Реализация системы организации процесса адаптации датей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения.
методическая разработка по теме

Курилова Ольга Анатольевна

Пост         Уважаемые коллеги! Совсем скоро каждое дошкольное учреждение начнет принимать новичков. То, насколько будет готов ребенок к вхождению в социум,  каким будет первое знакомство с детским    садом,   как будет протекать процесс адаптации, во многом зависит от педагога- психолога. Предлагаю вашему вниманию систему организации процесса адаптации детей к детскому саду, которая используется мною вот уже восемь лет и дает хорошие результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системы организации процесса адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения.

 Поступление ребенка в дошкольное учреждение часто сопровождается, проблемой его адаптации к новым условиям жизни и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Не только родители, но иногда и педагоги параметрами готовности ребенка к поступлению в ДОУ считают владения навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопросы же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения остается вне обсуждения.

Наблюдения за детьми свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий, чем домашний, круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться ,но незнающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.

Игнорирование проблемы психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.

В связи с этим наша работа по оптимизации процесса адаптации детей к ДОУ направлена на решение следующих задач:

  • Профилактика психосоматических заболеваний у детей.
  • Оказание помощи семье в подготовке к новым социальным условиям.
  • Обеспечение безболезненного вхождения ребенка в новую среду.

               Важнейшим условием успешной адаптации является своевременно начатая работа со всеми участниками педпроцесса.В нашем учреждении эта работа начинается задолго до поступления ребенка в ДОУ и проводится параллельно в нескольких направлениях.

                                       1.Работа с администрацией

              Совместно с заведующим ДОУ составляется график приема детей в ДОУ, который обеспечивает постепенную наполняемость группы (не более 2-3 человек в неделю).

Заведующий, психолог, медицинская сестра договариваются какие именно вопросы необходимо обсудить с родителями при первой встрече, чтобы не дублировать друг друга и не упустить важных моментов.

                                  2.Работа с родителями.

              На первом этапе проводятся как минимум две встречи психолога с родителями : одна с участием ребенка, другая без него.

              Во время первой встречи психолог старается организовать общение с ребенком с активным участием мамы. Наблюдает за реакцией ребенка  на новую ситуацию ,обстановку, незнакомого взрослого, за действиями ребенка.

              Вторая встреча организуется без участия ребенка. Психолог предлагает родителям заполнить анкету, чтобы выяснить необходимую информацию о ребенке, особенностях воспитания в семье степень соответствия условий жизни ребенка в семье и детском саду.

              По итогам этих встреч, анкетирования делается прогноз вероятной степени адаптации ребенка, в соответствии с которым корректируется график поступления детей в ДОУ, а также разрабатывается схема введения ребенка в группу детского сада.

                                      3.Работа с педагогами  

              Работа проходит в форме консультаций, рекомендаций.

Примерная тематика:

1.«Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду».

2.»Взаимодействие с родителями в период адаптации».

3.»Организация деятельности общения на разных этапах привыкания детей к условиям                           дошкольного учреждения»

      4.»Как определить наличие стресса у ребенка»

      5.»Эффективные методы снятия стресса у ребенка».

      6.»Игры с детьми в период адаптации»

             В процессе консультаций разбираются типичные и нетипичные ситуации ,которые могут возникнуть при взаимодействии с детьми или их родителями.

                               Схема введения ребенка в ДОУ.

1 этап             Подготовительный  (за 2 месяца до поступления в ДОУ).

             Подготовка в условиях семьи:

1Расширение сферы общения ребенка со взрослыми и детьми.(Чаще бывать в «обществе»,в другой обстановке).

2.Рассказы о детском саде.

3.Постепенное приближение домашнего режима и режиму детского сада.

2 этап                  Этап «Пробных» встреч

1.Посещение вечерних прогулок.

2.Знакомство с воспитателями.

3.Знакомство с помещениями группы  (при отсутствии других детей)

3 этап                       Организованное посещение        

Необходимые условия:

  1. Вхождение в группу в присутствии мамы. Если ребенок активен ,в хорошем настроении ,легко отпускает родителей ,его можно оставить одного уже со второго дня.
  2. Постепенное увеличение времени с 1 часа до 3 часов.
  3. Гибкий график введения.(1 половина дня,2половина дня)
  4. Учет особенностей каждого ребенка.
  5. Взаимодействие всех участников педпроцесса (педагоги, родители , помощники воспитателя

             Предложенная схема ,продолжительность прохождения каждого этапа варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и семьи в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Программа адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения является первым этапом социализации. От того, насколько успешно пройдёт этот этап, зависит дальнейшая адаптация к новым жизненным условиям....

Родительское собрание " Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения"

Родительское собрание "Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения"Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации р...

Проект успешной адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения «В детский сад без слёз!»

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...