Консультация для педагогов "Играем пальчиками"
консультация (младшая группа) по теме

Сорочан  Татьяна  Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_palchikami.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ  НА ТЕМУ:

«ИГРАЕМ  ПАЛЬЧИКАМИ»

Малыш уже в первые недели после рождения делает открытие, что его руки – замечательный, подвижный «инструмент». Собственные пальчики – это первая игрушка ребёнка. Он забавляет себя своими ручками: подносит их к лицу, опускает, снова подносит к лицу. Ребёнок знакомится со своим телом – разглядывает, ощупывает его.

Пальцы рук снабжены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Следовательно, движения пальцев и кистей рук ребёнка способствуют не только его физическому развитию, но также и умственному.

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н.э.  Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и  разум, развивают психику, речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими  орехами.

В России известны многие старинные забавы с пальчиками. Одна из них – «Полетушки» - описана в словаре В.И. Даля: все дети садятся вокруг стола и кладут на стол по пальчику. Водящий начинает игру, называет какую-нибудь птицу или летучее насекомое, а назвав его, поднимает палец вверх и быстро опускает на стол. Дети делают то же. Если кто-то прозевает, не успеет поднять/опустить палец или «полетит» тогда, когда водящий, обманывая, называет вещь или нелетучее животное, это считается ошибкой и за неё проигравший даёт залог.

Уникальным средством для развития подвижности и гибкости пальцев, кистей рук ребёнка являются ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ. 

Благодаря очень увлекательным пальчиковым играм вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Они способствуют развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка.

Традиционные пальчиковые игры делятся на две группы: 

- игровой фольклор - прибаутки, потешки, пестушки, забавы, обращенные к детям младенческого и раннего возраста;

- игры с правилами для детей постарше.

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой (см. Приложение, например, игру «Маленький паук»). Трёхлетние малыши осваивают игры для двух рук (например, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая — мышку).

Четырёхлетние дети могут играть в игры, в которых несколько явлений сменяют друг друга (см. Приложение, например, игру «Гроза»). Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким реквизитом — бусинами, шариками, карандашами, кубиками и т. д. (см. Приложение, например, игру «Петушок»).

  1. Все пальчиковые игры надо начинать с весёлой разминки- сгибания и разгибания пальчиков (см. Приложение, например, игру «Наши пальчики»).
  2. Помимо сжимания и разжимания пальцев важно уделять внимание их расслаблению. В данном пособии (см. Приложение) имеется немало направленных на это упражнений: «Сороконожки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Осьминоги», «Оркестр», «Капитан», «Весёлые лошадки», «Маленький художник» и др.
  3. Перед игрой надо обсудить с малышом её содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.
  4. Следует медленно показать позу пальцев и кисти руки. Если малыш не может самостоятельно принять позу и выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.
  5. Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение), т. к. объём внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу «отбить» интерес к игре. Стимулируйте подпевание ребёнка, старайтесь «не замечать», если он поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи.
  6. Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть руку вправо, и наоборот.

Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх. В книге есть много упражнений на удержание позы: «Слон», «Козочка», «Барашки», «Червячки», «Краб», «Краб-хвастун», «Крокодил», «Черепашка», «Яблони», «Сова», «Солдатики», «Воздушный шарик», «Заборчик», «Любопытная ворона», «На высокой скале», «Радуга» и др.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребёнка навыков самообслуживания (застегивание и расстёгивание пуговиц, молний и т. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок», «Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики», «Пальчики-забияки» и др.

В пособии (см. Приложение)  я предлагаю задания на развитие не только первых трёх пальцев (социальная зона руки), и так активных в быту, в общении, но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного пальца и мизинца (которые часто остаются без внимания): «Слон», «Козочка», «Барашки», «Цветок», «Танец», «Наши пальчики», «Радуга».

Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма и прочему. Персонажи предлагаемых мной пальчиковых игр (бабочка, паук, рыбки, крокодил, лошадки, кит и др.) очень нравятся маленьким детям. Одни игры готовят малыша к счёту («Цветок», «Маленький художник»), в других он должен действовать, используя обе руки, что помогает усвоить понятия «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Осьминоги», «Яблони», «Танец», «Паром», «Радуга» и др.). Игры с пальчиками развивают кисти рук (появляется подвижность, гибкость), что облегчает приобретение навыков рисования и письма.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребёнок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых он гладит руку взрослого, загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.

