Формирование игровой деятельности детей
презентация к занятию (младшая группа) по теме
Значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста; этапы формирования игры; роль воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobaya_rol_v_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta_prinadlezhit_igre.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Особая роль в развитии детей дошкольного возраста принадлежит игре. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Игра дошкольника – это не бесцельная забава, а особая форма детской деятельности. В педагогике игра рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, направленной на отражение окружающей действительности.
При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов деятельности. За этот небольшой период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, осваивают основные способы действия с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевают предметным видом деятельности. Именно в этот период ребёнок приобретает главные человеческие качества: овладевает ходьбой, основами разговорной речи и предметных действий; у него начинает формироваться определённое отношение к окружающему миру.
Только ребёнок, умеющий общаться с взрослыми и активно познающий наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность – она постепенно формируется взрослыми по мере обогащения жизненного опыта детей.
Развитие игры связано с развитием игрового действия. Усложнение игрового действия и изменение мотивов детской активности переводят игру на более высокий уровень.
Игровое действие имеет свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца.
Практически с самого рождения начинается обучение ребёнка игровым действиям, хотя на первых порах не на прямую, а косвенно. С рождения до 3 месяцев главное для малыша – эмоционально-личностное общение, которое к 3 мес. усложняется, становится взаимным, что связано с развитием различных реакций малыша на окружающее (улыбается на лицо и голос взрослого, следит за предметом, поворачивает голову на звук, пытается удержать игрушку, начинает ощупывать и т.д.).
С 3 до 6 месяцев главное для ребёнка – исследование окружающего мира, предметов, людей, своих физических возможностей. Такую игру можно уже назвать сенсомоторной.
С 6 до 9 мес. сенсомоторная игра продолжает развиваться, все больше превращаясь в ознакомительную игру с предметами. Сначала действия с игрушками или любыми другими предметами носят манипуляторный характер, т.е. ребёнок действует так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш обучается действовать предметом или игрушкой так, как показал взрослый (стучит, катает, открывает и т.п.).
С 9 до 12 мес. появляется подражательная игра, которая выражается в многократном воспроизведении (имитации) действий в конкретной ситуации. Это заключается в том, что если в 9 мес. малыш повторяет, подражает действиям взрослого с игрушками, то в 11 мес. эти подражания усложняются – ребёнок выполняет отдельные действия по просьбе («положи кубик на кубик»), а к 1 году переносит действие, разученное с одним предметом (качает куклу), на другой (качает мишку, собачку).
В период с года до 1г.3мес. подражательная игра усложняется, становится отсроченной (начинает воспроизводить действия, разученные ранее) и дифференцированной, т.е. с игрушками действует разнообразно, в зависимости от их свойств: погремушкой гремит, мяч катает, кольца с пирамидки снимает и т.п.
В этом возрасте ребёнок практически начинает усваивать не только физические свойства предметов, но и их назначение (ложкой едят, из чашки пьют, машину катают), что связано с дальнейшим совершенствованием простейших действий с предметами разной формы и величины, координации движений рук, обогащением цветовых ощущений, пассивного и активного словаря.
С 1г.3мес. до 1г.9мес. появляется простая отобразительная игра – ребёнок выполняет ряд действий, не связанных с сюжетом. Малыш умеет куклу кормить, качать, но делает это без сюжета (покормил куклу – бросил, занялся кубиками; через некоторое время вернулся к кукле и т.п.). К концу этого периода появляются предметы-заместители (вместо конфеты – брусок, вместо мыла – кирпичик).
С 1г.9мес. до 2 – 2,5 лет формируется сюжетно-отобразительная игра.
Ребёнок начинает воспроизводить действия, связанные с сюжетом. Сначала он совершает всего 2 последовательных действия (нагружает и перевозит на машине кубики), затем 3-4 действия (кормит куклу, раздевает её и укладывает спать). Больше используются предметы-заместители, а затем и воображаемые предметы. В игре начинают отображаться социальные отношения – ребёнок может пожалеть куклу, а может и поругать её. К 2 годам появляется параллельная игра – дети играют рядом, но не вместе, между ними не существует взаимодействия.
Сюжетно-отобразительный этап игры детей 2-3 года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элемент поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии». Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я-мама, доктор и т.д.» Так происходит становление сюжетно-ролевой игры.
Высший этап игры дошкольников – ролевая игра. Дети, общаясь друг с другом, начинают отображать, моделировать не только взаимоотношения людей, но и знакомые им трудовые и общественные отношения.
В формировании игровых действий важная роль отводится воспитателю. Нужно научить ребёнка переносить игровые действия с одних игрушек на другие. Взрослый подбирает нужные предметы и игрушки, рассказывает о профессиях: шофер везет грузы, доктор лечит больных, мама готовит обед и т.п.
Нужно стараться создать для ребёнка такие условия, чтобы он использовал различные по образному содержанию игрушки, предметы, подбирать их заместители, обозначать словами замысел игры.
Для того, чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то же время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолеть затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения.
Совмещение взрослым двух разных ролей: участника и организатора – важная отличительная особенность игры. Воспитатель должен стать на время ребёнком и играть увлеченно, с интересом. Понимая и чувствуя игру ребёнка, он может подсказать, придумать что-то интересное, но хозяином положения в игре всегда должен быть ребёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".
Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...
«Особенности формирования игровой деятельности детей с нарушением интеллекта»
Данный работа была проведена для того, чтобы обратить внимание педагогов – дефектологов на возможность использования в воспитательно-образовательной работе не только готовых, но и самодельных образных...
Статья «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста».
В статье изложен материал по формированию игры у детей раннего возраста. Игра- это процесс многоплановый. Сложность заключается в том, что психологический механизмы, необходимы...
педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...
Родительское собрание по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».
Данная разработка содержит материал для проведения родительского собрания в первой младшей группе по теме "Формирование игровой деятельности у детей третьего года жизни"....
«Использование дидактических игр в системе формирования игровой деятельности детей»
Какова важность дидактической игры в системе формирования игровой деятельности дошкольника...
Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни
Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка. ...