Проект «Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития у детей ручной умелости»
проект

Анастасия Олеговна Лазарева

Проект

«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития

у детей ручной умелости»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomotornyie_1.docx192.48 КБ

Предварительный просмотр:

Дети клипартМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Проект

«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития

у детей ручной умелости»

Автор- составитель:

Лазарева А.О.

Ачинск, 2020 г.

Актуальность. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методики обучения письму. Другие считают, что многих сложностей при обучению письму в начальной школе, можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе.

Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т.е. развития графомоторных навыков.

Анализ ситуации в группе и постановка проблемы: Чтобы выявить актуальность проблемы для нашей группы, проанализировать ситуацию в группе, у детей мы провели диагностику уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 20 детей:

  1. у 18 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;
  2. при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук:
  • 12 детей - не выполнили задание,
  • 6        детей        -        при        выполнении        заданий        допускали        неточности        и погрешности;
  • 2 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;
  1. при диагностировании определения графического навыка:
  • 10 детей - не выполнили задание,
  • 10        детей        -        при        выполнении        заданий        допускали        неточности        и погрешности;
  • 2 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.

Таким образом, мы можем отметить, у детей недостаточно развиты графомоторные навыки.

На основе вышеизложенного нами сформирована цель проекта:

  • развивать у детей графомоторные навыки в регулярной практической деятельности за счет совершенствования у них технических умений.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать у детей умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;
  • развивать у детей умение использовать в деятельности самомассаж, игры, упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
  • развивать у детей мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятия, фантазию;
  • развивать у детей пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Формирующие:

  • формировать у детей зрительно-моторную координацию;
  • формировать у детей активную речь, пополнять словарный запас новыми понятиями;
  • формирование у детей навыки учебной деятельности: умение слушать,   понимать   и   выполнять   словесные   установки    педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Воспитывающие:

  • воспитывать        у        детей        стремление        добиться        поставленной        цели, почувствовать себя успешным.

Практическая значимость проекта:

  1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
  2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций.

2. Систематизированный информационно-методический материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно– пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку МАДОУ.

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный, диагностический (сентябрь 2020 г.); 2 этап – практический (октябрь-апрель 2020-2021 г.г.);

3 этап – обобщающий, диагностический (май 2021 г.).

Методы и приемы:

Наглядные (показ, наблюдение, образец), практические (игровые упражнения), словесные (объяснение, собеседование, описание, инструкции, команды и распоряжения при выполнении графических диктантов).

Системная «паутинка»: раскрывает интеграцию содержания всех образовательных областей и форм работы с детьми в Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (см. ниже).

Системная «паутинка»

Образовательные области

Формы

1. «Физическая»

  • физминутки;        подвижные        и пальчиковые игры;
  • упражнения        на        развитие        силы пальцев и быстроты их движений.

2. «Социально-коммуникативная»

- дидактические игры.

3. «Художественно-эстетическая»

  • рисование (цветными и простыми карандашами, восковыми мелками, фломастерами, перьевыми ручками);
  • лепка;
  • аппликация;

  • выставка        детских        рисунков        и поделок;
  • раскраски;
  • штриховки;

4. «Познавательная»

  • конструирование из бумаги и бросового материала; газетных трубочек;
  • конструирование из лего, из палочек Кюизенера, из счетных палочек, из магнитной мозаики;

5. «Речевая»

  • беседы с детьми,
  • пальчиковые игры

План мероприятий по развитию проекта – см. Приложение № 3.

Продолжительность проекта: 1 год.

Тип проекта: групповой, познавательно-продуктивный.

Участники        проекта:        дети        подготовительной        к        школе        группы, воспитатели группы, педагоги МАДОУ; родители.

По окончании проекта ожидаются следующие результаты:

  • пополнение        в        группе        предметно-развивающей        среды        по        теме

«Развитие графомоторных умений»;

  • изготовление детско-родительских работ к конкурсам, выставкам;
  • организация выставок детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина);
  • выполнение        детьми        различных        видов        штриховок,        графических диктантов.

Основные направления деятельности:

НОД:

  1. Развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок).
  2. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
  3. Конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала).

Кружки:

1) «Здоровей-ка», «Бусинка» (бисероплетение), «Волшебная ниточка» (шитье).

В повседневной жизни:

  1. Физические упражнения и игры; физкультминутки; пальчиковые

игры.

  1. Дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными

палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д.); компьютерные игры;

  1. Графическая моторика: раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур;
  2. Массаж пальцев рук, гимнастика для рук.
  3. Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив), посев и сбор семян; перебирание зерен.
  4. Ремонт книг.
  5. Изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр.
  6. Нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание узелков; сортировка мелких предметов.
  7. Одевание-раздевание кукол.

Работа с родителями:

  1. Папки-передвижки: «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 5-6 лет».
  2. Индивидуальные консультации по развитию графомоторных умений у детей.
  3. Оформление уголка, пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений».
  4. Родительское собрание по теме: «Развитие графомоторных умений и навыков – эффективный способ подготовки дошкольника к письму».
  5. Изготовление детско-родительских поделок к конкурсам.
  6. Выставки детско-родительских работ.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • цветные карандаши, пастель, угольные карандаши, фломастеры, различные кисти, перьевые ручки, тушь разных цветов, восковые мелки, ножницы, клей, цветная бумага, картон; ластики.
  • природный и бросовый материалы; бисер; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры, цветные клубки нитей для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.

