамических оттенков. Использую отрывок из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане", передающий образ моря.
Третья тема - "Как рассказывает музыка?" Дети учатся различать средства музыкальной выразительности. Так, в пьесе "Песня жаворонка" П.И.Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение - выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.
Для того, чтобы усилить интерес к пьесе или песне, перед их исполнением можно показать несколько диапозитивов, слайдов или репродукций с изображением картин зимней, весенней, осенней, летней природы, я предлагаю детям на прогулке посмотреть вокруг, увидеть красоту природы в любое время года. Перед исполнением пьес я читаю стихи или отрывки из них.
Мне и моим детям нравятся стихи И.Сурикова, А.Фета, А.Плещеева, С.Есенина, В.Маяковского, А.Барто, Е.Благининой, И.Михайловой и т.д. Дети проявляют постепенно интерес к тому, что их окружает. Они наблюдают природу, присматриваются и прислушиваются к голосам птиц, животных и т.д.
И я, как музыкальный воспитатель, помогаю детям широко открыть глаза и сердце, чтобы увидеть через красоту звуков красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички, каждой букашки. Летом я провожу свои занятия на воздухе. Вот тут для меня, как педагога, большое поле для творческой деятельности.
Для эмоционального воздействия (создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение), я использую грамзаписи, магнитофонные записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включаю гимнастику (ритмопластинку) известного в Санкт-Петербурге педагога А.И.Бурениной.
Вот дети передают образ белочки: грызут орешки, отбрасывают скорлупки, залезают на дерево, спрыгивают, "умываются", приводят в порядок свой красивый хвост и т.д. Это образ скачущей белочки, хитрой, красивой, детям он близок и понятен.
А другой образ - образ печального Чебурашки, который ищет и не может найти себе друзей. Детям тоже передать движения Чебурашки было легко, даже дети ясельной группы Саша, Маша выполняли это с интересом, очень старались. Любовались красотой летнего дня (много солнца, весело щебечут воробьи, нежно воркуют голуби; много зелени - деревья, кусты, трава). Вспомнили стихи и песни о лете, о солнышке. Понаблюдали за бабочкой, как она перелетает с цветка на цветок, как складывает крылья. Обращаем внимание на жуков, на божью коровку. Нельзя собирать их в коробочки, они приносят пользу, посмотрели, как они улетели. Пропели песню про жука "На лужайке у пенька..." Е.Трутнева. Сквозь макушки деревьев полюбовались голубым небом. Послушали пение птиц, шорох листвы. Рассмотрели цветущие на участке рябину и сирень, полюбовались красотой, запахом. У детей уже накопились знания об особенностях предметов, экологические знания носят общий характер: дети имеют представления о временах года, замечают изменения в погоде и связь между некоторыми природными явлениями, знакомы с ближайшим экологическим окружением, умеют отличать деревья от трав, листья от цветов, называют цвет природных предметов, узнают овощи, фрукты, растения, различают высоту звуков, подражают голосам животных, птиц.
Малыши уже могли выполнять правила бережного, заботливого отношения к природе. В различных ситуациях они проявляют заботу, внимание, сочувствие, сострадание; учатся беречь природу.
В свой первый экологический праздник ребята отправились в лес, к Лесовику. Напомнили, что в лесу нужно поучиться слушать шуршание листьев, песенку ветра, пение птиц, жужжание шмелей, пчел, комаров и т.д. Лесовичок рассказал, что он бережет и стережет в лесу деревья, кусты, ягоды, грибы, цветы. Лесовичок поинтересовался у детей, зачем они пришли: цветы брать, кусты ломать? Лесовичок поведал детям о том, что к нему в гости приходят не только добрые люди, но и злые. Об этом рассказывала березка (девочка старшей группы). "Вот какая история приключилась в моем лесу. Мальчишки содрали с меня всю кору, я сохну... И скоро, наверное, умру..." Детям было очень больно, жалко стройную березку. Лесовичок просил ребят ничего не губить, не ломать.
