Проект семейное портфолио "Ромашковое поле"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа
города Котельнича Кировской области
Проект
семейное портфолио
«Ромашковое поле»
Гундырева Галина Александровна,
воспитатель МКДОУ Центра развития ребенка - детского сада №4 «Родничок»,
первая квалификационная категория, педагогический стаж 8 лет
2013 год
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Особое внимание к личности дошкольника, его индивидуальным особенностям развития – является приоритетным в моей работе. Поскольку личность формируется в семье, через систему её воспитательных функций, считаю, что бесполезно прилагать все усилия по воспитанию малыша, если главенствующую роль в этом процессе не возьмут на себя родители. Ослабление воспитательной функции семьи в наши дни привело к деформациям в физическом, духовно-нравственном и эмоциональном развитии детей. Поэтому укрепление социальной ценности семьи, становится основой государственной семейной политики.
Думаю, что помочь семье раскрыть себя, найти то, что отличает её от других, способна технология «Портфолио». Этот необычный способ фиксации семейных достижений позволяет отразить все интересное, что происходит в жизни семьи: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от совместных поездок, домашних дел и забот, семейные традиции, лучшие минуты счастливого времени, проведенного вместе. Более того, портфолио станет не только памятной вещью для каждой семьи, но и пригодится при планировании новых задумок и совместных мероприятий.
Гипотеза моего проекта – вовлечение детей и родителей в социально-значимое дело, которое способствует возникновению творческой площадки для обмена опытом семейного воспитания.
Почему проект?
Думаю, что проект, который исполняют взрослые и дети, должен вызвать в них энтузиазм, увлечь их, идти от сердца.
По мнению Л.А.Каменщиковой «Все, что я понимаю, для чего это мне надо и где, и как я могу свои знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, и я его поддерживаю.
Почему именно портфолио?
Да потому, что оно становится одним из требований новых стандартов школьного образования, поэтому полученный навык будет неоспоримой помощью ребенку в школьные годы. Высокий уровень общей культуры, эрудированность родителей способствуют выбору оптимальных методов воспитания, широкому использованию ресурсов информационных и коммуникационных технологий. Тем более, что современные родители образованны, обладают широким доступом к научно-популярной психолого-педагогической информации.
Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г.Новиковой – «показать все, на что ты способен». Таким образом, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии портфолио является и то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя, дошкольника и родителя. Вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Первыми моими помощниками в работе над проектом стали многодетные семьи. Изучив статистику группы, я выяснила, что таких семей у нас 31%, а это значит каждая третья семья – многодетная.
Убеждена, что опыт нравственного, трудового воспитания, воспитания в духе толерантности, любви наиболее выражен именно в этих семьях и это подтвердил круглый стол с родителями «Опыт наш бесценный», где они делились секретами своих успехов в воспитании, а кто-то переживаниями и проблемами. Результат воспитательного воздействия микроклимата многодетных семей выражается также в поведении, навыках и привычках детей.
А самое главное - инициатива создания портфолио исходила от самих родителей из многодетных семей. И в этом новизна проекта.
Цель моего проекта – поддержка социокультурного и воспитательного потенциала семьи, укрепление духа семейного единства, взаимного творчества при создании копилки общих традиций и достижений.
Задачи:
- Научить родителей и детей технологии создания портфолио.
- Выявить лучшие формы и методы семейного воспитания, мотивировать на их пропаганду среди родителей группы.
- Развивать личностные качества ребенка через общее социально значимое дело.
- Способствовать гармонизации детско-родительских отношений, и, конечно же, повышению авторитета многодетной семьи.
Сроки реализации проекта сентябрь 2012г.- март 2013г.
Проект среднесрочный, творческий, практико-ориенированный, совместный (взрослые и дети).
Теоретической основой создания проекта послужили работы Н.А.Кочкиной и А.Н.Чернышевой. «Портфолио в ДОУ», В Дмитриевой, Е Егоровой «Портфолио успеха», И.Руденко, О.Тумаковой, С.Курыновой «Портфолио дошкольника», Л.Сизовой «Использование портфолио в педагогической диагностике» и др.