В возрасте от двух до пяти лет ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать текст, поэтому им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

С возрастом пальчиковые игры усложняются (можно разыгрывать даже целые сцены).

Игры с пальчиками - это театр, актёры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев весёлые лица и придать им ещё большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов).

Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию.

И ещё раз о важном условии: игры с пальчиками должны быть весёлыми!

Приложение

ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

  1. СЛОН

На прогулку вышел слон,

Хоботом качает он.

Топ-топ, топ-топ...

Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки становится «хоботом», все остальные пальцы превращаются в «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли. По сигналу «стоп» слон останавливается. Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

  1. СОРОКОНОЖКИ

Между кочек по дорожке

В сад бегут сороконожки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Никому их не догнать.

Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде сороконожки начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. Сороконожки могут менять направление движения по команде «направо»/«налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).

  1. БАБОЧКА

Только солнце засияет —

Сразу бабочка взлетает.

Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. Бабочка летает, то раскрывая, то закрывая крылышки.

Попорхает — утомится,

Отдохнёт — опять кружится.

Бабочка садится на спинку стула (край стола, книжку и т. п.), складывает крылышки. Через несколько секунд снова начинает летать.

  1. КОЗОЧКА

Вот идёт на нас коза –

Озорная егоза.

Ты, коза, нас не бодай,

Лучше с нами поиграй.

Указательный палец и мизинец выставлены вперёд и двигаются вверх-вниз, вправо-влево, изображая рожки козочки. Остальные пальцы прижаты к ладони.

  1. МАЛЕНЬКИЙ ПАУК

Это маленький паук,

Мухам враг он, а не друг.

Кисть руки опущена, подушечки пальцев опираются на стол.

Паутинку он сплетает,

Мух на ужин поджидает.

Пальцы медленно перебирают нитку (шнурок).

  1. ЧЕРВЯЧКИ

Червячки устали спать,

Червячки пошли гулять.

Указательный и большой пальцы обеих рук подушечками опираются на стол (стоят). Остальные пальцы прижаты к ладоням. Слегка сгибаясь и вытягиваясь, указательный и большой пальцы ползут по столу, изображая гусениц.

Лужи быстро обошли

И назад, домой, пришли.

Червячки обогнули лужи (блюдца с водой).

  1. РЫБКИ

Рыбки под водой резвятся:

Вместе плавают, кружатся.

Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.

И ныряют - раз, два, три...

Как им весело, смотри! Ладонями делать «ныряющие» движения.

  1. КРАБ

В синем море краб идёт,

Ладони тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы направить вниз; переплести пальцы (лапки краба), раздвинуть ладони. Большие пальцы обеих рук направить к себе (голова краба).

Быстро лапками гребёт.

Быстрые движения пальцев показывают, как краб гребёт лапками.

Тихо краб ползёт по дну,

Ищет он себе еду.

Краб идёт на лапках (на пальчиках) сначала в одну, а затем в другую сторону.

  1. КРОКОДИЛ

Лёг на берег крокодил,

Вытянуть вперёд руки, положить одну на другую, соединить ладони, изображая лежащего на берегу крокодила.

Пасть открыл и вновь закрыл.

Кисти рук соединены у запястья (пасть крокодила). Разъединяя и соединяя ладони, показывать, как крокодил открывает и закрывает пасть.

Никого он не глотает,

Только всех вокруг пугает.

  1. ВОРОНЫ

Прилетели к нам вороны,

Кистями рук изображать движение крыльев ворон.

Сели рядышком на клёны.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Большой, указательный и средний пальцы обеих рук сложить в щепотку (клювы ворон) и качать вверх-вниз. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Стали громко каркать, спорить,

Разъединяя пальцы, показывать, как открываются и закрываются клювы ворон.

Стали дом из веток строить.

Пальцами («клювом») брать со стола «палочки», «веточки» (карандаши, ручки) и из них складывать «гнездо».

  1. УЛИТКИ

Вот улитки-недотрожки

Тихо высунули рожки.