Была проведена игра: "Из какого материала сделаны вещи, предметы? Из чего сделаны стулья, столы, пианино, скрипка?"
Лесовичок провел еще одну интересную игру:"Угадай, с какого дерева этот листок?" Эти листья с деревьев, которые растут в нашем детском саду, на площадке возле детского сада. Заключительная игра:"Кто быстрее составит осенний букет и поставит в вазу". Конечно, все с заданием справились, но у девочек получилось все же лучше.
В конце весны, начале лета провела второй экологический праздник, но уже на участке детского сада. На этот раз в гости к детям пришел лесничий - Дед Лука. Ему дети подарили песню "Мы в дороге с песенкой о лете" В.Шаинского. Дети передавали в движении образы бабочек, медведей, лягушек. Лесничий поинтересовался, умеют ли они слушать лес, он ведь тоже очень музыкален. Лес умеет петь, шуметь, шуршать. Неожиданно взгляд лесничего падает на сломанное дерево. Кто же дереву поможет?
Все захотели помочь перевязать, подвязать сломанное дерево. Лесничий похвалил ребят.
Дед Лука провел с детьми игру "Кто самый лучший помощник лесничего?", "Найди дерево по листочку", "Отгадай, про какой цветок я говорю", "Собери разные травинки", "Встань к дереву с самым толстым стволом" (к тоненькой березке, рябинке, клену, к кусту). Дети правильно ответили на загадки лесничего: нельзя разорять муравейник, обижать птиц, ломать деревья. В конце праздника Дед Лука подарил всем детям из своего волшебного короба еловые и сосновые шишки, из которых дети сделают различные поделки (с помощью взрослых) для выставки "Зеленый мир - глазами детей".
И в заключение праздника лесничий угостил всех ребятишек подарками с грядки. На подносе, нарезанные на мелкие кусочки, обсыпанные сахаром, лежали кусочки ревеня. Дети познакомились с названием этого растения и попробовали на вкус. И еще дети узнали, что из этого растения можно готовить варение, компот, пироги. В этом растении очень много витаминов, необходимых для роста организма. Эта встреча надолго запомнилась ребятам.
Познавательные, эстетические и нравственные задачи формирования социально-экологического идеала, разумеется, решаются в единстве. Такое единство знаний, оценок поведения я нашла в народном творчестве, конкретно - сказках. Малыши очень любят слушать сказки. Дети улавливают смысл, умеют следить за развитием действий, особенно детям доступны сказки о животных: "Колобок", "Три медведя", "Заяц, лиса, петух", "Теремок", "Маша и медведь". Эти сказки несут "экологическую информацию", дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.
Дети бурно переживают драматические события, хотят, чтобы все кончилось хорошо, сочувствуют героям, попавшим в беду. Тем самым через сказку формируются элементы эстетико- и нравственно-экологического идеала, и очень важно, чтобы в реальной жизни этот идеал не расходился с поступками взрослых, которым ребенок верит безоговорочно.
Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с магического "если бы", то есть с предлагаемых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают эти условия и начинают действовать в вымышленной ситуации. Начала я работу с инсценирования поэтических и музыкальных произведений, включающих в себя пение, декламирование, пластику, мимику.
Первые драматизации - частушки, игры - потешки и другие малые формы фольклора. Здесь органично соединяются слово, музыка, движение (например, известные с детства "Ладушки", "Сорока - ворона", "Идет коза рогатая").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.
Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...
Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию "Музыкальное воспитание в семье"
Здесь описаны рекомендации для родителей по поводу начала музыкального воспитания малышей....
Консультация для воспитателей "Музыкальное воспитание и экология"
Музыка,как и искусство помогает познавать мир....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...
Рабочая программа по образовательной области «Музыка» . Составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой; программы по музыкально – ритмическому воспитанию детей 1,5-4 лет
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом ...