Формирование ИКТ-компетентности педагогов.
методическая разработка по теме

Козина Татьяна Андреевна

Сообщение для педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ikt.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности педагогов.

1. Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«
Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
^ Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

2. Необходимо ли повышать уровень ИКТ-компетентности?

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней информационно-компьютерной компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует) – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением информационно-компьютерных технологий.
Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности:
- экономия времени при разработке дидактических материалов;
- перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
- переход на новый уровень педагогического мастерства.
Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая) – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Для примера: необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке (64%), поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.
Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая) – информационно-компьютерные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательнообразовательный процесс.
Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая) – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИК-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.


3. Зачем?

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  1. потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  2. желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  3. неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
  4. возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
  5. потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  6. существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

4. Что и зачем использует педагог в своей работе?

Для чего используют ИКТ:

  1. при подготовке к занятию-81%;
  2. на занятии -54%
  3. для самообразования -90%
  4. поиск информации, работа с родителями -54%

Какие средства ИКТ используют:

  1. текстовый редактор- 54%
  2. электронные таблицы-36%
  3. электронные презентации-54 %
  4. мультимедийные диски-36%
  5. специализированные программы- 36%
  6. Интернет-90%

 Как часто используют ИКТ:

  1. Ежедневно-36%
  2. 1 раз в неделю-9%
  3. 1–2 раза в месяц-9 %
  4. Несколько раз в неделю-18%
  5. По необходимости-36%

5. Как повышать уровень ИКТ-компетентности?

Существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  1. недели педагогического мастерства;
  2. мастер-классы;
  3. педагогические мастерские и наставничество;
  4. обучающие семинары;
  5. работа в паре;
  6. тематические семинары.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами группы 4 проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.

6.  Какие умения должны быть сформированы у педагога?

  1. умеет создавать текстовые и графические документы;
  2. умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
  3. знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
  4. умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  5. умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  6. знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.

7. Какие темы наиболее интересны для изучения?

I.    Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций

  1. Знакомство с PowerPoint.
  2. Создание слайда с диаграммой и таблицей.
  3. Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
  4. Создание управляющих кнопок.
  5. Сохранение и подготовка презентации к демонстрации.

II.   Microsoft Word

  1. Шрифт, размер.
  2. Создание и редактирование текстового документа.
  3. Набор и редактирование текстового документа.
  4. Абзацные отступы и интервалы.
  5. Создание и форматирование таблиц.
  6. Вставка рисунка.
  7. Нумерация страниц. Печать готового документа.

III. Microsoft Publisher

  1. Подготовка открытки.
  2. Подготовка буклета и печать.

IV. Интернет

  1. Поиск в сети Интернет.
  2. Электронная почта.

V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов

Одним из мощных стимулов активизации инновационной творческой деятельности педагогов  являются смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знан...

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области использования нетрадиционных форм в работе по физическому воспитанию дошкольников.

Современный мир динамичен и нестабилен, он постоянно меняется и с очень высокой скоростью. Жить в этом мире – значит успевать за ним, меняться вместе с ним в его темпе. Такие условия жизни предъ...

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...

Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

"Формирование профессиональной компетентности педагога  через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...

Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ).

Семинар -коучинг проводится с целью формирования повышения профессиональной компетентности педагогов по  организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потре...