Указательный и средний пальцы обеих рук вытянуть вперёд и изображать рожки улиток. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Лишь дотронемся до них –

Спрячут рожки в тот же миг.

Указательный и средний пальцы сгибать и разгибать, показывая, как прячутся рожки улиток.

  1. ВЕРТОЛЁТ

Быстро вертится пропеллер.

Вертолёт взлететь готов.

Он отважно, без сомнений,

Путь найдёт средь облаков.

В синем небе полетает,

Облака поразгоняет

И вернётся точно в срок,

Как бы ни был путь далёк.

Между указательным и средним пальцами зажать короткий карандаш. Движением пальцев подсунуть конец карандаша под безымянный палец. Стараться поворачивать (крутить) карандаш, перехватывая его только этими пальцами.

  1. КАПИТАН

По волнам на лодке белой

Он плывёт, большой и смелый.

Ладони сложить лодочкой (чуть округлить, соединив пальцы, кроме больших, т.е. сделать пригоршню). Медленно выполнять волнообразные движения в воздухе, показывая, как лодка качается на волнах.

Он - отважный капитан,

Выдержал и ураган.

Увеличивая скорость и амплитуду движений, показывать, как лодка качается на высоких волнах.

Видел капитан все страны,

Пересёк все океаны,

Ну а после, как герой,

К маме он приплыл домой.

Движения рук — спокойные, как в начале игры.

  1. БРАТЬЯ

Пять братишек в тёплый день

Повстречали пять друзей.

Старший братец — сильный малый,

Друг его — моряк бывалый.

У второго братца друг

Знает несколько наук.

Средний братец долговяз,

У него друг - водолаз.

У четвёртого братишки

Любит друг смешные книжки.

А последний, младший брат,

Ходит с другом в детский сад.

Кисти рук расположить на столе; ладони, обращенные одна к другой, поставить на ребро. Поочерёдно соединять подушечки одноимённых пальцев (подушечка большого пальца правой руки соединяется с подушечкой большого пальца левой руки, указательный правой - с указательным левой и т. д.) — так пальцы «здороваются» со своими друзьями.

  1. ОСЬМИНОГИ

Осьминоги, осьминожки

Тренируют ручки, ножки.

Кисти рук (ладонями вниз) лежат на столе: правая рука — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомкнутыми. Одновременно менять положение пальцев (одни смыкать, другие размыкать).

Могут плавать вверх и вниз,

Ладонь правой руки медленно движется вверх, а ладонь левой руки — вниз.

Сальто сделают на бис,

Ладони переворачиваются в воздухе.

Вправо проплывут и влево –

Тренируются умело.

Ладонь правой руки медленно движется вправо, а ладонь левой руки — влево, затем наоборот.

Им гимнастика важней

Всех забав и всех затей.

  1. БАРАШКИ

На поляне утром рано

Повстречались два барана.

Ладони обеих рук опущены. Локти разведены в стороны. Указательные пальцы и мизинцы согнуть «колечком» и выдвинуть вперёд, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Согнутые указательный палец и мизинец одной руки слегка ударять об указательный палец и мизинец другой руки, показывая, как барашки бодаются рогами.

Долго так они бодались  

И друг к другу придирались.

Наконец они устали

И бодаться перестали.

  1. ДОМИК

Под грибком - шалашик-домик,

Там живёт весёлый гномик.

Ладони соединить шалашиком. Указательный и средний пальцы одной

руки опущены, изображая человечка.

Мы тихонько постучим,

Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки.

В колокольчик позвоним.

Ладони обращены вниз, пальцы скрещены («колокольчик»). Средний палец правой руки опустить и, слегка покачивая его, изображать язык колокольчика.

Двери нам откроет гномик, Ладони повернуть к себе (рёбра прижаты друг к другу), изображая закрытые двери. Затем ладони разворачивать, показывая, как открываются двери.

Станет звать в шалашик-домик.

Кисти обеих рук выполняют «манящие» движения.

В домике - дощатый пол,

Ладони опущены, рёбра прижаты друг к другу.

А на нём - дубовый стол.

Левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опущена ладонь правой руки.

Рядом - стул с высокой спинкой,

Левая ладонь обращена вверх, к её тыльной стороне приставлен кулачок правой руки (большой палец — к себе).

