Слушание музыки как один из способов эстетического воспитания ребёнка.
материал по теме
Это выступление я готовила к семинару по теме: «Влияние музыки на духовно - эстетическое воспитание ребёнка». Ведь не секрет, что восприятие музыки – это один из сложных разделов музыкального воспитания. Слушают музыку все, но не все слушатели могут понять о чем она. И задача музыкального руководителя научить детей и их родителей разбираться в музыкальных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Слушание музыки как один из способов эстетического воспитания ребёнка.
Готовясь к семинару по данной теме, я долго думала, на что больше уделить внимание, потому что, данная тема объёмная и в какую - бы область музыкального воспитания не окунись, везде присутствует эстетическое воспитание.
В своём выступлении я немного уделю внимание теории и расскажу о своём опыте.
Как вы думаете, эстетическое воспитание и эстетическая культура это одно и то же или нет? Давайте немного об этом поговорим. Что же мы понимаем под эстетическим воспитанием?
Это обучение ребёнка чувствам красоты, формирование вкуса и культуры поведения.
А эстетическая культура – это переживание ребёнком чувства красоты, которая доходит до его сердца и выражение их действиями.
Например: Посредством музыкального воспитания ребёнку развивали вкус, учили понимать разную музыку: классическую эстрадную и к определённым годам у него сформировался свой музыкальный вкус. Ребёнок увлёкся тяжёлым роком и однажды на концерте эта музыка так запала в душу, что эмоции вылились в погром концертного зала.
Можно ли такого человека назвать эстетически воспитанным, культурным человеком? Кто-то скажет нет, кто-то скажет да, но из этого примера следует одно, что музыка оказывает огромное влияние на человека. Поэтому сама профессия музыкального руководителя даёт возможность заниматься с детьми музыкальным воспитанием, развивать музыкальный вкус у детей.
Что же такое музыкальное воспитание?
Это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развития музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.
Музыкальное воспитание мы осуществляем естественно при помощи:
- музыкального занятия
- развлечений
- праздников
- работы с родителями
- самостоятельная деятельность ребёнка в группе.
Я бы хотела остановиться на музыкальном занятии, именно на разделе слушания, потому что данный раздел учит ребёнка понимать музыку, размышлять о ней, эмоционально переживать музыкальным образам. Какую же музыку нужно использовать в занятии? Для этого есть программа, на которую мы опираемся в своей работе. В новой программе очень хороший выбор разнообразной музыки, но не всегда у музыкальных руководителей есть этот музыкальный материал, поэтому, заменяя его, думайте о том, что ребята очень восприимчивы ко всему подлинному, прекрасному, у них ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представление о музыке разных времён и стилей. На занятиях кроме фортепьянной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей.
Например: Подбирать классические произведения разных времён, погрузиться в старинную музыку «Детские симфонии» И. Гайдна, Генделя, Моцарта, Мендельсона, Штрауса. Я обычно выбираю небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами – песня, танец, марш. На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия можно использовать в своей работе, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях. Именно этот метод я взяла за основу всех занятий по проекту «Музыка в картинках».
Поводом создания проекта послужили анализы результатов диагностики по музыкальной и художественной деятельности, которые показали, что у детей снизился интерес к восприятию музыки, произведениям художественного искусства.
Изучая эту проблему, посредством наблюдений во время занятий, бесед и анкетирования детей и родителей, мы пришли к выводу: чтобы научить понимать музыку и живопись, нужно объединение различных видов искусств, так как синтез музыки, живописи, театра, художественного слова обогащает внутренний мир ребёнка, развивает эмоциональную сферу, учит «видеть музыку» и «слышать живопись». Именно эти слова стали эпиграфом нашего проекта.
Цель проекта: развивать творческие умения для выражения своих эмоциональных переживаний от восприятия музыкального произведения средствами изобразительной деятельности.
Над созданием проекта работали два человека – музыкальный руководитель и руководитель изодеятельности.
В проект входят девять разных по тематике интегрированных занятий, основанных на сравнении музыкальных произведений и художественных картин, которые проводятся один раз в месяц.
- Сентябрь – «Музыка моря» - рисование.
- Октябрь – «Цветное настроение» - рисование.
- Ноябрь – «Вот такие гномы» - рисование эмоций.
- Декабрь – «Летите голуби, летите» - конструирование.
- Январь – «Зимняя сказка» - аппликация.
- Февраль – «Музыкальный карнавал животных» - рисование, лепка.
- Март – «Я шагаю по Москве» - рисование.
- Апрель – «Сказочные чудеса» - рисование.
- Май – «Чудо пластилин» - лепка.
В занятиях использовала классические и эстрадные произведения и песни таких композиторов: Римский-Корсаков. Бах, Чайковский, Шостакович. Поль Мариа, Мусоргский, Гладков, Дунаевский, Сен-Санс, Львов-Компанеец.
В конце своего выступления я хотела бы сказать. Если ваши воспитанники любят вас и музыкальное занятие, то ваши труды не напрасны и вы творческий человек, идёте со временем в ногу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-476519-1411544048.jpg)
Русское народное творчество как способ эстетического воспитания дошкольника.
О значении эстетического воспитания посредством приобщения детей к народному творчеству, к истокам культуры своего народа....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-680745-1444115414.jpg)
Презентация по теме"Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"
Презентация по теме: "Слушание музыки – как один из видов музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС (из опыта работы)"...
доклад "Слушание музыки, как один из развивающих факторов музыкального восприятия ребёнка"
материал предназначен для музыкальных руководителей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-686363-1667140253.jpg)
Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.
Материал будет полезен музыкальным руководителям, педагогам и родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/26/picture-145949-1706289600.jpg)
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ : «Слушание музыки - как один из видов развития мышления ребенка»
Слушание музыки является составной частью единой системы слухового развития детей....
«Слушание и восприятие музыкальных произведений как способ эстетического воспитания и развития дошкольников»
Музыка оказывает огромное влияние на формирование эстетической сферы человека, его вкуса и характерных особенностей. При организации музыкального воспитания дошкольников необходимо думать о развитии у...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/30/picture-686363-1667140253.jpg)
Слушание музыки как одна из основ музыкального воспитания дошкольников.
Материал будет полезен для музыкальных руководителей и педагогов ДОО...