Программа психокоррекции страхов у детей 5-7 с использованием рисуночной методики.
рабочая программа (старшая группа) по теме
Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, путем их коррекции.
Исследования доказали, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым — причиной многих заболеваний. Поэтому проблема страхов у детей и в настоящее время привлекает пристальное внимаие ученых.
В возрасте 5 — 7 лет у детей формируется опыт межличностных отношений,основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намериния, в этот период дошкольники могут боятся страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни, несчастья, смерти. Страх смерти — этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, поэтому выражает у эмоциональных и впечатлительных детей способность к отвлеченному мышлению.
Нет ни одной психической функции, которая бы не претерпела изменений под действием страха. В первую очередь это относится к аффективно-эмоциональной сфере.
Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова утверждают, что если болезненно заостренные страхи сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка. Для таких детей характерны соматические проблеммы: боли в животе, головные боли, головокружения, спазмы в горле, изменения в дыхании и пр. Многие из них имеют ряд заболеваний: различного рода тики, энурез, гастриты, неврозы и т.д.
Актуальность страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым — причиной многих заболеваний,поэтому выбранная мной тема является актуальной.
Поиски путей оказания помощи детям привели к созданию коррекционно- развивающей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_strahi.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44 ОАО «РЖД»
Программа психокоррекции
страхов у детей 5-7 лет
с использованием рисуночной методики.
Подготовила педагог-психолог:
Митькина Ольга Николаевна
Содержание
- Введение.........................................................................................2 — 3 стр.
- Организация и структура коррекционно — развивающего
- занятия.................................................................................................4 стр.
- Конспекты коррекционно — развивающих занятий................5 — 23 стр.
- Список литературы...............................................................................24стр.
- Приложение...........................................................................................25стр.
1
Введение
Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, путем их коррекции.
Исследования доказали, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым — причиной многих заболеваний. Поэтому проблема страхов у детей и в настоящее время привлекает пристальное внимаие ученых.
В возрасте 5 — 7 лет у детей формируется опыт межличностных отношений,основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намериния, в этот период дошкольники могут боятся страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни, несчастья, смерти. Страх смерти — этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, поэтому выражает у эмоциональных и впечатлительных детей способность к отвлеченному мышлению.
Нет ни одной психической функции, которая бы не претерпела изменений под действием страха. В первую очередь это относится к аффективно-эмоциональной сфере.
Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова утверждают, что если болезненно заостренные страхи сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка. Для таких детей характерны соматические проблеммы: боли в животе, головные боли, головокружения, спазмы в горле, изменения в дыхании и пр. Многие из них имеют ряд заболеваний: различного рода тики, энурез, гастриты, неврозы и т.д.
Актуальность страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сферах, и тем самым — причиной многих заболеваний,поэтому выбранная мной тема является актуальной.
Поиски путей оказания помощи детям привели к созданию коррекционно- развивающей программы.
Цели: путем психолого-педагогического воздейстия преодолеть у детей страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями; формировать психологические защиты от невротизирующих факторов.
2
Задачи:
- Диагностические:
- выявление преобладающих страхов и определение степени их выраженности;
- отношение ребенка к родителям, к себе, наличие страхов, опасений;
выявление факторов, порождающих страхи.
- Коррекционные:
-ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования;
Комплектование коррекционных групп.
Психокоррекционные группы формируются из состава детей с ярко выраженными страхами с учетом количественного коэффициента страхов.
Максимальная численность детей в группе — от 5 до 7 человек. Разница в возрасте должна составлять не более одного года.
3
Организация и структура
коррекционно-развивающих занятий.
Программа включает 11 занятий.
В ходе занятий проводятся следующие виды тематического рисования:
- Кого или чего я боюсь?
- Что мне снилось хорошее или плохое?
- Ночные звуки.
- В темной норке.
- Змей Горыныч.
- Кляксы.
- Чего и кого я боюсь на самом деле (рисование оставшихся страхов)
- Как я победил свой срах.
- Кем я был и кем я стал.
Графичиское изображение страха не приводит к его усилению,а, напротив,
снимает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В процессе рисования страх уже во многом реализован как нечто уже произошедшее, фактически случившееся. Тем самым для ребенка остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и все вместе это способствует потере страха.
Занятие длиться обычно 20 — 30 минут. Нужно стараться не торопить детей, так как мысли о страхе, о том, как его выразить, подразумевают с ним, соприкосновение, что уменьшает остроту его восприятия. Для рисования используются карандаши, краски, фломастеры, восковые мелки, учитывается желание ребенка.
На каждом занятии объясняется цель рисования страхов как способа избавления от них. Каждый ребенок получает индивидуальный «заказ». После того как он его выполняет, ему дается задание нарисовать следующий по списку страх.