На столе — тарелка с вилкой.

Ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку. Правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой — прижат к ладони.

и блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

  1. ГРОЗА

Капли первые упали,

Указательный и безымянный пальцы обеих рук слегка стучат по столу, изображая падающие капли дождя.

Пауков перепугали.

Ладонь опущена вниз, пальцы слегка согнуты и быстро движутся, показывая, как разбегаются пауки.

Дождик застучал сильней –

Пальцы обеих рук быстро стучат по столу, изображая дождик.

Птички скрылись средь ветвей.

Скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; делать взмахи, изображая улетающих птиц.

Дождь полил как из ведра —

Пальцы обеих рук очень быстро стучат по столу, изображая сильный дождик.

Разбежалась детвора.

Указательный и средний пальцы обеих рук выпрямлены и опущены, остальные пальцы прижаты к ладони. Пальцы быстро бегают по столу, изображая бегущих ребят.

Ярко молния сверкает,

Указательный палец рисует в воздухе молнию.

Гром гремит — не затихает.

Громко хлопая в ладоши и барабаня кулаками по столу, имитировать гром.

Дождь прошёл.

И снова солнце

Заглянуло к нам в оконце!

Обе руки с разомкнутыми пальцами медленно поднимаются вверх, показывая, как выглядывает солнышко.

  1. КРАБ-ХВАСТУН

Жил да был хвастливый краб -

Голова и восемь лап.

Ладони тыльной стороной направлены друг к другу, пальцы переплетены и опущены вниз (большие пальцы направлены к себе). Краб передвигается на ножках: руки в одну сторону, а затем в другую.

Каждой лапкой краб гордился,

Перед рыбами хвалился.

Пошевелить по очереди каждым пальцем: краб показывает свои лапки.

Так расхвастался наш краб!

Не заметил он ухаб

И в него свалился,

Краскою залился.

Показать, как краб оступился и упал.

Красным стал от злости краб.

Он ушиб все восемь лап.

Показать, как краб, хромая, идёт домой.

И теперь неделю ровно

Он сидит в норе укромно.

  1. ЦВЕТОК

Будит солнышко цветочек:

«Просыпайся-ка, дружочек.

Руки подняты вверх и соединены в виде чаши запястьями друг к другу. Пальцы обеих рук соединить (большой с большим, указательный — с указательным и т. д.), изображая лепестки закрытого цветка.

Раз,

Большие пальцы отвести в стороны, показывая, как раскрываются лепестки цветка.

два, три, четыре, пять –

Новый день пришёл опять».

Поочерёдно пальцы обеих рук отводить в стороны, показывая, как раскрываются все лепестки цветка.

А как вечер опустился –

Спать цветок заторопился.

Раз, два, три, четыре, пять -

Поочерёдно пальцы соединять, показывая, как закрывается цветок. Завтра с солнышком вставать.

ОРКЕСТР

Заиграет наш оркестр.

Скрипка,

Кистью правой (или левой) руки имитировать игру на скрипке.

бубен...

Кулак одной руки стучит о ладонь другой руки.

Всем есть место.

Балалайка,

Имитировать игру на балалайке.

Барабан,

Большие пальцы обеих рук ударяют (барабанят) подушечками по столу.

Флейта,

Имитировать игру на флейте.

Гусли

Имитировать игру на гуслях.

и орган.

Пальцами обеих рук имитировать игру на органе.

Хорошо мы поиграли.

Инструменты все убрали.

  1. МОЯ СЕМЬЯ

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Рука поднята вверх ладонью к себе, пальцы выпрямлены.

Это - мама,

Пригибается безымянный палец.

это - я,

Пригибается мизинец.

Это — бабушка моя,

Пригибается указательный палец.

Это — папа, Пригибается средний палец.

это - дед.

Пригибается большой палец.

И у нас разлада нет.

Пальцы сжимаются в кулак.

  1. КОШКА И МЫШКА

Наша кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

Пальцы обеих рук, сжатые в кулаки, лежат на столе ладонями вниз. Медленно разжимая кулаки, пальцы развести в стороны — показать, как кошка выпускает коготки. При выполнении движений кисти рук приподнять над столом.

