Включение семьи в музыкальную жизнь ДОУ
статья по теме

Едлина Надежда Викторовна

В статье говорится о важной задаче  педагогов ДОУ - организовать среду, стимулирующую сознательность ребёнка к видам и жанрам музыкального искусства, к общению с ним, стремление видеть родителей и близких учасниками этого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklyuchenie_semi_v_muzykalnuyu_zhizn_dou.docx18.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВКЛЮЧЕНИЕ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ДОУ.

Внедрение музыки в повседневную жизнь дошкольного учреждения, имеющей поистине положительное формирующее значение, зависит от воспитанности, культурных ценностей педагогов и членов семьи воспитанников, от того, что воспринял ребёнок от окружающей социокультурной среды. Известно, что ребёнок получает до пятилетнего возраста основное количество информации об окружающей действительности, которое прививается через поведение и общение со сверстниками и взрослыми. Здесь же закладываются основы будущих взглядов, отношений, привычек, стремлений, черт характера. Поэтому так важно, чтобы ребёнок рос и развивался в благоприятной обстановке, получал как можно больше положительных эмоций от разъяснения явлений природной и социальной жизни родными и  жизнь близкими.

Не секрет, что большинство людей при взрослении относятся к музыкальному искусству, включению музыкальных моментов в свою взрослую жизнь, как это делали их родители и окружающие друзья, взрослые.

Отсюда следует, что задача педагогов ДОУ – организовать среду, стимулирующую сознательность ребёнка к видам и жанрам музыкального искусства, к общению с ним, стремление видеть родителей и близких участниками этого общения, что в свою очередь требует музыкального просвещения родителей. Семья – маленький коллектив, постоянно принимающий участие во всех жизненных проявлениях своих детей; он достигает положительных результатов в воспитательно-образовательном процессе только в том случае, если строит отношения, оказывает реальное влияние на жизнь ребёнка на принципах сотрудничества и содружества.

Родители и близкие, участвуя в жизнедеятельности дошкольного учреждения, ощущают личную причастность к осуществлению программных требований, получают представления о работе педагогического коллектива, устанавливают длительные связи друг с другом, помогают активно преодолеть возникающие проблемы воспитания и общения. Развитие контактов и форм взаимодействия создаёт атмосферу для сотрудничества, которое помогает преодолевать психологические барьеры и наладить контакт между педагогами, родителями и воспитанниками. Существуют различные способы поддержания связей с семьёй в осуществлении процесса музыкального воспитания. Важно, чтобы в наше время, наполненное неблагозвучием «фоновой» музыки, «безтекстовым» пением, шумовыми «наркотическими» вскриками и эффектами, педагоги-музыканты ДОУ смогли добиться того, чтобы родители были проводниками в жизнь детей подлинного музыкального искусства, умело поддерживали интерес к нему ребёнка.

Посещение родителями музыкальных занятий, так называемые открытые музыкальные занятия для родительских коллективов, даёт взрослым возможность увидеть своих детей в процессе обучения всем видам музыкальной деятельности. Родители воочию убеждаются в том, на сколько серьёзно проводится работа по развитию музыкальных знаний детей, формированию художественного вкуса, художественно-творческих способностей, накоплению знаний о музыкальном искусстве.

На групповых и общих родительских собраниях в ДОУ разъясняются самые разнообразные вопросы музыкально-эстетического воспитания, организации музыкальной деятельности ребёнка в семейных условиях: какую фонотеку подобрать ребёнку, как организовать и провести день рожденья, как научить ребёнка самостоятельно слушать музыку, какие песни рекомендовать для самостоятельного исполнения.

По желанию родителей воспитанников ДОУ возможно организовать нерегулярные, внеплановые собрания и встречи, где можно поделиться своими впечатлениями о каком-либо музыкальном событии, получившем широкую огласку, обсудить «наболевшее». Такие мероприятия планируются родительским комитетом и проводятся при поддержке педагогов в самых разнообразных формах.

Незабываемые радостные переживания, настроение создают у детей праздничные действия – театральные представления с участием родителей и концерты родителей для детей или организованные совместные выступления детей и родителей. Незабываемые ощущения и чувства, пережитые в детстве, в дальнейшем переносятся во взрослый мир. Получая «открывается» навстречу добру и красоте. Этому необычайно способствуют совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность отношений. Совместные участия детей и родителей в концертах, театральных постановках ценны тем, что дарят детям теплоту дружественного общения, уважения друг к другу, заботливость друг о друге, сплочение в успешном достижении цели. Подобные мероприятия, объединяющие детей и родителей, воспитывают у детей уважение к старшим, понимание их заботливых требований. Взрослые в свою очередь видят детей с неожиданной для них стороны и стремятся к развитию их  творческих наклонностей, способностей. В их отношениях возникает содружество и взаимопомощь.