После рисования каждому из детей выражается одобрение по поводу выполнения задания, что повышает чувство собственного достоинства, уверенности в себе.
4
Конспекты коррекционно — развивающих занятий
ЗАНЯТИЕ 1
Материал: Магнитофон, шарик, листы бумаги и цветные карандаши.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Знакомство с участниками группы, установление контакта с психологом и другими детьми, определение целей встреч | Беседе | Ведущий. Здравствуйте, как я рада всех вас видеть! Посмотрите, какой чудесный у меня шарик. Он не простой, а волшбный, когда вы его передадите кому-либо, с ним передается ваше тепло, ваша добрата. Приятно получать такой шарик. Сейчас мы будем передавать его по кругу и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя и рассказывать о том, что он любит делать больше вего. Начнем с меня.( Далее по очереди высказываются дети.) Вот мы и познокомились. Ведущий объясняет для чего они будут собираться вместе, чем заниматься. |
2 | Выработка уверенности в себе, интереса к занятию. | Рисуночная терапия. | Тема «Рисую что хочу» ( рисование карандашами). Художник Дема предлагает послушать песню « От улыбки» (В. Шаинского), догадаться о чем эта песня, веселая или грусная. И под музыку нарисовать кто что хочет. В конце занятия рассмотреть рисунки на стенде-выставке. Беседа о том, что дети рисовали, какое у них настроение, помогла ли им песня. |
3 | Подведение итогов, выработка группового правила, усиление положительного эмоционального переживания | Обсуждение по кругу занятия. | Ведущий:Сегодня мы говорили об улыбке. С улыбкой приходит радость, веселье, счастье в каждый дом. Так давайте всегда улыбаться своим друзьям. Близким, знакомым и незнакомым. Теперь мы всегда с вами будем встречаться и прощаться с улыбкой и добрыми пожеланиями, комплементами. Выполнение группового правила « Поделись улыбкой своей и передай комплементы по кругу» (начинает ведущий) |
ЗАНЯТИЕ 2
Материал: Карандаши, восковые мелки, альбомные лисы.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие, восстановление впечатлений предыдущего зантия, введение ритуального действия.
| Обмен переживаниями и выполнение группового правила. | Дети здороваются с ведущим. Ведущий: Как я рад всех вас сегодня видеть... Напоминает детям, что на прошлом занятии они вместе вырабатывали групповое правило, предлагает детям вспомнить какое. Выполнение ритуального действия « Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу». |
2 | Диагностика и коррекция страхов: отражение наиболее ярких страхов в рисунке. | Беседа о страхе. Рисуночная тераия. | Беседа «О страхе» Ведущий: Все: и взрослые, и дети — чего-нибудь боятся. Одни — чего-то одного и совсем чуть-чуть, а другие боятся всего и очень сильно. Я боюсь мышей. А вы кого или чего боитесь? Тема «Кого или чего я боюсь?» Рисование карандашами, восковыми мелками (выбор детей). Ведущий: Нарисуйте, пожалуйста, кого или чего вы боитесь. Я тоже изображу свой страх. Когда мы нарисуем свой страх, уже не будем его страшится, мы от него избавимся, он навсегда покинет нас и останется на бумаге. Мы его заколдунм, а как, я вам расскажу потом. Дети рисуют (не торопить детей сокончанием работы). Ведущий беседует с каждым ребенком о рисунке, о страхе, который он нарисовал, предлагает сказать волшебные слова, «заколдовать страх»: « Раз, два, три — мой страх замри, из листа не выходи». Ведущий выражает каждому ребенку одобрение по поводу выполнения задания, предлагает принести и закрыть свой рисунок в ящик стола. Ведущий говорит: «Я забираю твой страх, он к тебе больше не вернется». Ведущий: Хотите, я вам расскажу, как не следует боятся даже тогда, когда ты испугаля? Ты испугался, но не плачь, никому не показывай, что ты испугался, а тихонько скажи себе: «Что это там такое?» Спроси и иди к тому месту, которое тебя напугало. Надо обязательно разобраться, что там скрывается. Может быть, это что-то такое, что тебе давным-давно известно, но сейчас ты его не узнал. Мы боимся, когда не знаем о событиях, которые вокруг нас происходят, а если узнаем, то можем даже смеятся над своими страхами, наверно, и ты не раз смеялся над своим испугом. Давайте вспомним ваши истории о стахе. Рассказы детей. Ведущий: Страшно бывает, когда кто-то сильно угрожает тебе, обещает побить, отобрать игрушку. Как хочется тогда убежать, не видеть этого человека, никогда-никогда не встречастся с ним, но нужно победить в себе этот страх. Как? Модет быть у тебя свой секрет, как это сделать, и ты бы мог поделиться с другими? Может быть, тебя научили этому мама или папа? (высказываются дети) А если нет, то я расскажу тебе об этом способе, который помогает многим ребятам в этой ситуации. Итак, тебе угрожают, обзывают тебя, а ты спокойно-спокойно говоришь: «Прекрати» и отходи от обидчика. Спокойный голос, спокойное поведение говорит о твоей смелости больше. Чем «дразнилки» и угрозы. Конечно на все случаи жизни не придумаешь средств от страха, но научится спокойно разговаривать с обидчиком надо умть. В спокойствии человека — его сила и бесстрашие. Не надо повторять действий того человека, который тебя испугал и обидел, тогда ты преодолеешь свой страх и научишь других ребят не боятся. Надеюсь, у тебя получится. |