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Пальцы снова собираются в кулак. Кулаки опускаются на стол. Локти развести в стороны.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Кошка (правая рука) крадётся: все пальцы медленно шагают по столу вперёд.

Только мышка не зевает —

Вмиг от кошки удирает.

Мышка (левая рука) убегает: пальцы быстро движутся назад.

  1. ЧЕРЕПАШКА

Знакомая есть у меня черепашка,

Рука, сжатая в кулак (большой палец сверху), изображает черепаху.

Мы с нею гуляем вдвоём у овражка.

Кулак двигать вдоль края стола, показывая, как ползёт черепаха.

Её на ладошке легко мне носить,

Кулак («черепашку») положить на ладонь другой руки.

Со мной черепашка не будет грустить.

Кулак («черепашку») покатать на ладони, погладить.

  1. ВЕСЁЛЫЕ ЛОШАДКИ

В чистом поле без оглядки

Мчатся быстрые лошадки.

Цок-цок-цок, цок-цок-цок -

Скачет резвый табунок.

Кисти обеих рук находятся на столе и быстро движутся, показывая, как быстро скачут лошадки.

  1. КИТ

Вот плывёт по морю кит,

Ладони чуть округлены и соединены пальцами («кит»). Делать волнообразные движения ладонями, изображая плывущего кита.

У него весёлый вид.

Указательный палец рисует в воздухе улыбку.

Любит в море кит играть,

Вверх фонтанчики пускать.

Кисть руки поднята. Быстрыми движениями выпрямленных пальцев изображать фонтанчик воды.

  1. ТУЧИ

Вот столкнулись в небе тучи,

Заслонили солнца лучик.

Обе руки сжаты в кулаки, локти разведены в стороны. Кулаки соприкасаются друг с другом, показывая, как сталкиваются в небе тучи.

Бились тучи - бом-бом,

Кулаки ударяются друг о друга, показывая, как бьются друг с другом тучи.

А по небу — гром, гром!

Громкими хлопками в ладоши имитировать гром.

  1. ЯБЛОНИ

Ветры яблони качают,

Руки стоят на столе, опираясь на локти («стволы яблонь»), пальцы разведены в стороны («кроны яблонь»). Покачивая руками, изображать качающиеся на ветру яблони.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону показывать, как опадают листья.

Листья падают в саду,

Я их граблями гребу.

Кисти рук находятся на столе. Пальцы чуть согнуть и двигать, изображая работу граблями.

  1. МАЛЕНЬКИЙ ХУДЛОЖНИК

Раз, два, три, четыре, пять —

Я умею рисовать.

Кисть руки расслаблена и свободно движется по столу, изображая кисточку для рисования.

На листе

«Кисточкой» провести по листу бумаги.

и на холсте,

«Кисточкой» провести по льняной салфетке или полотенцу.

На свету

Плавные движения кисти руки по столу (листу бумаги, салфетке), имитирующие движения кисти художника.

и в темноте.

Те же движения выполняются с закрытыми глазами.

  1. СОВА

Тут на дубе есть дупло,

В том дупле темным-темно.

Одна рука стоит на столе, опираясь на локоть («ствол»); пальцы, разведённые в стороны, изображают крону дуба. Пальцы другой руки собираются в кольцо («дупло») и прижимаются к «стволу дуба».

А внутри сова сидит,

Ладони рук расположены напротив друг друга.  Большой и указательный пальцы одной руки соединяются колечком и соприкасаются с большим и указательным пальцами  другой руки, также соединёнными в колечко («глаза совы»). Остальные пальцы прижаты друг к другу и направлены вверх («голова совы»).

Дом лесной свой сторожит.

Поворачивать «голову совы» вправо и влево.

3.31.        МЫШКИ-ПЕКАРИ

Замесили тесто мышки,

Кисти рук находятся на столе; пальцы, отрываясь от стола, сжимаются и разжимаются, показывая, как мышки месят тесто.

Стали печь они коврижки.

Обе руки лежат на столе ладонями вниз; одновременно переворачиваясь вверх, ладони рук изображают испечённые коврижки.

Звали в гости всех друзей:

«Приходите к нам скорей!»

Кистями обеих рук выполнять «манящие» движения.