-мячики для тренировки мускулатуры кисти;

-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;

-дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы;

-счетные палочки для выкладывания узоров;

-проволочки для создания узоров и фигурок;

  • конструкторы, дидактические и настольные игры;
  • раскраски, трафареты;
  • инструменты для ухода за растениями;

Литература:

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. - Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 120 с.
  2. Безруких М.М., - Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. - Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму, – Тула: Арктоус, 1997.- 88с.: ил.
  • (Библиотека «Поможем детям учиться»).
  1. Воробьева Т.А., Грузенко Т.В., - 50 уроков подготовки руки к письму – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008, - 80 с.: ил. – (Серия

«Уроки логопеда»).

  1. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. - Развиваем графические навыки. - Мой помощник – карандаш. - АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.
  2. Гаврина С. Ю. - Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 180 с.
  3. Галкина Г. Г., Дубынина Т. И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.
  4. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2008. – 144 с.
  5. Крупенчук О. И. - Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”, 2006.
  6. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо – влево, вверх – вниз: - Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
  7. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил.

Приложение № 1 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Обследование развития уровня графомоторных навыков и других вспомогательных процессов у детей 5-6 лет проводится по следующим критериям:

  1. Определение ведущей руки. (Применялась методика М. Озьяс). Детям предлагается ряд упражнений:
  • 1) «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
  • 2) «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
  1. Определение уровня развития мелкой моторики рук. (Использовались методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич). Детям предлагаются следующие упражнения:
  1. «Обводим кисти рук».

Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания:

«Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.

В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).

Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким   образом,   проба   проводится   на   каждой   руке   дважды. При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться

«ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти

«лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к

«ненужному» пальцу).

  1. «Ребро, кулак, ладонь»

Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

  1. Определение развития графического навыка.

(По критериям предложенным Н. В. Нижегородцевой).

Для обследования графического навыка следует использовать:

  1. графический диктант;
  2. рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
  3. рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
  4. выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы

  • карандаши, фломастеры, мелки.

Определение уровня владения графомоторными навыками:

При оценивании результатов используется таблица (см. Приложение № 2), где высокий уровень получают дети, которые качественно и без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще.

Приложение № 2

Фамилия, имя ребенка

Критерии

1.

Определение ведущей руки

2. Определение уровня развития мелкой моторики рук

3. Определение развития графического навыка

1

2

итог

1

2

итог

1

2

3

4

итог

п

л

п

л

Приложение № 3 План мероприятий по развитию проекта

Этапы проекта, мероприятие

Дата

I этап - подготовительный (разработка проекта).

  • определение проблемы;
  • постановка цели, задач;
  • сбор информации, литературы, дополнительного материала (раскраски, штриховки и т. д.);
  • пополнение        предметно-развивающей        среды        по        теме

«Развитие графомоторных умений»;

  • диагностика детей (Приложения № 1, 2);
  • оформление папок-передвижек для родителей «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук

для детей 6-7 лет».

с 02.09. –

30.09.2020 г.

II этап – основной.

Реализация комплексно-тематического плана.

Ежедневно:

  • физминутки, подвижные игры, пальчиковые игры;
  • дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д.), (см. Приложение № 4), компьютерные игры;
  • графическая моторика: раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур (Приложение № 5);
  • массаж пальцев рук, гимнастика для рук;
  • уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив), посев и сбор семян; перебирание зерен.
  • ремонт книг;
  • изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр;
  • нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание шнурков, узелков; сортировка мелких предметов.
  • одевание-раздевание кукол;
  • раскрашивание иллюстраций;
  • рассматривание плаката «Как сидеть при письме. Как правильно держать ручку» (Приложение № 6);
  • самостоятельное детское творчество;

с 03.10. 2020

по 28.04.2021 г.

НОД (см. комплексно-тематическое планирование для подготовительной к школе группы):

  • развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок);
  • изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка), (см. Приложение № 4);
  • конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала, газетных трубочек), (см. Приложение № 4).

Кружки:

  • «Здоровей-ка»,
  • «Бусинка» (бисероплетение), (см. Приложение № 4).
  • «Волшебная ниточка» (шитье), (см. Приложение № 4).

количество в неделю: 2 раза

1 раз

1 раз

III этап – заключительный

  • организация выставок рисунков, аппликаций, поделок детей

  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата;

- презентация проекта родителям, на итоговом педсовете.

с 03.10. 2020

по 28.04.2021 г

с 01 .05 по

31.05.2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие графомоторных навыков - эффективный способ развития у детей 6-7 лет ручной умелости"

В проекте описаны методы и приемы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет....

Проект развития навыков эффективного общения у детей с особыми образовательными потребностями средствами театрализации «Поделись улыбкою своей»

Актуальность проекта На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения ус...

Проект «Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развития у детей ручной умелости»

Проект«Развитие графомоторных навыков – эффективный способ развитияу детей ручной умелости»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ТНР

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...

Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР

Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР Содержание: Что такое графомоторика Развитие графомоторных навыков у детей: С ЗПР С ОВЗ С ТМНР Упражнения и игры на ...