Конспект народного праздника "Журавлики" подг. гр.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Коротцова Анастасия Анатольевна

Конспект проведения праздника для подготовительной группы, посвященный народному празднику "Журавлики" или "Сорок сороков".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект народного праздника «Журавлики» или «Сорок сороков».

Мероприятие подготовила и провела

воспитатель подготовительной группы

СПДС «Василек» села Васильевка

Коротцова Анастасия Анатольевна.

Цели: рассказать детям о детском народном празднике Сорок сороков, продолжать знакомить детей с народными приметами, пословицами, поговорками, совершенствовать умение детей делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимости в природе; продолжать развивать умение детей выразительно и четко рассказывать стихотворения, активировать речь детей; развивать у детей наблюдательность; продолжать формировать у детей интерес к птицам, закрепить умение выделять их характерные особенности; развивать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Материалы и оборудование: фотографии и картины с изображением птиц; снежинка, проталина из картона; аудиозапись голосов птиц и весенняя русская народная песня «Веснянка», шапочки – маски птиц (жаворонок, скворец, грач, ласточка, дятел, синица, аист), мячик, поделки птиц из соленого теста и «оригами», выпечка «жаворонки», ленточки из ткани.

Ход праздника:

1.Вводное слово воспитателя.

Дети сидят в группе за столами.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

Ребята возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу, а я улыбнусь вам. Пожелаем друг другу добра.

2. Беседа на тему «Жаворонки прилетели – весну на крыльях принесли».

- Ребята, а скажите какое сейчас время года?

Воспитатель читает стихотворение:

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

- Ребята, а какие признаки весны вы знаете?

- А какой сейчас месяц, день недели, число?

Сегодня, ребята, 22 марта. В деревнях в этот день справляли детский праздник Сорок сороков или «жаворонки». Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками» не  в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

 В народе говорили, что к этому дню «сорок птиц прилетает из заморских стран. По обычаю хозяюшки пекли из теста фигурки птиц «жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. Дети гурьбой бегали по улицам и кричали заклички, зазывая весну.

Дети кричат заклички (в руках держат поделку жаворонка из соленого теста):

1 ребенок:                                      Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну – красну.

Зима надоела,

Весь хлеб поела.

2 ребенок:

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето!

Летите в поле,

Несите здоровье,

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

3 ребенок:

Полно беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять – пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

Воспитатель:

- Ребята, а каких птиц вы знаете?

- Как мы называем птиц, которые зимуют с нами? Назовите их.

- А как называют птиц, которые прилетают к нам весной? Назовите их.

- Ребята, а чем люди могут помочь птицам в зимнее время?

- А народ ребята раньше наблюдал за птицами, и появились в народе приметы.

Дети рассказывают народные приметы:

1 ребенок: «Грач на проталину, скворец – на прогалину».

2 ребенок: « Увидал скворца – знай: весна у крыльца».

3 ребенок: «Сороки теплые - сорок дней будут теплыми, холодные - жди сорок холодных утренников».

4 ребенок: «Если ласточка летает высоко – к хорошей погоде, низко – жди дождя».

Воспитатель:

- А чем птицы похожи друг на друга? А чем отличаются?

3. Пальчиковая гимнастика.

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта- стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички - по домам!

Воспитатель:

- А теперь ребята загадают нам загадки про птиц, а мы попробуем отгадать.

1 ребенок: «Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Черная шапочка и полоска шарфика». (Синица).

2 ребенок: «Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины». (Ласточка).

3 ребенок: «Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения. Его и песни, и полет вошли в стихотворение». (Жаворонок).

4 ребенок: «Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит». (Дятел).

5 ребенок: «Он прилетает каждый год туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет». (Скворец).

6 ребенок: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей». (Грач).

7 ребенок: «Этой белокрылой птице в зоопарке не сидится. Чтобы люди улыбались,
к ним летит со свёртком ...(Аист).

 После каждой отгаданной загадки, ребенок показывает картинку – отгадку. Воспитатель включает аудиозапись голоса птицы.

Воспитатель:

- Ну, а теперь ребята немного разомнемся.

4. Физминутка.

  1. «Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится:

Прыг- скок, прыг – скок, завертелась как волчок (прыжки на месте).

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку (присесть, наклоны головы вперед).

И с дорожки - на плетень: - Тири- тири, тень-тень-тень» (прыжки на правой, левой ноге).

  1. На горе стоит лесок (круговые движения руками).