  1. СОЛДАТИКИ

Аты-баты, аты-баты —

На войну идут солдаты.

Указательный и средний пальцы обеих рук «маршируют» на столе, изображая солдатиков (остальные пальцы прижаты к ладони). Очень важно, чтобы пальцы («солдаты») «маршировали» в ногу, синхронно.

Знамя впереди несут,

Приподнять локоть, выпрямить ладонь, большой палец опустить вниз

(«флаг»).

Пушки грозные везут.

Ладони, сжатые в кулаки, находятся на столе. Выпрямленные указательные пальцы изображают стволы пушек.

  1. ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Мы в воздушный шарик дуем,

Мы бока его раздуем.

Кисти рук — у груди, локти разведены в стороны. Пальцы обеих рук сложены в щепотку и соприкасаются кончиками (спущенный воздушный шарик). Дуть в «шарик», при этом большие пальцы двигать к себе, остальные — от себя (подушечки одноимённых пальцев не разъединять) — так постепенно кисти принимают форму шара.

Вот каким большим он стал!

Пальцы — почти прямые (но подушечки одноимённых пальцев по-прежнему соединены).

Бах! - вдруг лопнул круглый шар.

Руки резко развести в стороны, изображая лопнувший шарик.

  1. ЗАБОРЧИК

Бом-бом-бом,

Бом-бом-бом -

По гвоздям бьём молотком.

Ударяя кулаком одной руки о ладонь другой руки, изображать работу молотком.

Постучал наш молоточек –

И построил нам заборчик.

Руки лежат на столе. Ладони поставить на ребро и переплести пальцы, изображая забор.

  1. ТАНЕЦ

На большой лесной полянке

Пляшут серенькие зайки,

Указательный и средний пальцы обеих рук поднять вверх, изображая ушки зайчиков. Остальные пальцы прижать к ладони. Обеими руками имитировать пляску — показывать, как пляшут зайчики.

Пляшут мышки

Средний, безымянный и большой пальцы каждой руки соединить кончиками, изображая нос мышек. Мизинцы и указательные пальцы согнуть и направить вверх (ушки). Обеими руками имитировать пляску показывать, как пляшут мышки.

И кроты.

Кисти рук — параллельно столу ладонями вниз. Большие пальцы прижаты к ладоням, остальные выпрямлены и направлены вперёд. Сгибая и разгибая пальцы, показывать, как пляшут кроты.

Пляшут ушки

Указательный и средний пальцы обеих рук двигать вправо-влево, вверх-вниз, показывая, как «пляшут» у зверей ушки.

И хвосты.

Обе руки сжаты в кулаки, локти разведены в стороны. Мизинцы выпрямить; двигая их вверх-вниз, показывать, как «пляшут» хвосты.

  1. ЛЮБОПЫТНАЯ ВОРОНА

Любопытная ворона

Рука стоит на столе, опираясь на локоть. Большой, указательный и средний пальцы сложить в щепотку и качать вверх-вниз, изображая клюв вороны; остальные пальцы прижаты к ладони.

Гордо ходит вдоль забора.

Указательный и средний пальцы ходят по столу, показывая, как идёт ворона; остальные пальцы прижаты к ладони.

Видит банку у куста,

Пальцы другой руки собираются в кольцо, изображая пустую консервную банку.

Клюв свой сунула туда.

Ворона засовывает клюв в баночку.

Ей не видно ничего,

Там, на дне, темным-темно.

Глубже сунулась тогда –

Может, в банке есть вода?

«Клюв» глубже уходит в «баночку».

Что случилось?

Ой-ой-ой! Крутит птица головой.

Ни туда и ни сюда –

Приключилась с ней беда.

Ворона пытается вытянуть клюв из баночки.

Вместе с банкою пустой

Унеслась она домой.

Сцепленные руки поднять вверх, изображая, как ворона улетает с пустой банкой, надетой на клюв.

  1. БАРАБАН

Барабанит барабан,

Слышен грохот тут и там.

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам,

Бам-бам-бам!

Мягко ударять подушечками пальцев по столу (сначала большими пальцами обеих рук, потом указательными и т. д.), изображая барабанную дробь.

Так грохочет барабан.

