Слушание музыки как один из способов эстетического воспитания ребёнка.
материал по теме
Это выступление я готовила к семинару по теме: «Влияние музыки на духовно - эстетическое воспитание ребёнка». Ведь не секрет, что восприятие музыки – это один из сложных разделов музыкального воспитания. Слушают музыку все, но не все слушатели могут понять о чем она. И задача музыкального руководителя научить детей и их родителей разбираться в музыкальных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slushanie_muzyki_kak_odin_iz_sposobov_esteticheskogo_vospitaniya_rebyonka.doc | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Слушание музыки как один из способов эстетического воспитания ребёнка.
Готовясь к семинару по данной теме, я долго думала, на что больше уделить внимание, потому что, данная тема объёмная и в какую - бы область музыкального воспитания не окунись, везде присутствует эстетическое воспитание.
В своём выступлении я немного уделю внимание теории и расскажу о своём опыте.
Как вы думаете, эстетическое воспитание и эстетическая культура это одно и то же или нет? Давайте немного об этом поговорим. Что же мы понимаем под эстетическим воспитанием?
Это обучение ребёнка чувствам красоты, формирование вкуса и культуры поведения.
А эстетическая культура – это переживание ребёнком чувства красоты, которая доходит до его сердца и выражение их действиями.
Например: Посредством музыкального воспитания ребёнку развивали вкус, учили понимать разную музыку: классическую эстрадную и к определённым годам у него сформировался свой музыкальный вкус. Ребёнок увлёкся тяжёлым роком и однажды на концерте эта музыка так запала в душу, что эмоции вылились в погром концертного зала.
Можно ли такого человека назвать эстетически воспитанным, культурным человеком? Кто-то скажет нет, кто-то скажет да, но из этого примера следует одно, что музыка оказывает огромное влияние на человека. Поэтому сама профессия музыкального руководителя даёт возможность заниматься с детьми музыкальным воспитанием, развивать музыкальный вкус у детей.
Что же такое музыкальное воспитание?
Это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развития музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Музыкальное воспитание мы осуществляем естественно при помощи:
- музыкального занятия
- развлечений
- праздников
- работы с родителями
- самостоятельная деятельность ребёнка в группе.
Я бы хотела остановиться на музыкальном занятии, именно на разделе слушания, потому что данный раздел учит ребёнка понимать музыку, размышлять о ней, эмоционально переживать музыкальным образам. Какую же музыку нужно использовать в занятии? Для этого есть программа, на которую мы опираемся в своей работе. В новой программе очень хороший выбор разнообразной музыки, но не всегда у музыкальных руководителей есть этот музыкальный материал, поэтому, заменяя его, думайте о том, что ребята очень восприимчивы ко всему подлинному, прекрасному, у них ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представление о музыке разных времён и стилей. На занятиях кроме фортепьянной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей.
Например: Подбирать классические произведения разных времён, погрузиться в старинную музыку «Детские симфонии» И. Гайдна, Генделя, Моцарта, Мендельсона, Штрауса. Я обычно выбираю небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами – песня, танец, марш. На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в своей работе, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях. Именно этот метод я взяла за основу всех занятий по проекту «Музыка в картинках».
Поводом создания проекта послужили анализы результатов диагностики по музыкальной и художественной деятельности, которые показали, что у детей снизился интерес к восприятию музыки, произведениям художественного искусства.
Изучая эту проблему, посредством наблюдений во время занятий, бесед и анкетирования детей и родителей, мы пришли к выводу: чтобы научить понимать музыку и живопись, нужно объединение различных видов искусств, так как синтез музыки, живописи, театра, художественного слова обогащает внутренний мир ребёнка, развивает эмоциональную сферу, учит «видеть музыку» и «слышать живопись». Именно эти слова стали эпиграфом нашего проекта.
Цель проекта: развивать творческие умения для выражения своих эмоциональных переживаний от восприятия музыкального произведения средствами изобразительной деятельности.
Над созданием проекта работали два человека – музыкальный руководитель и руководитель изодеятельности.
В проект входят девять разных по тематике интегрированных занятий, основанных на сравнении музыкальных произведений и художественных картин, которые проводятся один раз в месяц.
- Сентябрь – «Музыка моря» - рисование.
- Октябрь – «Цветное настроение» - рисование.
- Ноябрь – «Вот такие гномы» - рисование эмоций.
- Декабрь – «Летите голуби, летите» - конструирование.
- Январь – «Зимняя сказка» - аппликация.
- Февраль – «Музыкальный карнавал животных» - рисование, лепка.
- Март – «Я шагаю по Москве» - рисование.
- Апрель – «Сказочные чудеса» - рисование.
- Май – «Чудо пластилин» - лепка.
В занятиях использовала классические и эстрадные произведения и песни таких композиторов: Римский-Корсаков. Бах, Чайковский, Шостакович. Поль Мариа, Мусоргский, Гладков, Дунаевский, Сен-Санс, Львов-Компанеец.
В конце своего выступления я хотела бы сказать. Если ваши воспитанники любят вас и музыкальное занятие, то ваши труды не напрасны и вы творческий человек, идёте со временем в ногу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русское народное творчество как способ эстетического воспитания дошкольника.
О значении эстетического воспитания посредством приобщения детей к народному творчеству, к истокам культуры своего народа....
Презентация по теме"Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"
Презентация по теме: "Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"...
доклад "Слушание музыки, как один из развивающих факторов музыкального восприятия ребёнка"
материал предназначен для музыкальных руководителей....
Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.
Материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам и родителям...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ : «Слушание музыки - как один из видов развития мышления ребенка»
Слушание музыки является составной частью единой системы слухового развития детей....
«Слушание и восприятие музыкальных произведений как способ эстетического воспитания и развития дошкольников»
Музыка оказывает огромное влияние на формирование эстетической сферы человека, его вкуса и характерных особенностей. При организации музыкального воспитания дошкольников необходимо думать о развитии у...
Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.
Материал будет полезен для музыкальных руководителей и педагогов ДОО...