Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
материал по теме

Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. 

Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает, является одним из важнейших факторов развития личности ребенка.  Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Сегодня оборудование часто не соответствует ГОСТу. Отсутствует культура цвета и формы, поэтому создаётся впечатление ярмарочного, бессистемного заполнения групп случайными предметами, не создающими предметно-развивающую среду.

В ноябре 2011 года я организовала и провела семинар-практикум "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА  В ДОУ для детей с нарушениями зрения" для участников городского методического объединения тифлопедагогов.

Цель семинара-практикума: Содействие формированию профессиональной компетентности учителей-дефектологов в области создания предметно-развивающей среды в специализированных детских садах. Обмен опытом работы по созданию развивающей среды в ДОУ для детей с нарушениями зрения.

Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества. 
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах предметно-развивающей среды.

Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе: возрастного состава детей, психологической характеристики группы; индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка – она воспитывает и развивает его.

Для того, чтобы качественно и комфортно обогащать и развивать эту среду, предлагаем вам ознакомиться с Федеральными государственными требованиями к созданию предметно-развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Слайд-титул №1 ФГТ к созданию предметной развивающей среды разработаны Федеральным государственным учреждением Федеральный институт развития образования. Проект включает в себя: общие положения, основные понятия, области применения, функции требований,  описание психолого-педагогических и организационных требований  к созданию предметной развивающей в различных моделях и формах дошкольного образования, а также приложения с подробным описанием.

Слайд №2   В 1 главе описаны Общие положения, где указано, что:

1.1. Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений имеющих государственную аккредитацию.

1.2. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования.

1.3. Инвариантная часть настоящих требований к предметной развивающей среде адресована ДОУ третьей категории или дошкольным группам других типов учреждений, работающих аналогично.

1.4. Вариативная часть настоящих требований к предметной развивающей среде адресована различным видам дошкольных образовательных учреждений первой и второй категории, или дошкольным группам других типов учреждений, работающих аналогично, с дифференциацией по видам в зависимости от приоритетности тех или иных направлений развития ребенка.

1.5. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет.

1.6. Аккредитация дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе настоящих требований.

Слайд №3-4  Вторая глава раскрывает основные понятия, используемые при описании ФГТ:

Слайд №5-6 В 3 главе раскрываются области применения ФГТ.

3.1. Федеральные государственные образовательные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны быть обязательными для применения и соблюдения всеми образовательными учреждениями (дошкольными образовательными группами), имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм.

3.2. Основными пользователями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:

• педагогические коллективы образовательных учреждений (дошкольных образовательных групп), ответственные за качественную разработку и реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

• родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;

• органы управления образованием всех уровней управления, руководители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразователь ную программу дошкольного образования, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий;

• организации и учреждения, обеспечивающие разработку примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также осуществляющие разработку вариативных образовательных программ в сфере дошкольного образования;

• органы, обеспечивающие финансирование дошкольного образования;

• уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную аккредитацию и контроль качества дошкольного образования;

• уполномоченные органы исполнительной власти, обеспечивающие надзор и контроль соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования;

• организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного и начального общего образования в системе среднего и высшего профессионального образования;

• организации и учреждения, осуществляющие повышение квалификации работников дошкольного образования.

Слайд №7 4 глава -  Функции требований. Здесь отмечается, что основными функциями ФГТ к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются:

• Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

• Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

• Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.

• Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.

• Критериально-оценочная функция.

Слайд №8 5 глава подробно раскрывает Психолого-педагогические требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Здесь описаны основные требования к подбору материалов и оборудования применительно к различным видам детской деятельности с учетом особенностей развития детей на каждом возрастном этапе.  

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

 полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

 трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

 вариативностисообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие те матики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его ис пользования.

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса (если предметная развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим федеральным требованиям), так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Слайд №9 При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, провоцирующих ребенка на агрессивные действия, вызывающих проявление жестокости по отношению к персонажам игры и т.п.
  2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.
  3. Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.
  4. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.

5.21.4.1 Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны)

5.21.4.2 Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

5. 21.4.3 Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

5.22.5. Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Слайд №10

В 6 главе описаны Организационные требования к созданию предметной развивающей в различных моделях и формах дошкольного образования.

В ней указано, что:

6.1. При реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах дошкольного образования предметная развивающая среда должна в обязательной (инвариантной) части полностью соответствовать настоящим требованиям.

