Консультация для педагогов: «Воспитание в детях бережного отношения к природе».
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Воспитание в детях бережного отношения к природе».
Любовь к природе - это сложное чувство, которое слагается из эмоционально-положительного отношения, устойчивого интереса к природе и желания трудиться в природе, преобразуя и охраняя её.
Перед педагогом (воспитателем), знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:
- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;
- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;
- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог (воспитатель), прежде всего, должен сам хорошо знать его, должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь. Он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села со всей страной. Любой край, область, даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя особенная неповторимая природа, есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может не сложиться правильное представление о родном крае, как части большой прекрасной страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет не выполнена.
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников важнейшим средством педагогического воздействия является организованное воспитателем наблюдение окружающей действительности, а так же произведения искусства - литературы, музыки, живописи и скульптуры. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и полюбить природу родного края.
Знакомя детей с природой, педагог (воспитатель) должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать этические чувства. Каждый объект природы по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого и изобразительного творчества. Специальные беседы с детьми, чтение художественной литературы, включение ребят в практическую деятельность помогут им осознать необходимость бережного отношения к природным богатствам страны.
Экскурсии и прогулки в лес, поле, к реке предполагают решение комплекса задач: познавательной, эстетической и нравственной, а также дают возможность познакомить детей с некоторыми правилам и бережного отношения к природе:
- не следует рвать много растений и цветов, достаточно принести один букет;
- нельзя трогать муравейники, гнёзда, так как муравьи и птицы приносят пользу;
- для растений и животных, которые ребята находят в лесу следует создать условия схожие с естественными;
- брать можно только тех животных, которые способны жить в неволе;
- после наблюдений животных нужно отпустить на волю.
Объясняя, какую пользу приносят птицы и почему следует отпустить животное после наблюдений, почему нельзя уничтожать мухоморы, трогать птичьи гнёзда, воспитатель даёт детям не только первые знания о природе, но и формирует у них определенные нравственные качества.
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Эмоциональное отношение к природе, любовь к ней рождается не только тогда, когда ребёнок рассматривает цветы, гуляет по лесу, слушает пение птиц. Очень важна творческая работа детей с природным материалом. Педагог учит детей красиво расставлять цветы, находить сходство сухой веточки, куска коры с каким-нибудь сказочным образом, животным.
Очень важно воспитывать у детей действенную любовь к природе, которая проявляется не только в умении и желании любоваться ею, но и в стремлении оберегать всё живое и красивое. Необходимо создать условия для активного применения детьми полученных знаний, для упражнений ребёнка в нравственном отношении к природе. Иначе представления дошкольников могут не соответствовать их поступкам.
Обязательно нужно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, лучше представить себе, что их родное село или посёлок являются частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны, рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей « Воспитание у детей положительного отношения к природе».
Консультация для родителей« Воспитание у детей положительного отношения к природе»....
консультация для родителей "воспитание у детей бережного отношения к хлебу"
умеем ли мы беречь хлеб? научили ли мы этому своих детей? давайте задумаемся, какой пример мы подаём детям...
Роль книги в воспитании у детей бережного отношения к природе
Начиная с раннего возраста, мы знакомим детей с окружающим их миром. Постепенно у детей формируются представления о живой и неживой природе, природоведческие понятия, они...
Консультация для воспитателей "Воспитание у детей гуманного отношения к природе."
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает воспитание бережного, гуманного отношения к природе, формирование умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии...
Консультация для родителей: «Воспитание у детей бережного отношения к хлебу»
Нет человека, не знающего вкуса хлеба. Он был, есть и остается продуктом номер один в нашей жизни. Без хлеба не обходиться ни один скромный завтрак, ни ежедневный обед, ни праздничный стол. Недаром, с...
Консультация для родителей «Формирование у детей бережного отношения к природе».
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является дегуманизация общества в целом, в том числе обесценивание таких нравственных ценностей, как проявление заботы друг о друге, об окружаю...
Консультация для родителей «Воспитание у детей бережного отношения к книге».
ЧТО ЖЕ ЧИТАТЬ? Чем руководствоваться при выборе книг?Выбор книг не может быть случайным. Книга должна обладать художественными и воспитательными достоинствами, развивать у реб...