Влияние дидактических игр на развитие ребенка
учебно-методический материал на тему

Рогозникова Елена Викторовна

Влияние дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления ребенка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_didaktichekih_igr_na_razvitie_rebenka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления ребенка

 

/Сообщение к педагогическому совещанию/

Воспитатель высшей категории

МАДОУ – детский сад

комбинированного вида №4

Рогозникова Е.В.

Виды дидактических игр

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  1. игры по сенсорному воспитанию;
  2. игры по ознакомлению с природой;
  3. по формированию математических представлений (условно делятся на следующие группы):

1.  игры с цифрами и числами.

2.  игры-путешествия во времени.

3.  игры на ориентирование в пространстве.

4.  игры с геометрическими фигурами.

5.  игры на логическое мышление.

  1. игры по обучению грамоте:

1.  фонетические игры.

2.  графические игры.

3.  грамматические игры.

4.  игры, развивающие связную устную речь.

Иногда игры соотносятся с материалом:

  1. игры с дидактическими игрушками;
  2. настольно-печатные игры;
  3. словесные игры;
  4. псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности.

  1. Игры-путешествия.
  2. Игры-поручения.
  3. Игры-предположения.
  4. Игры-загадки.
  5. Игры-беседы (игры-диалоги).

Организация и проведение дидактических игр.

Таким образом, мы видим, что в основе любой игровой методики, должны лежать следующие принципы.

Актуальность дидактического материала. Это помогает детям воспри-нимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку и зачастую - более сложные.

Соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры «ЧтоГдеКог-да?» (одна половина задает вопросы, а другая отвечает на них).

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать, какие игры детям нравятся больше, а какие меньше. Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру. Игра не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедея-тельности.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями (А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Качапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф. Ива-ницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.).

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Влияние дидактических игр на развитие ребенка"

Влияние дидактических игр на развитие ребенка...

Консультация для педагогов "Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка".

Влияние дидактических игр на развитие речи ребенка. «Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности».В. А. Сухомлинский. Одной из ведущих задач, которую решают д...

Тема самообразования "Влияние дидактических игр на развитие ребенка"

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению спо...

Консультация для родителей:"Влияние дидактических игр на развитие ребенка".

Консультация для родителей«Влияние дидактических игр на развитие ребенка» Дидактическая игра является средством всестороннего развития личности ребенка. Она является и игровым методом...

Презентация на тему: "Влияние дидактических игр на развитие ребенка"

Применение игровых методов и приемов для  умственного развития ребёнка...