Доклад для воспитателей "Профилактика нарушений в поведении дошкольников"
статья по теме
В докладе отражены основные трудности с которыми сталкиваются как воспитатели, так и родители. Полезен для улучшения взаимодествия с детьми, для памяток родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniy_v_povedenii_doshkolnikov.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений в поведении дошкольников
Доклад для воспитателей.
Катчева К.Н.
Воспитатель, ГБДОУ №27
Профилактика нарушений в поведении дошкольников.
Проблема межличностных отношений дошкольников очень актуальна. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Конечно, есть дети, которые легко идут на контакт, они вежливы, способны, умеют договариваться, проявлять сочувствие и сопереживание, а также терпимость в общении со сверстниками. Но ведь есть и такие ребята, с которыми часто бывает трудно ладить и взрослым, и детям: это могут быть гиперактивные, агрессивные, конфликтные, т.е. дети с нарушенным поведением.
Профилактика нарушений в поведении дошкольников предполагает следующие направления:
1.Развитие у ребенка толерантности (терпимости) и осознание себя как участника общения, восприятие ровесника в качестве полноправного участника взаимодействия.
2.Научить детей открытому проявлению эмоций приемлемыми способами
3.Развивать у детей умение общаться в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
4.Развить навыки конструктивного поведения через осмысление, переживание и моделирование проблемных ситуаций, взятых из литературных произведений (чтение литературных произведений, сказок, беседы о прочитанных литературных произведениях).
Как же быть, ведь дети настолько все разные и у каждого свои причины проявления неконструктивного общения. Есть некоторые основные направления, по которым родитель может определить, как и что делать.
Пойми ребенка
Цель: помочь увидеть за внешним непослушанием ребенка скрытое желание быть понятым.
№ | Поведенческая реакция | Психологические мотивы |
1 | Нарочитое непослушание | Я хочу быть в центре внимания |
2 | Эгоистические проявления | Все на свете начинается с меня |
3 | Проказы | Я жду эмоциональных впечатлений |
4 | Упрямство | Я требую независимости |
5 | Капризы | Я устал от избытка наказаний и обязанностей |
6 | Замкнутость | Не оставляйте меня одного |
7 | Агрессия | Я ищу способ самозащиты |
8 | Пассивность | Я не уверен, что я хороший, что у меня все получится |
9 | Аморальное поведение | Я копирую поведение |
10 | Ерничанье | Я хочу быть в центре внимания |
11 | Неусидчивость | В мире так много интересного |
12 | Обидчивость | Сигнал о нелюбви ко мне |
13 | Неорганизованность | Я хочу все успеть |
14 | Жалобы | Я хочу справедливости |
15 | Лень | Я скучаю, когда мне не интересно |
16 | Невнимательность | Я обращаю внимание лишь на значимое и близкое мне |
17 | Скука | Я ожидаю новых эмоций |
18 | Суетливость | Я даю выход энергии |
19 | Чрезмерная усидчивость | Я могу подолгу заниматься любимым делом |
20 | Неустойчивость моральных норм | Я хочу попробовать все |
Принципы общения с агрессивными детьми
- Помните, что запреты и повышения голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Агрессивность ребенка будет снята только тогда, когда будут поняты причины такого поведения.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию: разрешите ему побить подушку, разорвать портрет врага и т.п., и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизится.
- Подайте ребенку личный пример правильного поведения: не допускайте вспышек гнева или недружелюбных высказываний о друзьях или коллегах.
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении, старайтесь объективно разобраться в причинах возникновения конфликта.
- После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, укажите ребенку на его неправильные действия, которые привели к ссоре. Попытайтесь найти способы выхода из конфликтной ситуации вместе.
- Пусть ребенок чувствует, что вы его любите. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Как работать с агрессивными детьми.
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные проступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Дать ребенку возможность проявить гнев сразу после фрустрирующего события.
- Обучать анализу собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способности к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Стиль поведения с застенчивыми детьми
- Расширяйте круг знакомств вашего ребенка, берите его в гости к знакомым, чаще приглашайте к себе друзей, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша спокойно реагировать на новые места.
- Не беспокойтесь за ребенка постоянно, не стремитесь полностью оберегать его от различных опасностей, не старайтесь сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную свободу действий.
- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым.
- Стремитесь сами стать для ребенка примером общительного человека.
Стиль поведения с неуверенными в себе детьми
- Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его. Необходимо чтобы ребенок выполнял доступные задания и получал от этого удовольствие.
- Не перехваливайте ребенка, но не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
- Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером все начинаний, но также покажите, что и другие могут быть в чем-то лучше его.
- Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивать можно лишь с ним самим, каким он был, и возможно будет.
Психологическая поддержка
Психологическая поддержка – один из факторов, способных улучшить взаимоотношения детей и взрослых. При недостатке, отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным конфликтам и аффективным поступкам.
Психологическая поддержка – это процесс:
- В котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах ребенка с целью повышения его самооценки;
- Который помогает ребенку поверить в себя, в свои силы и возможности;
- Который помогает ребенку избежать ошибок и поддерживает ребенка при неудачах.
Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо. Необходимо, чтобы взрослый акцентиовал внимание на позитивных поступках ребенка и поощрял их.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на его сильные стороны.
- Избегать подчеркивания промахов
- Показать что вы довольны поведением ребенка
- Уметь проявлять любовь и уважение к ребенку
- Уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться
- Проводить больше времени с ребенком
- Знать обо всех начинаниях ребенка
- Уметь взаимодействовать с ребенком
- Позволить ребенку самому решать свои детские проблемы
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо
- Ты делаешь это очень хорошо
- Если это трудно, давай сделаем вместе.
Слова разочарования:
- Ты бы мог сделать лучше
- Это для тебя слишком трудно
- Я сделаю это за тебя
Средства поддержки:
- Слова: красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, замечательно, вперед, продолжай и т.д.
- Высказывания: я горжусь тобой, мне нравится как ты делаешь, я рад твоей помощи, спасибо и т.д.
- Прикосновения: похлопать по плечу, дотронуться до руки, приобнять ребенка и т.п.
- Совместные действия.
- Выражения лица – улыбка, кивок и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"
Использование дидактических игр на практике - как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....
Доклад на тему: « Воспитание норм поведения у дошкольников с помощью «сказкотерапии»
Доклад представлен в форме презентации...
Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»
Консультация для воспитателей «Причины нарушений в поведении дошкольников»...
Конспект доклада к презентации "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"
Текст доклада, сопровождающий презентацию "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"...
Доклад на тему: "Организация взаимодействия с родителями по вопросу формирования безопасного поведения дошкольника».
laquo;Организация взаимодействия с родителями по вопросу формирования безопасного поведения дошкольника»....
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...