Для лучшего ознакомления родителей с работой ДОУ по музыкальному воспитанию оформляются музыкальные стенды, папки, ширмы-передвижки по различным музыкальным вопросам. Это и советы родителям, и информация о предстоящих детских концертах, театрализованных представлениях, описание сущности видов детской музыкальной деятельности и др. По желанию родителей с ними можно разучивать игры с текстами песен, которые они смогут использовать в домашних условиях, показать как создаются персонажи кукольного театра, карнавальные костюмы.

Ценна помощь родителей в деле формирования эстетической культуры воспитанников ДОУ. Изучение интересов родителей через анкеты, опросники позволяет информировать их о всех возможных способах помощи и наметить новые формы и методы их участия в учебно-воспитательной работе педагогического коллектива с учётом их личных способностей и умений.

Вовлечение родителей в дело музыкального воспитания детей очень ценно, так как они начинают интересоваться музыкальным развитием своих детей, понимать огромную пользу, которую приносит организованный с детства процесс музыкального воспитания, вызывая тем самым у собственных детей желание слушать народные и классические музыкальные произведения, петь, танцевать, музицировать. Таким образом, ребёнок ещё больше приближается к пониманию красоты музыкальных звучаний, испытывает чувство радостной удовлетворённости от общения с ними.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  АЛЬБОМ  ДОШКОЛЁНКА.

        На музыкальных занятиях во время слушания музыки, пения и музыкальных игр дети получают огромный эмоциональный заряд. Музыкальный руководитель каждый раз проводит с ними беседы о характере и содержании песен и пьес. Но для большего развития образного мышления и полноценного восприятия музыки мы предлагаем детям поделиться с родителями дома своими впечатлениями и нарисовать иллюстрацию к той или иной песенке или пьесе.

        Поначалу большинству детей, если у них не очень развито чувство образного мышления, трудно выразить свои эмоции от прослушанного. И всё же из тех, которые  приносят свои рисунки, мы устраиваем выставки в музыкальном зале. Рассматриваем их всей группой и обязательно хвалим и подбадриваем. Оставляем выставку в музыкальном зале на несколько дней, чтобы заинтересовать детей из других групп. Позднее оформляем выставки в холлах детского сада. Постепенно всё больше и больше ребят приносят свои картинки  на музыкальные картинки.

        Но не все дети могут хорошо рисовать, и поэтому некоторые приносят рисунки, которые им помогают рисовать дома родители, старшие братья и сёстры. Мы приветствуем семейное творчество, и дети с гордостью говорят, что им помогали мама и папа. Получается, что музыка объединяет не только ребятишек на занятии, но и становится средством для совместного, творческого общения ребёнка и его родителей дома.

        Чтобы систематизировать эту работу и сохранить рисунки, мы предложили детям и предлагаем вам завести музыкальные альбомы. Для этого может быть использован обычный альбом для рисования. Альбом оформляется ребёнком совместно с родителями. На обложку наклеивают или рисуют картинки с изображением любого вида музыкальной деятельности. Пишут имя и фамилию ребёнка, название его группы. Название альбома может быть любым: «Мы рисуем песенку», «Музыка в картинках», «Мы рисуем и поём» и т.п.

        После праздников и развлечений, после прослушивания и просмотра музыкальных сказок дети рисуют в альбомах то, что им больше всего понравилось и запомнилось. К концу учебного года у дошколят уже весь альбом заполнен красочными иллюстрациями к любимым музыкальным произведениям. Дома дети, листая альбом, напевают любимые песенки, делятся своими впечатлениями с родителями и это очень радует нас, педагогов.

        Не секрет, что замыкаясь на телевизоре и компьютере, современные дети стали меньше общаться с родителями. А ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Я не прошу ребят приносить рисунки к каждому прозвучавшему на занятии поверьте мне, рисунков бывает очень много. А как стараются родители, создавая совместно с ребёнком свои «шедевры»! Вот он, ещё один мостик между ребёнком и его семьёй, построенный музыкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родительского уголка "Музыкальное воспитание в семье" (второй год жизни)

Вашему малышу  второй  год. Музыка  постепенно  вошла в его  жизнь, сделала  ее более  насыщенной...

Консультация для родительского уголка "Музыкальное воспитание в семье" (третий год жизни)

Вашей крохе пошел третий год. Задачи музыкального  развития  усложняются.Ваши заботы не прошли  даром. Многие двухлетки с удовольствием  слушают музыку. Ребенок может сидеть ...

Включение семьи в образовательное пространство ДОУ: проблемы, подходы к решению

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду -образовательное пространство. И семья и дошкольное учрежде...

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе

Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе...

Моделирование конструктивной программы активного включения семьи в процесс коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями

Значимость работы  с родителями трудно переоценить. Необходимость ее использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают учреждение....

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Консультация для родителей на тему «ВКЛЮЧЕНИЕ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ЖИЗНЬ ДОУ»

Не секрет, что музыкальное воспитание очень важно для развития детей....