Значение игры
консультация по теме

Значение игры для развития дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_dlya_razvitiya_rebenka.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

  Нередко мы противопоставляем игру серьезным занятиям. Игра тоже требует напряжения, усилия воли, но она не создает полезного продукта, она цель сама по себе. Работаем, учимся мы ради чего-то, а играем «просто так».Тоже и у дошкольников, но только они учатся в игре.

 В обычной ситуации мы волей-неволей выступаем в роли учителя. А ребенку хочется быть «на равных», хочется видеть во взрослом не только учителя, но и товарища. И это дает ему игра. В игре мы, конечно, тоже учим, но это другая учеба. Мы не приказываем – мы отвечаем на вопросы.

 Взрослым не следует навязывать детям в игре ту роль, которая, по вашему мнению, подходит ему. По личному складу ребенок может оказаться другим. А вот если вы заметили, что дошкольник не справляется со сложными правилами игры и поэтому оказывается  в игре на вторых ролях, то позанимайтесь с ним, внушите, что если он захочет, то сможет, научится играть лучше.

 Не жалейте слов на похвалу. Каждое новое действие в игре должно быть замечено.Однако не следует чрезмерно хвалить за то, что ребенок делал хорошо и раньше. Лучше просто сказать: «Я вижу, что  это ты делать умеешь», «Я вижу, что тебе нравится этим заниматься». Излишний восторг, постоянное  умиление вредит, т.к. захваленный ребенок не стремиться достичь новых высот, понимая, что им и уже вполне довольны.

 Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить», - гласит мудрая пословица. Поэтому не стоит заставлять играть в игру, в которую ребенок играть не хочет, даже если игра охватывает всех детей группы.

 Важно  не допускать недочет возможностей ребенка. Иначе игра может превратиться в бесконечный инструктаж, оценку всех ошибок. Ребенок в результате попадает в ситуацию хронического неуспеха.

 Если дошкольник безрадостен, куксится, ничем не может себя занять – это заметно и часто вызывает раздражение. Но не каждый понимает, что излишняя подвижность, суетливость, задиристость, бесполезная беготня – это тоже проявление скуки. Игра – хорошее лекарство от скуки.

  В игровой деятельности дошкольник замещает предметы, берет на себя роли и действует в соответствии с ними. Перед ребенком открываются отношения людей, их права и обязанности. Обязанности – это то, что ребенок чувствует необходимым исполнить исходя из роли. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники. Роль в сюжетной игре и заключается в том, чтобы исполнить обязанности и осуществить права.

  В совместной игре дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями других, взаимопониманию…

 Игра влияет на формирование произвольности психических процессов, у детей развивается произвольное внимание и память. Условия игры требуют  от ребенка сосредоточения на предметах, содержании сюжета. Потребность в общении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

  Игровая ситуация и действия в ней оказывают влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Ребенок учится действовать с заместителем предмета, а предмет-заместитель становится опорой для мышления. Ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

  Ролевая игра имеет значение и для развития воображения, т.к. дети учатся отождествлять предметы и действия, создавать новые ситуации.

  Ребенок через игру знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, а это развивает чувства и волю.

  Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи, а называние одним и тем же словом отсутствующего предмета го заместителя направляет внимание на свойства предмета.

  В процессе игры развивается рефлексивное мышление, т.е. способность анализировать свои действия, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями (адекватность поведения).

Иногда бывает так, вы принесли в группу новую куклу с набором одежды. Ребенок спешит нарядить куклу и сразу же берется за платье. Воспитатель прерывает ее: сначала надо надеть рубашечку. Дошкольник не в силах выпустить платье из рук, он спешит, кукла падает. Педагог сердится, у ребенка слезы. Здесь эффективнее было бы сначала дать ребенку насладиться новой куклой, а уж потом советовать, как лучше играть. Обучение должно быть аккуратным.

Игра подчинена фантазии и творчеству ребенка, но она всегда приближена к реальности: (из работы Ф. И. Фрадкиной)- дети под влиянием впечатления от оспопрививания играют в прививку оспы. Они действуют так, как действуют в этом случае на самом деле, т.е. реально натирают кожу руки «спиртом», затем делают «надрез», затем вносят «дитрит»… В игру вмешивается экспериментатор и предлагает: «Хотите, я вам дам настоящего спирта?» Конечно, такое предложение встречается детьми с восторгом: ведь гораздо интереснее натирать настоящим спиртом. «Вы пока прививайте, а я пойду за спиртом, раньше привейте, а потом натрите настоящим спиртом», - говорил экспериментатор. Это предложение, однако, идет уже вразрез с законами игры и отвергается детьми. Конечно, натирать настоящим спиртом гораздо более привлекательно, чем воображаемым, но натирать им после прививки нельзя. Это уводит от реального действия. Поэтому пусть лучше спирт будет воображаемым, но зато само действие будет протекать в соответствии с реальным действием.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Значение игры для всестороннего развития ребенка".

Значение игры для всестороннего развития личности ребенка. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным дейст...

Значение игры в музыкально-ритмической деятельности дошкольников.

Музыкальные занятия включают в себя разнообразные виды деятельности. Мы,музыкальные руководители, имеем возможность с помощью музыки  создать   их  увлекательными  и познавательным...

Значение игры для развития психики дошкольника

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка...

Консультация «Учимся играя, значение игры на развитие психики ребенка»

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут н...

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ «ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!»

Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, но родители невсегда осознают её значимость в развитии ребенка. Развеить все сомнения поможет данный материал, подготовленный учителем-дефектологом для забот...

Игра - это серьезно: психологическое значение игры для детей

Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются пра...

Родительское собрание: «Значение игры в познавательном развитии ребенка. Учимся играть вместе с ребенком».

Сценарий родительского собрания: «Значение игры в познавательном развитии ребенка.  Учимся играть вместе с ребенком»....