6.2. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы при реализации вариативной части программы предметная развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать видовое разнообразие учреждений (групп) дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

6.3. При реализации вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать:

• критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии с видовым разнообразием;[3]

• санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к оборудованию и инвентарю для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе, при проведении физкультурных занятий, при проведении занятий с детьми в бассейне;

• содержанию вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработку которой обеспечивают субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

• требованиям, которые предъявляются к общему примерному объему образовательной нагрузки вариативной части Программы в блоке совместной образовательной деятельности взрослого и детей, которая рассчитывается с учетом времени, отведенном на реализацию инвариантной части Программы.

Таким образом, мы рассмотрели Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования Семинар-практикум

Слайд 2

1. Общие положения 1.1. Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды , обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений имеющих государственную аккредитацию. 1.2. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно–правового регулирования в сфере образования. 1.3. Инвариантная часть настоящих требований к предметной развивающей среде адресована ДОУ третьей категории или дошкольным группам других типов учреждений, работающих аналогично. 1.4. Вариативная часть настоящих требований к предметной развивающей среде адресована различным видам дошкольных образовательных учреждений первой и второй категории, или дошкольным группам других типов учреждений, работающих аналогично, с дифференциацией по видам в зависимости от приоритетности тех или иных направлений развития ребенка. 1.5. Федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет. 1.6. Аккредитация дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе настоящих требований.

Слайд 3

2. Основные понятия «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. «Сертификация» — наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность. «Детская игра» — вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами «Сюжетная игра» – выполнение условных действий в воображаемой ситуации. Различается ролевая режиссерская сюжетная игра. «Игра с правилами» – тип детской игры, характеризующийся наличием состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности. Для детей дошкольного возраста выделяются следующие культурные формы: игры на физическую или умственную компетенцию и шансовые (на удачу).

Слайд 4

Основные понятия «Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные). «Эргономика» – научная дисциплина, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности. «Продуктивные виды детской деятельности» - рисование, лепка, аппликация, конструирование и создание разного рода поделок, макетов из различных материалов. «Объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания)» — широкий диапазон материалов, от специально созданных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. «Образно-символический материал» — так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. «Нормативно-знаковый материал» - материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.

Слайд 5

3. Область применения 3.1. Федеральные государственные образовательные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны быть обязательными для применения и соблюдения всеми образовательными учреждениями (дошкольными образовательными группами), имеющими государственную аккредитацию , независимо от их организационно-правовых форм. 3.2. Основными пользователями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются: педагогические коллективы образовательных учреждений (дошкольных образовательных групп), ответственные за качественную разработку и реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования; родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;

Слайд 6

Область применения органы управления образованием всех уровней управления, руководители образовательных учреждений , реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий; организации и учреждения, обеспечивающие разработку примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также осуществляющие разработку вариативных образовательных программ в сфере дошкольного образования; органы, обеспечивающие финансирование дошкольного образования ; уполномоченные органы исполнительной власти , осуществляющие государственную аккредитацию и контроль качества дошкольного образования; уполномоченные органы исполнительной власти , обеспечивающие надзор и контроль соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования; организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного и начального общего образования в системе среднего и высшего профессионального образования; организации и учреждения, осуществляющие повышение квалификации работников дошкольного образования.

Слайд 7

Функции Сохранения единого образовательного пространства Повышения эффективности и качества дошкольного образования Защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий Критериально-оценочная Гуманизации дошкольного образования О сновные функции ФГТ к созданию предметной развивающей среды

Слайд 8

принципы 1 Полифункциональность Трансформируемость 2 5 Интеграция образовательных областей Учет общих закономерностей развития 6 3 Вариативность Учет гендерной специфики 4 7 Информативность Комплексирование и гибкое зонирование 8 9 Стабильность и динамичность Целостность образовательного процесса 10 Принципы создания предметно-развивающей среды

Слайд 9

Факторы проектирования предметной развивающей среды Психологические Психофизиологические Физиологические «Опасные» игрушки ФАКТОРЫ Антропометрические Зрительные ощущения Тактильные ощущения Слуховые ощущения

Слайд 10

Организационные требования к созданию предметной развивающей среды Вариативная часть образовательной программы Предметная развивающая среда Критерии оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения детей в ДОУ Содержание вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Требованиям, предъявляемые к общему примерному объему образовательной нагрузки вариативной части Программы

Слайд 11

Click to edit company slogan . Семинар-практикум Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования1. Общие положения1.1.Настоящие ф...

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности ( материалы для изобразительной деятельности).Из проекта Федеральные государственные требования к созданию предметно- развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы

Примерный набор материалов и оборудования для средней группы.Для рисования.*Набор  цветных канандашей  24 цвета на каждого ребенкаНабор фломастеров 12 цветов на каждого ребенкаНабор шариковы...

ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательны...

Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закла...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...