Ожидаемые результаты:
Продукт проекта – портфолио семьи, а результат:
- Гармония отношений ребенок-родитель.
- Выявление лучших семейных традиций.
- Распространение социально-значимого опыта семейного воспитания.
- Мотивация родителей - наблюдатей на создание портфолио своей семьи.
В перспективе – создание через 2 года «Семейной книги» при выпуске ребенка в школу.
1 этап - Возникновение идеи и название.
Изучив папки достижений, семейного опыта, семейные газеты, продемонстрированные на собраниях и в родительских уголках, мы вместе отметили необходимость систематизации материала. Одним из примеров стало выступление мамы Новоселова Матвея на заседании инициативной группы. Отмечу, что она начала собирать свое семейное портфолио еще в 2010 году, когда в наш детский сад ходил её средний сын. Наш проект получил название «Ромашковое поле» по традиции празднования в детском саду Дня семьи, символом которого является ромашка.
2 этап - Планирование реализации проекта.
Обсудив с родителями, как будет выглядеть портфолио, определили, что он:
По принадлежности автору – семейным
По целеполаганию – накопительный
По оформлению – печатный либо электронный
По направленности – портфолио-собственность семьи
По содержанию – портфолио творческих работ.
Первым делом составила алгоритм работы над портфолио:
- Постановка цели и мотивация – членам семьи должно быть понятно для чего они это делают.
- Определить вид портфолио.
- Определить временной отрезок, в течение которого будет создаваться портфолио.
- Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
- Презентация портфолио.
Выделила рекомендуемые разделы и зафиксировала их в схеме «Ромашковый букет», которая представлена в буклете.
С целью более оперативного изучения технологии разработала памятку для родителей, содержащую основные моменты, которые необходимо учитывать в работе.
Одной из особенностей портфолио является фиксация результатов, анализ изменений и полезных преобразований. А самое главное, что эти преобразования видны детям и родителям – авторам работы.
При создании портфолио придерживаюсь педагогических принципов:
- добровольность,
- участие как родителей, так и детей,
- важно не допустить соревновательности, так как каждая семья уникальна по-своему,
- систематичность работы,
- отсутствие строгих единых требований к оформлению, каждая семья придумывает, творит по- своему.
Функциями портфолио являются
- Диагностическая – фиксирует изменения и рост
- Целеполагающая - направлена на достижение общих целей и задач
- Мотивационная – поощряет достигнутые результаты детей и взрослых
- Содержательная – раскрывает суть семейного воспитания
- Социообразующая – формирует и развивает детско-родителькие семейные отношения
- Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса
- Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений
3 этап - Поисковый. Идея его: отразить, что мы знаем о себе и о своей семье, что мы хотим узнать, как мы это будем делать. Он предполагает самостоятельный выбор ведущей идеи портфолио, содержания, структуры наиболее привлекательной для семьи и направленной на достижение результата.
Этот этап я разделила на несколько направлений.
Первый - сбор информации.
Участники сбора – родители, дети, воспитатель и даже бабушки и дедушки.
Важно отметить степень участия детей в формировании портфолио. Все, что сегодня делает ребенок вместе с родителями, завтра он сделает сам. Ведь оформление портфолио – дело совместное и «красивость» с точки зрения взрослого должна уступать «красивости» с точки зрения ребенка.
Семья самостоятельно выбирает, какую информацию будет использовать. Папы и мамы, увлеченные этой идеей, не только по-иному видят своего ребенка, радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так стали появляться электронные презентации, авторские стихи и сказки. Мы узнали много интересного друг о друге. Учитывая тот факт, что формирование портфолио началось в средней группе, нам вместе пришлось вспомнить, что интересного произошло в первые годы жизни ребенка, какие творческие выставки с участием родителей прошли в детском саду, какие первые рисунки и поделки детей находятся в семейной копилке. Этот процесс оказался очень увлекательным.
