Использование фольклорных форм для создания положительного эмоционального фона (во время режимных моментов)
статья по теме
Статья о том, как можно использвать русский фольклор для создания положительных эмоций у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_folklornyh_form_dlya_sozdaniya_polozhitelnogo_emocionalnogo_fona.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклорных форм для создания положительного эмоционального фона
(во время режимных моментов)
Воспитатель:
Крылова Н.С.
Одним из методов успешно используемый в работе с малышами в период привыкания к детскому учреждению является фольклор.
История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем.
Словесный фольклор - это специфическое искусство. Изначально оно существовало только в устной форме. Фольклорное произведение передавалось из уст в уста, в процессе передачи видоизменялось, появлялись варианты одного и того же произведения.
Фольклор бытует как во взрослой, так и в детской среде. Большое значение в жизни детей дошкольного возраста имеют детский фольклор и сказка.
Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики.
Самым маленьким адресованы пестушки, детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могут не только понять обращение, но и ответить на него Пестушки, потешки, прибаутки, как и колыбельные песни, содержат в себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
Пестушки предназначены для развлечения и забавы ребенка, поддержания в часы бодрствования радостных эмоций для воспитания здорового, жизнерадостного и любознательного человека.
Потешки представляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которого происходит вовлечение ребенка в игру.
создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, в которой ребенок чая
во все Потешки сменяются прибаутками. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом, например:
Скачет галка по ельничку-березничку
Плачет: наехали разбойники,
Сняли чёрные сапоги
Не в чем теперь скакать по городу,
Не в чем плясать.
Песенки и прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходное положение между фольклором пестования и детским».
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Фольклор оказывает психофизическое воздействие на ребенка: вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, учит преодолевать страх.
Одним из важных условий адаптации детей является: ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет активность.
Произведения устного народного творчества способствуют знакомству, сближению детей между собой; установлению открытых, доверительных отношений между педагогами и детьми.
Знакомя детей с новичком
Боренька (Коленька) пригожий. , можно использовать потешку:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Боренька (Коленька) хороший,
Малыши проявляют интерес к колыбельным песням, пестушкам, потешкам, они помогают «разговорить» детей, положительно влияют на эмоциональное самочувствие, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Именно поэтому естественно использовать детский фольклор, особенно в период адаптации, включая режимные моменты жизни ребенка.
Пестушки и потешки, сопровождающие игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх все становится возможным. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Многие фольклорные произведения построены в форме диалога, например:
- Курочка-рябушечка, куда идешь?
На речку.
Курочка-рябушечка, за чем идешь?
За водой.
Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: «Пи-пи-пи!»
В период адаптации многие дети отказываются от каких-либо движений, «забиваются» в уголок, уединяются. Поэтому с помощью игрушки и рассказанной потешки мы вызываем у ребенка желание двигаться, включиться в игровое упражнение. Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые отказываются от еды, начинают есть, например:
Кашка из гречки
Варилась на печке,
Варилась и прела,
Чтобы Оля(Катя, Вера) ела.
Или:
Умница, Катенька (Наташенька, Сашенька),
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Таким образом, роль детского фольклора в адаптационный период чрезвычайно велика. Детские песенки, пестушки и потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
.
- Организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.
Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, Алешенька дорогой.
Я Алешеньку люблю,
Ему песенку спою.
для него, это сближает педагога и малыша, особенно в период адаптации. Практика показывает, что каждому ребенку хочется услышать то, что придумано именно первые дни пребывания ребенка в группе многие дети отказываются от каких-либо процедур: умывания, раздевания, усаживания на горшок. Мы создаем у детей положительную установку на предстоящие режимные моменты с помощью потешек, песенок.
Например, при умывании:
Водичка, водичка,
Умой Насте (Леше) личико,
Чтобы глазоньки блестели
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
При одевании на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Обучая детей мыть руки, мы показываем последовательно весь процесс, сопровождая словами свои действия (закатываем рукава, намыливаем руки и смываем мыло, «отжимаем» руки и вытираем насухо полотенцем). Когда дети моют руки, сопровождаем их действия потешками.
Ай, лады, лады, Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Или:
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто,
Моем быстро, быстро, быстро.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
Главное в адаптационный период – создать условия, предотвращающие возможность истощения детского организма, поскольку длительное бодрствование в коллективе приводит к накоплению утомления даже на фоне интересной организации жизни детей. В адаптационный период сон у отдельных детей нарушается, многие дети медленно засыпают, мало спят, пробуждаясь, плачут. Чтобы привить положительное отношение ко сну, мы обыгрываем процесс укладывания с куклой прямо в спальне.
Например:
«Детки, смотрите, эта кроватка ждет кого-то, и подушечка приготовилась, и одеялко распахнулось. Катенька (педагог - обращается к кукле), что-то ты не веселая, уставшая, наверное, спать захотела? Ложись, мы тебе песенку споем (воспитатель укладывает куклу, поет колыбельную песню тихим, ласковым голосом)».
Педагог предлагает детям ложиться в кроватки и уложить свои игрушки. Он ласково поглаживает ребенка (если ребенок позволяет) и поет колыбельную песню. По мере засыпания детей мы подсаживаемся к разным детям, продолжаем петь другие колыбельные.
Процесс пробуждения детей мы также сопровождаем чтением потешек, пестушек:
Вот проснулся петушок, Встала курочка.
Подымайся (просыпайся), наш дружок.
Встань, наш Юрочка.
основу которых положены фольклорные произведения, например:
В процессе работы часто приходится прибегать к импровизации и придумывать свои тексты:
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
После пробуждения всех детей мы будим куклу Катеньку, сопровождая свои действия ласковыми движениями, способствующими пробуждению, заправляем кроватку со словами:
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
Таким образом, мы используем фольклор не только для создания благоприятного микроклимата в группе, но и приучаем детей к порядку, а так же используем пальчиковые игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, которые способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния.
Например:
Пальчики,пальчики,
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Машенька,
Этот пальчик Сашенька,
Посередочке Сергей,
Аза ними Алексей,
Ну а это Гришка,
Гришка-шалунишка.
Или:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Ну а этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Дети с большим удовольствием берут эти книги и «читают» их друг другу или своим игрушкам, подражая интонации и мимике педагога. Простота и мелодичность звучания пестушек, потешек помогают детям запомнить их. Использование произведений народного творчества в играх и повседневной деятельности, значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому учреждению, но и способствуют его дальнейшему психическому и физическому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.
Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...
Использование фольклорных жанров в повседневной жизни ребенка и в организации режимных моментов.
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанр...
Коррекционная работа во время режимных моментов
Коррекционная работа во время режимных моментов...
Использование художественного слова в старшей группе по формированию элементарных математических представлений во время режимных моментов
Использован пракический материал по использованию художественного слова в режимные моменты в старшей группе...
Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций «Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей»...
Проект "Медитация в игровой форме как средство урегулирования эмоционального фона и воспитания внимательности, концентрации у ребёнка"
В данном документе представлены некоторые упражнения- практики, при помощи которых Вы можете развивать у детей такие качества как усидчивость, концентрация внимания. Также представлены упражнения на р...
Физкультурный досуг ко Дню космонавтики в подготовительной группе. Задачи: • Повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями среди детей; • Предоставить возможность реализовать свои двигательные умения и навыки на положительно-эмоциональном фоне в
Физкультурный досуг ко Дню космонавтики в полдгот овительной группе...