Тема самообразования "Влияние дидактических игр на развитие ребенка"
статья по математике

Даут Светлана Владимировна

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиямразвивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми,поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Игра как основной вид деятельности детей       дошкольного возраста.

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается.

В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнкаРазвитие интеллекта ребенка включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т. е. всех умственных способностей. Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиямразвивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми,поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п.

Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладеть дидактическим содержанием и правилами. При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком лёгкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если по своей сложности игры не соответствуют возрасту детей, то они не могут в них играть и наоборот - слишком лёгкие задачи не возбуждают у них умственной активности. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именнодидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим, развитие речиДидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением, способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

1. С игрушками и предметами;

2. Настольно-печатные;

3. Словесные.

Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки: дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения.

Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Они направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытия потенциальных возможностей дошколят. 

«Чудесный мешочек».

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

Игры с крупным конструктором (знакомство с деталями конструктора, развитие воображения).

«Подбери пару» (развитие слухового восприятия, учить обследовать предметы с помощью слуха).

«Пуговки» (упражнять детей в застёгивании пуговиц на определённых пособиях и одежде кукол)

«Рисование на песке» (развитие воображения и сенсорных возможностей).

Консультация «Дидактические игры и их значение в жизни ребёнка» Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Мяч и куб»(познакомить детей с разными способами обследования).

«Вкладыши»(обследование фигур, правильно называть геометрические фигуры).

Проблема игры освещена в научно – методической литературе (в работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготсго, Л. П. Усовой, А. И. Сорокиной и других авторов)

«Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр».

Цель: создание условий для развития элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр.

Задачи:

• изучать педагогическую и методическую литературу по теме;

• обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;

• разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста посредством дидактических игр;

• развивать познавательный интерес, интеллектуальное развитие детей;

• развивать интеллектуально – творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;

• развивать активность и инициативность детей.

Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня развития элементарных математических представлений у дошкольников, активизируют их познавательную деятельность.

Объект - математические представления у дошкольников.

Предмет - дидактические игры для развития элементарных математических представлений у дошкольников.

Методика работы по развитию элементарных математических представлений с помощью дидактических игр

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Для этого образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. А в развитии этих навыков ребенку помогают близкие ему люди: родители и педагоги.

Основными направлениями совершенствования педагогической работы для меня являлись:

• широкое использование дидактических игр в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию элементарных математических представлений;

• системность в применении дидактических игр для развития элементарных математических представлений у дошкольников;

• активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребенка путем проведения совместных мероприятий, консультаций, мастер-классов.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. В работе я использовала следующие технологии:

• игровая технология интеллектуально творческого развития В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Развивающие игры В. В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.

Одной из разновидностей математических игр по технологии ТРИЗ являются следующие дидактические игры:

• игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

• дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.

• кубики и квадраты Никитина, благодаря которым у детей хорошо развивается способности к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым в любой интеллектуальной деятельности;

• игры – головоломки, или геометрические конструкторы («Танграм», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Сердечко». Эти игры способствуют развитию пространственных представлений, конструктивного мышления, творческой инициативы и сообразительности.

В результате освоения практических действий дети познавали свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических фигур.

Главная особенность дидактических игр в том, что задания предлагались детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулировалось как цель, т. е. развитие элементарных математических представлений – то, ради чего я, как воспитатель, организовала игру. В процессе проведения игр я выступала в роли советчика, помощника в правильном выборе и, обязательно, старалась поддерживать детскую инициативу и самостоятельности. Использование этих игр не только расширяли знания дошкольников, но и закрепляли представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.

Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т. к. они помогают детям в изучении учебного материала добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закреплять количественные отношения (много, мало, больше, столько же, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Для этого я использовала потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, математические сказки. 

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее часто используют считалки (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Они несут познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Считалки - чистоговорки применяла для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогало не только развивать память, но и способствовало выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагала считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.С помощью математических сказок дети легче устанавливали временные отношения, учились порядковому и количественному счету, определяли пространственное расположение предметов. Математические сказки помогали запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади,) воспитывали любознательность, развили память, инициативность, Учили импровизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».«Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача в...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

Презентация на тему: "Влияние дидактических игр на развитие ребенка"

Применение игровых методов и приемов для  умственного развития ребёнка...

Выступление на тему «Дидактические игры в развитии ребенка»

Выступление на тему «Дидактические игры в развитии ребенка»...