Он не низок, не высок (сесть, встать, руки вверх).

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться).

По тропинке два туриста, шли домой из далека (ходьба на месте).

Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (плечи поднять).

5. Подвижные и дидактические игры.

Ребенок:  А теперь, собирайся детвора,

                Ждет вас русская игра.

  1. «Назови птицу, имя которой начинается со звука В, Д, С, Ж, Г, Л, К, У, Т.

  1. «Зимующие – перелетные».

Перед началом игры каждый ребенок называет свою птицу. Под музыку дети с шапочками – масками птиц разлетаются по ковру, как только музыка останавливается, дети с перелетными птицами летят к проталине, а с зимующими к снежинке.

  1. «Отгадай правильно».

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч мальчикам - они называют зимующих птиц, а девочки перелетных. А потом воспитатель называет птицу. Если она зимующая ребенок отбрасывает мяч, если перелетная ловит.

6. Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко».

Воспитатель:

- А теперь ребята нам расскажут пословицы и поговорки о птицах:

1 ребенок: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

2 ребенок: «Птице даны крылья, а человеку – разум».

3 ребенок: «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».

Воспитатель:

- В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну. Первыми прилетят жаворонок и кулик. Больше всего люди ждали маленькую птичку жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу проснуться после зимней спячки.

Услышали жавороночки наши заклички, да и прилетели к нам.  

Воспитатель выносит корзину с жаворонками.

Ребенок: Возвращаются певцы,

  Наши старые жильцы.

  От невидимых лучей

  Побежал с горы ручей,

  И подснежник маленький

  Вырос на проталинке,

  Возвращаются скворцы -

  Наши старые жильцы.

  Воробьи у лужицы

  Шумной стайкой кружатся.

  И малиновка, и дрозд

  Занялись устройством гнёзд.

  Носят, носят в домики

  Птицы по соломинке.

                         Г. Ладонщиков

Воспитатель предлагает всем полакомиться испеченными «жаворонками». И рассказывает, что на Руси существовал обычай съедать «жаворонков» с головы, чтобы не ссориться. А если съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: «На – ко, мамо, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был». 

Весну красную и жавороночков мы встретили

            Да как праздник наш прошел и не заметили.

            Под веселый перепляс

            Распрощаемся сейчас. 

А наш праздник мы завершаем такими словами:

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречать любовно стаи птичьи,

Всем сердцем радуясь весне.

Быть может, им в чужбине снился

Мой дом среди ветвей густых.

Пусть  русское гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою   рот

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят -

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет -

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд

«Ты гнезда разорять не смей

На трогай птичьих гнезд!»

И мы не будем разорять –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

7. На прогулке нарядить обрядовое дерево: ленточками, поделками «жаворонками» из соленого теста, птицами «оригами». Одного сдобного «жаворонка» раскрошить для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект "Народная игрушка глазами детей"

конспект открытого интегрированного занятия  для детей старшего возраста....

Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями в подготовительной группе Тема : «Осенины. Встреча Осени и Зимы»

Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями по теме «Осенины».Программное содержание: Образовательные задачи:Закрепить знания детей об осени как о времени года, расш...

Конспект народного праздника с коррекционными играми и упражнениями в средней группе Тема : «Новый год -Коляда»

Конспект народного праздника по теме: « Новый год — Коляда» ( Праздник с проведением коррекционных игр и упражнений).Программное содержание:Образовательные задачи:Познакомить детей с праздновани...

Конспект народного гулянья Масленица.

Конспект народного праздника "Масленица" для старшей группы...

Конспект «Народное искусство в непосредственно образовательной деятельности с детьми». «Путешествие по Хохломе»

Данный конспект расскажет Вам о проведённом мною проекте "Путешествие по Хохломе" с детьми подготовительной группы. Дети больше узнают о народном промысле, расширяя знание и кругозор."Путешествуя" по ...

Конспект народного праздника "Масленица у Эколят-Дошколят "

Конспект народного праздника проводимого на улице в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята - Дошколята» - «Масленица у Эколят-Дошколят». Широко использованы подвижные игры...

Конспект НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК СОРОКИ в группе кратковременного пребывания (2 ранний и 1 младший возраст)

Материал является частью кратковременного проекта "Весна пришла!". Праздник состоит из 2 частей: в группе(проводит воспитатель) и в музыкальном зале(проводит музыкальный руководитель). Конспект предст...