осень итоговое
материал (старшая группа) по теме

МОГУТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Занятие предназначено для детей старшей группы. Проводится двумя педагогами-воспитателем группы и воспитателем по изобразительной деятельности, идет как бинарное занятие. В занятии подобран материал, необходимый для закрепления времени года-осени. Презентация помогает деятм закрепить  все  признаки и приметы осени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_itogovoe.doc60.5 КБ
Office presentation icon osen_itogovoe.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Алёнушка»

Конспект бинарного занятия

(познавательное,   рисование)

 «ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ»

Воспитатель: Могутова О.Ю. 

1 кв.категория

Воспитатель  по изобразительной

деятельности:

Савина Н.В.

1 кв.категория

Октябрьский

 Ноябрь  2011

Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о признаках осени.

Задачи:

  1. Учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей.
  2. Учить поддерживать непринужденную беседу: уметь коротко рассказать о своих наблюдениях.
  3. Учить детей употреблять в речи прилагательные, согласуя их с существительным, учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно-ласкательную форму существительных.
  4. Воспитывать интерес к стихам и рисованию, любовь к родной природе, развивать наблюдательность

Оборудование: презентация «Что такое осень», гуашь желтого, красного, зеленого цветов, шаблоны листьев на каждого ребенка, картины 3 периодов осени, игра «4 лишний».


Ход  занятия

         Воспитатель сообщает детям, что наступила пора прощания с осенью, предлагает вспомнить, что изменилось в жизни природы и человека с приходом осени.

         (Об изменениях в жизни природы можно рассказывать  в такой последовательности: изменения в неживой природе, изменения в растительном и животном мире. Солнце светит и греет все меньше; чаще стали появляться серые тучи, приносящие нудные и холодные дожди. А затем приходят первые молодые морозцы. Мы начинаем одеваться потеплее. Осенью деревья, кусты, трава, цветы меняют свои летние наряды на золотые и багряные краски. А затем совсем их сбрасывают. И только хвойные деревья не меняют свои зеленые наряды).

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какие птицы живут круглый год у нас в краю? Ответ. (воробьи, синицы, сороки).

- Какие животные живут в нашем лесу? Ответ. (медведи, белки, зайцы, мыши, суслики, лисы).

- Как они готовятся к зиме?

Воспитатель помогает детям отвечать. (Заготавливают шишки, семена, зернышки, грибы, ягоду, корешки. Некоторые животные впадают в спячку (медведи, суслики, ежи).

         -Ребята, а давайте с вами вспомним, что же такое осень? ( время года). А, после какого времени она наступает? (после лета).Назовите  осенние месяцы. Какие приметы осени вы знаете? (солнце светит, но не греет, небо серое и хмурое, часто идут дожди, становится холодно, птицы улетают в тёплые края, звери готовятся к зиме, желтеют и опадают листья).

        - А теперь скажите, ребята, осень – это грустно. Почему? (становится холодно, часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять, опадают листья и деревья стоят голые, желтеет и засыхает трава).

-А осень- это хорошо. Почему? (Деревья стоят красивые, с разноцветными листьями, бывает листопад, в лесу много грибов, ягод, собирают урожай, можно играть с листьями, делать поделки из овощей, природного материала).

- Вы любите осень? (да). И вот многие художники, поэты и писатели, как и вы - любят осень. Любят за красоту и за то особенное настроение, которое она дарит.

          -Сегодня я покажу вам фотографии осени (открывает детям 2,3,4 слайды). Они разные,  как и сама осень. И рассказы об этих картинах у вас тоже будут разные.    

           -Расскажите? как вы догадались, что эта ранняя, золотая и поздняя осень.

«Ранняя осень».  Наступила осень. Ранней осенью солнышко еще греет, но не так сильно, как летом. Небо голубое и высокое, но часто появляются облака и тучки, моросит мелкий дождь. Трава постепенно желтеет, но  еще много осенних цветов(астры, георгины, хризантемы). Первыми желтеют листья на березе и липе. Люди одеваются в легкие куртки и плащи, берут с собой зонт от дождя. Постепенно исчезают насекомые, меняется жизнь лесных зверей: зайчик меняет серую летнюю шубку на белую, зимнюю, чтобы прятаться от лисы на снегу;  белочка тоже меняет шубку и становится бурой под цвет деревьев. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Осенью школьники идут в школу после летних каникул,  дети помогают взрослым в уборке урожая в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы.

«Золотая осень».   Наступила золотая осень. Дни становятся  короче, а ночи длиннее, солнце светит, но уже не греет. Погода за день меняется несколько раз: то солнышко выйдет, то частый дождик моросит. Листья на березе совсем пожелтели, на рябине они стали оранжевыми, на клене – красными, на дубе – коричневыми. И начинается листопад. Это самое красивое время осенью, вся земля покрывается ковром из разноцветных листьев. Люди одеваются еще теплее: в теплые куртки, пальто, сапоги. Жизнь животных изменилась: медведь и еж залегают в зимнюю спячку до весны, насекомые совсем исчезли, и перелетные птицы улетели в теплые края. Дети в это время осени очень любят собирать осенние листья для букетов, делать бусы из рябиновых ягод, собирают семена цветов для будущей весны.

«Поздняя осень».    На картине – поздняя осень. Дни стали короче, рано темнеет. Солнышко уже редко появляется. Все небо затянуто низкими, серыми тучами, часто идут проливные холодные дожди, по ночам небольшие морозцы, а по утрам – туманы. Почти все листья облетели  и деревья стоят голые, только елочки да сосны зеленые. Люди одеты по зимнему тепло: в теплые куртки, шапки, шарфы, перчатки, сапоги. Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками.  Птиц почти не слышно. Чтобы птицам помочь пережить зиму, люди делают кормушки, насыпают туда корм и развешивают на деревьях для зимующих птиц.