3 | Подведение итогов, выработка группового правила | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей» |
ЗАНЯТИЕ 3
Материал: Краски, бумага, кисточки.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие, восстановление впечатлений предыдущего занятия, введение ритуального действия | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Диагностика и корекция страхов: переживание безопасности за счет создания условленности ситуации | Рисуночная терапия | Тема « Что тебе снилось: хорошее или плохое?» Рисование (гуаш) Ведущий: Мне снился сон, что я плыву Плыву во сне, как наяву. А что приснилось мне: хорошее, плохое? Я нарисую и всем вам расскажу, Свои «боюськи» покажу. Детям предлогается нарисовать свой сон. Ведущий тоже рисует свой. По окончании занятия дети проговаривают то, что изобразили. |
Подведение итогов, выработка группового правила | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
ЗАНЯТИЕ 4
Материал: Краски, бумага для рисования, шапочка -маска Утенка, магнитофон с аудиозаписью.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие, восстановление впечатлений предыдущего занятия, введение ритуального действия | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Диагностика и коррекция страхов: проигрывание ситуации взаимодействия с предметом страха | Игротерапия (игра - драматизация) | Ведущий:Сейчас я вам расскажу одну историю, и мы попробуем ее разыграть, как настоящие актеры. Этюд «Ночные звуки» (роли распределяет ведущий) Ведущий: Утенок убежал из птичьего двора. Ночь застала его в лесу, к тому же испортилась погода: пошел дождь, поднялся ветер, началась гроза, засверкала молния, загремел гром. Деревья громко стали скрепеть и гнуть ветви под напором ветра почти до земли, а утенку козалось, что его хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликались филины, утенку представлялось, что это кто-то кричит от боли. Завывали волки: «У-у-у», где-то рычал медведь: «Э-э-э» и т.д. Долго метался утенок по лесу, пока не нашел себе местечко, где можно было спрятаться. Выключается свет и включается светильник со слабым освещением. Все дети и взрослый изображают деревья, коряги, пеньки (выбор роли по желанию, если желающих много — крутят «волшебную булавку» (кеглю), кого она «выбирает»). Из детского стола делается пещера, накрывается темным покрывалом, чтобы тень не падала внутрь. Пока звучит запись грозы, дети и взрослый не сходят со своих мест, принимают угрожающие позы и издают громкие пугающие звуки: завывают, ухают и т.д. «Утенок» прячется в маленькой «пещерке», он собирается в комочек и дрожит. Некоторое время продолжается гроза, а потом дождь стихает. Когда перестает звучать музыка, включается свет. Ведущий: Солнце поднимается. Утро начинается, кончилась гроза, стало светло, свежо. Утенок увидел тропинку, побежал по ней и быстро нашел птичий двор. Как обрадовались ему все обитатели птичьего двора! Стали обнимать утенка, радоваться своим друзьям, весело улыбался и рассказывал, что с ним приключилось. А все подходили к утенку и по очереди слушали, как сильно и гулко бьется его сердце. (Этюд повторяется 4-5 раз по желанию детей) . В игре используется шапочка утенка. |
3 | Ориентация ребенка на собственные возможности а преодолении страхов грозы, темноты, одиночества, страшных существ; закрепление в рисунке впечатлений, полученных в пантомимическом этюде | Рисуночная терапия с последующим собеседованием. | Тема «Ночные звуки» Рисование (краски, гуашь, карандаш) Предложить детям нарисовать, что они чувствовали, когда были в роли Утенка, деревьев, коряг и т.д. Может кто-то продолжит эту историю о непослушном Утенке или придумает свою. В конце занятия каждый из детей рассказывает о своем рисунке. |
4 | Закрепление полученных впечатлений и навыков | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
ЗАНЯТИЕ 5
Материалы: магнитофон, шапочки -маски Лисы, Зайца, Утенка, карандаши, краски, восковые карандаши.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие: востановление впечатления предыдущего занятия. Введение ритуального действия. | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Диагностика и коррекция страхов: -переживание безопасности за счет условности во время проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха; - проективная диагностика «Выбор маски» | Игротерапия (игра - драматизация) | Ведущий. Сегодня вы послушаете еще одну историю, и мы попробуем ее разыграть, как настоящие актеры в театре. История эта называется « В темной норке». Два друга, утенок и зайченок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но в слух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норе приготовлено угощение, вкусные конфеты и рассыпчатое печенье. Пойдемте