  1. НАШИ ПАЛЬЧИКИ

Пальчик с краешку – Большой,

Самый толстый и смешной.

Этот — Указательный,

Строгий и внимательный.

Этого зовут все — Средний,

Он не первый, не последний.

Этот палец — Безымянный,

Неуклюжий и забавный.

Этот маленький - Мизинчик,

Он у нас у всех любимчик.

Рука поднята вверх

ладонью к себе, пальцы выпрямлены. Поочерёдно пальцы сжимать, разжимать и пригибать к ладони (начиная с большого, в соответствии с текстом стихотворения).

  1. НА ВЫСОКОЙ СКАЛЕ

В синем море много скал.

Локти рук стоят на столе, ладони выпрямлены и, соприкасаясь кончиками пальцев, соединяются шалашиком, изображая скалу.

Что моряк там отыскал?

Большой и указательный пальцы обеих рук, соприкасаясь подушечками, образуют два колечка. Колечки поднести к глазам, изображая человека, смотрящего в бинокль.

Гнёзда птиц.

Ладони соединить в виде чаши, изображая гнездо.

А над скалой

Там орёл летает злой.

Сцепить большие пальцы, ладони выпрямить и раздвинуть в стороны. Махать пальцами, изображая полёт орла.

  1. ПАРОМ

Через речку, через воду

Плавными волнообразными движениями обеих рук изображать течение речки.

Нет ни мостика,

Локти стоят на столе; ладони соединяются, образуя полукруг («мостик»).

Ни броду.

Локти на столе. Большой, указательный и средний пальцы обеих рук сложить в щепотку (остальные пальцы прижаты к ладони) и качать вверх-вниз (но не дотрагиваться до стола), показывая, как глубока речка.

Всех на дальний берег сом  

Перевозит, как паром.

Ладонями, обращенными вверх и прижатыми одна к другой, выполнять «ныряющие» движения, показывая, как плывёт сом.

  1. РАДУГА

Высоко под облаками

В небе радуга над нами.

Рукой описать в воздухе полукруг, изображая радугу.

Выше, чем сосновый бор,

Руки стоят на столе, опираясь на локти («стволы»), пальцы разведены в стороны («кроны»).

Выше дома,

Ладони, сложенные шалашиком, соприкасаются кончиками пальцев, превращаются в «домик». Поднятый вверх безымянный палец изображает печную трубу.

Выше гор.

Локти рук на столе, ладони выпрямлены и, соприкасаясь кончиками пальцев, соединяются шалашиком, изображая гору.

  1. ПАЛЬЧИКИ-ЗАБИЯКИ

Что за пальцы-забияки!

Ну не могут жить без драки.

Целый день друг с другом - бом!

Как бараны, бьются лбом.

Ладони на столе, на небольшом расстоянии одна от другой; пальцы одной руки обращены к пальцам другой. Поочерёдно сдвигать (двигая по столу с силой, соединять подушечками одноимённые пальцы).

  1. ПЕТУШОК

Любопытный петушок

Указательный и большой пальцы соединяются кончиками и превращаются в «клюв» петуха; остальные пальцы подняты вверх и разведены в стороны, изображая гребешок.

Во дворе нашёл мешок.

Обе руки соединяются кончиками пальцев, принимая форму круга («мешок»).

А мешок-то чёрный,

В нём горох отборный.

Клюнул сильно петушок,

Пальцами («клювом») стучать по столу.

Продырявил он мешок.

Руки развести немного в стороны, показывая, как порвался мешок.

«Хороши горошины!» —

Хвалит гость непрошеный.

Указательным и большим пальцами собирать «горошины» (бусинки, горошины), показывая, как их клюёт петух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"

взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....

Консультация "Массаж для пальчиков"

Из опыта работы  Цайтлер Нонны Владимировны воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №47 "Теремок" комбинированного вида....

Консультация для родителей "Пальчики учат говорить"

Рекомендации родителям для развития речи ребёнка младшего возраста посредством различных координированных манипуляций рук....

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"

Консультация для родителей "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Консультация для родителей. "Пальчиками играем-речь развиваем".

Консультация для родителей."Пальчиками играем-речь развиваем". Примеры пальчиковых игр....

Консультация "Играем с пальчиками"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"

Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"...