Самообразование «Экологическое воспитание детей в детском саду»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование «Экологическое воспитание детей в детском саду» | 254.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга _______________________________________________________________________ 195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов д.20 литер А, т/ф: 224-21-66 |
План по самообразованию Постниковой Татьяны Ивановны, воспитателя первой квалификационной категории подготовительной группы 7 Тема: «Экологическое воспитание детей в детском саду» 2021 |
ПАСПОРТ | |
Актуальность | Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы». Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом. Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты. |
Новизна | Формирование у дошкольников элементарных экологических знаний, формирование здорового образа жизни и мировоззрения; воспитание у детей осознанного выполнения правил поведения в природе, ответственности за собственное здоровье |
Цель | повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологического воспитания детей дошкольного возраста |
Задачи работы | -повышение профессионального уровня и педагогического мастерства; -изучения учебной, справочной и научно-методической литературы; -обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование; -создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками; -формировать знания, умения и навыки воспитанников |
Ожидаемые результаты | Повышение своей компетенции в вопросах формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста; систематизировать работу Предполагается повысить экологическую грамотность детей, развить их умственные способности, которые проявляются в умении анализировать, экспериментировать, делать выводы. |
Форма самообразования | Индивидуальная |
План работы (составляется на учебный год – Приложение 2). | См. приложение 2 2021-2022 г. |
Выход темы | -выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу»; -составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии; -проведение сезонных выставок поделок; -составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников; -изготовление экологического лэпбука; -выставка детских рисунков, коллажей. -выставка поделок из бросового материала. изготовление эколого – дидактических игр: -«Овощи и фрукты»; -«Животные и птицы»; сбор цветочных семян, природного материала. |
Список литературы и интернет-источников | Литература: 1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ. 2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград. 3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г. старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г. 4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г. 5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г. 6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г. 7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г 8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г. 9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г. 10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г. 11.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981г. Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/katalog-elektronnih-resursov-doo-1895388.html |
План работы 2021-2022 на учебный год
месяц | форма работы | содержание | срок | ответственный | |
Сентябрь | Составление перспективного плана работы. Подбор информации, материалов для детей. Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде | Наблюдения и опыты в природе. Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты -«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету. | в течение года | Постникова Т.И. | |
Октябрь | .Подбор информации, материалов для детей. Формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде | Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. | в течение года | Постникова Т.И. | |
Ноябрь | Расширять знания детей о животных. Учить использовать знания о диких животных. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. | 1. Беседа с детьми: «Дикие и домашние животные» 2. Д/и: «Угадай по описанию» 3. Занятие «Пернатые друзья» 3.Чтение художественной литературы о животных и птицах. 4.Наблюдения за природой. | Постникова Т.И. | ||
Декабрь | Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию. Познакомить детей с ядовитыми растениями. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Расширять знания детей о деревьях. | 1. Наблюдение за комнатными растениями уголка природы. «Мой любимый цветок». 2. Беседа с детьми «Охрана природы человеком» 3 Чтение худ. литературы 4.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка. 5. «Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей. 6.Рисование. «Нарядная ёлка» | Постникова Т.И. | ||
Январь | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Расширять знания детей о жизни животных зимой. Учить детей наблюдать за изменениями в природе | 1.Наблюдения и опыты со снегом, льдом. 2.Театр на фланелеграфе «Три медведя» 3.Наблюдения в природе, опыты со снегом. 4. Виртуальная экскурсия в парк «Лес весной» 5. Д/и «Кто живёт в горах» | Постникова Т.И. | ||
Февраль | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | 1. Беседа «Лесные жители» 2. Д/и «Зимушка-зима» 3. Беседа и д/и «Как лесные звери проводят зиму». 4. Стихотворение «Зима недаром злится, Прошла её пора…» 5. Фольклор о зиме, о птицах. | Постникова Т.И. | ||
Март | Дать детям представление о весеннем пробуждении природы. Расширять знания детей о птицах, о том, как они устраивают свои гнезда и заводят потомство. | 1. Беседа «Здравствуй, весна!» 2. Презентация «Птицы весной» 3.Чтение худ. литературы. 4. Д/и «Когда это бывает?» 5. Беседа «Весенние заботы птиц» 6. Просмотр видеоролика «Как человек охраняет природу» | Постникова Т.И. | ||
Апрель | Познакомить детей с Красной книгой». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Привлечь детей к высаживанию рассады, семян. | 1.Создание стенгазеты на тему «Берегите природу» 2. Чтение худ.литературы 3.Огород на подоконнике | Постникова Т.И. | ||
Май | Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названием, строением. | Постникова Т.И. |
Выход темы:
-выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу»;
-составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
-составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников;
-изготовление экологического лэпбука;
-выставка детских рисунков, коллажей;
-проведение сезонных выставок поделок;
-выставка поделок из бросового материала.
-изготовление эколого – дидактических игр: «Овощи и фрукты»; «Животные и птицы»;
-сбор цветочных семян, природного материала.
- Повышение педагогической компетенции у родителей через использование ИКТ технологий в познавательно-исследовательской деятельности.
- Формирование духовно-нравственной личности через применение дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
- Развитие самостоятельности и инициативы в процессе реализации сюжетно-ролевых игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...
Экологическое воспитание детей в детском саду
Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагог...
Презентация "Экологическое воспитание детей в детском саду". Тема: "Птицы".
Презентация на закрепление знаний детей старшего возраста....
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в детском саду".
Консультация для родителей....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...
План самообразования по теме "Экологическое воспитание детей в детском саду"
laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окно...