     -Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема-помощница. Я вам напомню, что в схеме каждое окошко помогает рассказывать  о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получается один большой и красивый рассказ:

*  первое окошко  - солнце. Кто скажет,  как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко,  как летом, а поздней осенью – солнце уже не поднимается так высоко, и не согревает землю своим теплом).

*  второе окошко -  небо. А что вы расскажете об осеннем небе? ( ранней осенью небо еще  голубое, но появляются тучки, моросит мелкий дождик, а поздней осенью – небо низкое, хмурое, пасмурное, дожди все чаще, ветер холоднее, по ночам бывают даже небольшие морозцы, а по утрам туман).

 *  третье и четвертое окошко  - земля и деревья. Что происходит осенью с травой и деревьями?( ранней осенью  трава желтеет и постепенно исчезает, вянут цветы,  листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холодней, а потом и на нижних ветках, в золотую  осень все деревья  надевают свой яркий наряд: березы и липы – желтеют, осины – краснеют, а поздней  осенью листья с  деревьев совсем облетают, только елочки до сосны стоят зеленые).

 * пятое окошко – одежда людей. Как одеты осенью люди? (постепенно люди одеваются все теплее  и  теплее – надевают куртки, плащи, сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой    зонт от дождя).

 * шестое и седьмое окошко – изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите, что вы знаете об  этом. (осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться   на снегу от лисы, белка тоже меняет цвет своей шубки, чтобы ее не было заметно среди деревьев  и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края остаются только зимующие птицы – воробьи, вороны, синички, клесты). ,  

1 -Ребенок читает  стих о птицах «Улетают, улетели»  

2 -Инсценировка  – «Как звери подготовились к зиме» (ежик, заяц, белка и лиса)

Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели  журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет -
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
 Улетели и грачи.

*  восьмое окошко – игры и занятия  детей осенью. Чем мы занимаемся осенью? (Осенью школьники идут в школу; ранней осенью дети  помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду  на прогулке собираем   красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени.

Воспитатель: Рассказ получился очень интересный, спасибо.

Игра «4 лишний»

- В каждом конверте находятся картинки, но одна из них лишняя -отгадайте какая и скажите почему. Работать будете в парах. Подводится итог игры.

 -А теперь немного отдохнем и сделаем упражнение «Осень»

Проводится физкультминутка «Осень»

Ветер по лесу летал,……………………..Дети поднимаются и опускаются на носочки, машут

Ветер листики считал,                              руками, имитируя полет.

Вот дубовый,…………………………..Останавливаются, считают, загибая по одному пальцу.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку……………Разводят резко руки в стороны, имитируя бросание листьев.        

Переход к практической деятельности детей

Воспитатель по изобразительной деятельности показывает картины разных периодов осени.

-Мы с вами сейчас нарисуем листики разных периодов . воспимтательпоказывает листья разных цветов, соответствующие периодам осени.

-Давайте вспомним, как получить листик оранжевого, коричневого и желто-зеленого цвета?

-К какому периоду вы отнесете оранжевый, зеленоватый и коричневый листья?

 /закрепляет и уточняет  с детьми смешивание красок/ - дети раскрашивают листья.

- Кирилл, Даша какого периода осени у вас получились листья?

- Молодцы, ребята. Сейчас  для прощания с осенью Маша нам расскажет стихотворение.

 

Поздняя осень еще не зима,

Но легкий снежок покрывает дома.

Ветки искрятся белым пушком,

Светло и нарядно у нас за окном.

Важно ворона по снегу гуляет,

А воробьишек он возмущает,

Как крошки и зерна искать на земле,

Их не достать, ведь не время зиме!

Зря не сердитесь мои воробьишки,

Снег в ноябре часто тает малышки,

Просто зима шлем напоминание:

Скоро приду-не досвидание!



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого итогового педагогического мероприятия «Осеннее путешествие» 2 младшая группа с презентацией "Осень"

Образовательная область.    Задачи.Коммуникация.    Формировать правильное звукопроизношение, стимулировать речевую активность.Социализация.    Продолжать учить детей про...

Итоговое занятие "Дары осени" с использованием ИКТ:презентация для детей ppt/в рамках проекта "Осень".

Занятие проводилось с детьми старшего возраста, у которых тяжелые нарушения речи. Цель: закрепление знаний детей об осеннем времени года в разных видах музыкальной деятельности.Задачи:Развитие эмоцион...

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осени в младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осенив младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)...

"Осенние краски сибирского леса". Итоговое мероприятие по теме "Осень"

Итоговое мероприятие по теме "Осень" для детей погдотовительной логопедической группы...

"РУССКАЯ ОСЕНЬ" итоговое мероприятие по творческому проекту

музыкальный,познавательно-творческий проект по этно-культурному образовнию для детей сьаршего дошкольного возраста...

Итоговое мероприятие по теме «Осень» во второй младшей группе с использованием дидактической игры «Осень ходит по дорожкам»

Цель мероприятия: Закрепить и уточнить знания воспитанников об осени. Задачи: Закрепить название частей тела. Расширять активный словарь детей.Продолжать закреплять знания детей о количестве (оди...

Волшебная корзинка Осени. Итоговое занятие в младшей группе

Конспект итогового заняти "Волшебная корзинка осени". Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста. В него включены: песни, танцы, музыкально - ритмические упражнения, работ...