Следующее направление – это моя работа с детьми. В ходе наблюдений за ребенком в течение дня, специальных бесед, продуктивных видов детской деятельности накапливается материал, который представляет для родителей особый интерес.
Например, для оформления странички «Семья глазами детей» провожу беседу. Примерные вопросы: расскажи о своей семье, расскажи, о маме, папе, братьях и сестрах, чем вы любите заниматься вместе, как ты помогаешь маме.
Для оформления странички «Размышления вслух» предлагаю ситуацию «Ты заболел, кто заботится о тебе», «У тебя День рождения, кого ты пригласишь», «Какой подарок ты подарил бы маме на праздник» и т.д.
А фотовыставки «Зимние забавы», «Играем вместе», «Забавный случай», «Рыцари и принцессы», помогают пополнить портфолио незабываемыми моментами из жизни ребенка в детском саду.
Третье направление – взаимодействие с родителями: консультации, презентация опыта семьи для «Галереи многодетных семей», проведение родительской беседы «Свяжем кукле одежду», беседа «Моя любимая профессия», конкурс совместных творческих работ, выставка «Дело мастера боится» и многое-многое другое.
4 этап проекта - Презентация результатов, обмен мнениями. Рефлексия.
Итогом нашей совестной работы стала встреча в семейной гостиной «Моя счастливая семья», на которой родители предложили вниманию друг друга самые интересные странички своего портфолио. И я представляю их вашему вниманию.
Предложила родителям оценить результаты их работы, ответив на вопросы: Что получилось? Что вызвало трудности? Что нового вы узнали в процессе подготовки портфолио? В чем вы видите главный результат этой работы? Чем портфолио будет полезно в дальнейшем?
Оказалось, что портфолио семьи стало не только предметом описания её успехов и достижений, как мы привыкли понимать, но и инструментом взаимного познания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребенок-родитель». А работа над его составлением – интересным духовным взаимообогащением.
Думаю, что заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Количественные результаты:
Результаты диагностики межличностных отношений по модифицированной методике Р.Р.Калининой «Изучение психологического климата в семье» показали положительную динамику гармонизации семейных отношений у 71% семей, участвовавших в проекте.
Качественные результаты:
Данная работа способствовала развитию таких личностных качеств детей, как трудолюбие, ответственность, умение работать вместе, повысился познавательный интерес к традициям своей семьи.
Прошла творческая гостиная в нашей группе, на которой представлены презентации лучших портфолио. Подготовлены 7 работ, ещё 3 семьи откликнулись на создание портфолио, я думаю, что и остальные родители, ознакомившись с готовыми материалами, заинтересуются ими и подключатся к нам в следующем учебном году.
В перспективе планирую распространить социально-значимый опыт семейного воспитания Новоселовых, Кивериных, Бересневых на творческой площадке детского сада, а опытом работы над портфолио готова поделиться с коллегами.
Родители выразили желание продолжить пополнение портфолио в дальнейшем, а я надеюсь, что данная работа продолжится в школьные годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей."
"Семейная гостиная, как форма совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующая укреплению семейных ценностей"...
Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»
Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»
Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в ходе реализации проекта «Семейный альбом»
Создание семьи и ее сохранение это великий подвиг и труд. Родить, дать новую жизнь не так трудно. Но вложить в ребенка понятия любви, веры, совести, ответственности — задача не из простых и невы...
Семейный, творческий проект "Семейные традиции"
В этом месяце представляем вашему вниманию наш мини-проект "Семейные традиции". В проекте приняли участие 12 детей с родителями.Актуальность проекта заключается в выработке новых схем по исп...
Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...
Проект семейного клуба "Мы вместе" «Формироване семейных ценностей воспитанников ДОУ»
Из опыта работы по формированию семейных ценностей воспитанников ДОУ...