Формы взаимодействия с родителя в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Формы взаимодействия
с родителями в рамках решения задач по
нравственно - патриотическому воспитанию».
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения при решении задач по нравственно – патриотическому воспитанию.
Задачи:
- Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- Приобщить родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды.
- Объединить усилия для развития и воспитания детей в области нравственно – патриотического воспитания.
- Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания нравственно – патриотического воспитания.
Ожидаемые результаты:
- Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка;
- Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция в вопросах нравственно – патриотического воспитания.
В наше время, во время развития информационных систем люди всё реже стали обращаться к культуре и традициям своих предков. Родители с детьми практически не посещают музеи, где можно было бы увидеть предметы старины. Также у людей стал пропадать интерес к различному русскому народному промыслу.
А ведь именно традиции и обычаи русского народа помогают воспитывать любовь к русской культуре к её истории. Познание детьми народной культуры оказывает положительное влияние на эстетическое развитие детей, раскрывает их творческие способности и формирует духовную культуру.
С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований к реальной жизни. Наше время - это время перемен. Превращение ценностей культуры в ценности личности есть процессы - воспитания.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок осознал уникальность своего народа, знал историю своей страны, полюбил свою родину, пришел к пониманию неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Каждое утро родители приводят своих детей в детский сад. Кто же их там встречает? А встречает их воспитатель - «дневная мама», которая на протяжении дня заботится, старается понять, помочь, научить каждый день чему - то новому и, пожалуй, самое главное помогает родителям заложить в их детей зерно нравственных положительных качеств.
Уже давно известно, что именно дошкольный возраст является самым важным этапом в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок начинает приобщаться к общественным ценностям, у него закладываются основы нравственности, формируется отношение к близкому окружению и к обществу в целом, расширяются представления о своей семье, своём городе, своей стране.
Русский академик Геннадий Никандрович Волков сказал: «Без исторической памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».
Опираясь на данное утверждение, в наше время, в свете последних событий особенно остро встаёт вопрос о воспитании патриотизма, о положительном отношении человека к человеку, о любви к своей Родине. И вот именно на плечи воспитателя ложится эта непростая задача, задача помощи родителям, при воспитании в ребёнке доброжелательного отношения и любви к своей стране, так как воспитатель — это первый, после родителей, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.
Нельзя забывать, что современные мамы и папы в своём большинстве люди образованные и, конечно же, знают, как нужно воспитывать своих детей.
Поэтому при работе с семьёй в данном направлении эффективнее всего создать атмосферу партнёрских взаимоотношений, в которой каждая сторона будет дополнять друг друга, и родители будут являться активными участниками организации различных мероприятий.
Организовывая работу по воспитанию нравственно - патриотических чувств, с детьми среднего возраста нужно помнить, что главной целью будет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к традициям русских людей.
Со стороны педагогов в этом направлении было организовано множество консультаций для родителей, (6, 7 слайды) таких как: «Воспитание патриотических чувств через формирование любви к родному краю». «Воспитание чувства любви к своей малой Родине». «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?». «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы». «Приобщение к истории, традициям и культуре России». «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников». «Нравственно – патриотическое воспитание в семье».
Родители в свою очередь подключились и сделали для детей в патриотический уголок альбомы с фотографиями на темы: «Природа родного края» «Мой любимый город Шелехов», «Русский быт наших дедушек и бабушек» «История русской игрушки». Ребята с большим удовольствием рассматривают эти альбомы, задают много вопросов и, получая на них ответы, знакомятся с историей предков, учатся любить свой край, больше узнают о своём родном городе.
Также с помощью родителей была пополнена библиотека для детей и театрализованные уголки. Так как мы считаем, что через знакомство с русским народным фольклором и сказками ребята могут лучше прочувствовать характер русских народных героев, познакомиться с бытом и одеждой наших предков. И, конечно же, без родительской помощи не были бы так ярко и красочно оформлены уголки для детей в группе. Для которых помогали подбирать материалы и экспонаты тоже родители.
Также родители принимали активное участие в организации круглых столов на родительских собраниях, где обсуждались различные вопросы воспитания детей, в том числе нравственно – патриотическом воспитании. Родители делились опытом воспитания, выясняли через какие бытовые предметы можно лучше всего воздействовать на ребёнка, например, через старинные семейные фотографии, которые помогают вызвать доброжелательные отношения детей к своей семье, узнать историю семьи. Или же семейную кулинарную книгу, через приготовление традиционных семейных блюд на праздники вместе с ребёнком, ребёнок тоже учится любить традиции своей семьи и тем самым он учится почитать традиции своего народа…
Хорошей формой взаимодействия с родителями являются и творческие мастерские, и вечерние гостиные. На которых, в приятной обстановке, под русские мелодии, за чашечкой чая, родителям можно рассказывать об истории народных традиций. Например, истории возникновения русских игрушек, их значении и, конечно же, организовать непосредственное знакомство с народными ремёслами, различные мастер – классы по изготовлению, или росписи тех, или иных русских игрушек.
В свою очередь родители с ребятами в домашних условиях изготавливали атрибуты для пополнения патриотического уголка – куколки Берегини.
А в рамках народных календарных праздников организуются различные ярмарки, развлечения «Русские колядки», «Весёлая масленица» на которых родители вместе с детьми познакомились с русским фольклором: потешками, закличками.
Так же в рамках календарных праздников (День матери, 23 февраля и 8 марта) для родителей организуются выставки, развлечения. И сами родители принимают участие в них подготовке.
Вот такие обычные приёмы работы помогают организовать сотрудничество с родителями. Мы надеемся, что, родителям это помогло стать более компетентными, в вопросах семейного нравственно – патриотического воспитания, а дети в ходе, данного сотрудничества педагогов и родителей, получили первоначальные представления о традициях русского народа, больше узнали о своём родном городе и крае.
Список литературы:
- Воспитание детей на традициях русской культуры. Г. В. Лунина - М: «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
- Воспитание ребенка в русских традициях. Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова –М: Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
- И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
- М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва,
«Дрофа», 2003г. - 9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г
- Парциальная программа Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы по теме: «Взаимодействие с родителями по вопросам патриотического воспитания».
Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагога и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений. Надо понимать, что ребенок воспр...
Статья "Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников."
В статье раскрыты вопросы по взаимодействию музыкального руководителя и родителей. Приведены примеры некоторых форм работы с родителями....
Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности
В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....
Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности.
В статье обобщен опыт работы в тесном взаимодействии с родителями в рамках проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которое невозможно без формирования знаний о т...
«Формы работы с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников»
Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Вступая в процесс экономической социализации ребенка в семье, мы как педагоги, выполняем особую роль. Необходимо убедить родителей и показать необхо...
Выступление на тему: "Формы взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей" на семинаре "Формирование нравственно-патриотического потенциала дошкольников через краеведение"
Роль родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей при взаимодействии с дошкольным учереждением...
Статья «Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников».
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:– сотрудничество Организац...