со мной». Малыши поверили Лисе и пошли с ней. Пришли, Лиса открыла дверцу в свою нору: «Заходите первыми». Только переступили порог Утенок и Зайченок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощение!» Утенок и зайченок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайченок не плакал, он думал. «Давай, утенок, выроем подземный ход и убежим отсюда», - сказал, наконец, Зайченок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайченком стал рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле! Утенок и Зайченок обнялись. Радостные и веселые побежали домой. Пришла Лиса с дровами, положила их на землю, сняла крючок, открыла дверцу, посмотрела в норку и замерла от удивления.... Дети самостоятельно выбирают маски героев, проигрывают сюжет несклько раз, чтобы все побывали в разных ролях. Учитывать пожелания детей, не настаивать на выборе роли. |
3 | Ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страха, нападения сказочных персонажей | Рисуночная терапия. Собеседование по рисункам. | Тема «В темной норке». Рисование (карандаши, краски, восковые карандаши) по выбору детей. Предложить детям нарисовать свои переживания, чувства, которые они испытывали, когда были в роли Утенка, Зайченка, Лисы. Вспомнить, переживали они то же состояние раньше в других ситуациях в реальной жизни. Если такое было, то можно нарисовать об этом рисунок, а потом всем рассказать о своих «страшилках». По окончании рисования идет собеседование по рисункам. |
4 | Закрепление полученных впечатлений и навыков | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
ЗАНЯТИЕ 6
Материалы: обычные или восковые мелки, бумага, белое полотно, магнотафон с аудиозаписью
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие: востановление впечатления предыдущего занятия. Введение ритуального действия. | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Диагностика и коррекция: - снятие страха приведений путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха: | Беседа о страхах. Игротерапия. | Игра «Привидения». Ведущий: Что такое привидение? Бывает ли оно на самом деле? Где вы слышали о нем или видели его? Кому снилось привидение? Какое оно? Бывает ли оно днем? А когда оно вам видится? На самом деле приведение существует только в сказках, фильмах и в нашем воображении, то есть нам просто кажется мы его выдумали. Давайте вспомним, что надо делать, если нам что-то видится, кажется? (Зажечь свет, проверить что это, подойти и посмотреть, потрогать.) Хотите сегодня поиграть в привидения? Если есть положительный ответ, то затемняются окна, включается неякий ночник. Дети ложаться на свои коврики и укрываются покрывалами. Ведущий: Наступила ночь. Все дети пошли спать в свои кровати. И вдруг им показалось, что что-то большое медленно плывет к ним. Ведущий покрывается белым прозрачным гардинным полотном. Ведущий:Это я, не бойтесь. Сегодня я буду играть роль привидения. Привидение — это плод нашего воображения. Оно не может причинить вред, даже дотронуться до вас не может. Кажется, что это легкий дымок, нежная паутинка в воздухе плывет плавно, как облака в небе. И вдруг эта паутинка весело заплясала (движения рук в стороны, вниз) под медленнкую музыку. Дети прячутся и подглядывают из-под покрывала, визжат. Взрослый не приближается близко к детям. |
3 | Ориентация ребенка на собственные возможности избавления от страхов | Рисуночная терапия | Тема «Веселые и страшные приведения» (или «Чего я еще боюсь?») Рисование (обычные или восковые мелки) Ведущий:Ребята, возьмите лист бумаги и покажите, скомкав лист, как вам было страшно. Может быть, вы сердитесь за свой страх пивидений на себя или на других? Может быть, на маму, что не легла с вами спать, или на меня за то, что пугала вас привидением? Хорошо, если по вашим двидениям, по вашему лицу это будет понятно... Только не порвите листок! (Дети выполняют задание.) А теперь давайте развернем этот лист, разглядим его и положим перед собой. Вспомните, о каких страхах мы сегодня с вами говорили. Какие ваши привидения: веселые или грусные? А может, они очень страшные и постоянновас пугают, стараются вас схватить или еще что-то сделать? А может быть, у вас еще есть другие страхи? Давайте их нарисуем на этом разглаженном листе, а потом расскажем о своем рисунке. Ведущий обещает сжечь страхи, а пепел разеять по ветру, чтобы они больше не вернулись к детям. |
4 | Закрепление полученных впечатлений и навыков | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
ЗАНЯТИЕ 7
Материалы: краски, карандаши, восковые мелки, бумага для рисования, кисточки.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие: востановление впечатления предыдущего занятия. Введение ритуального действия. | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Показать собственные возможности в преодолении страхов | Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь») | Тема «Когда ты боишьяс и что с этим делать?» Рисование (материал по выбору детей) Ведущий:Ребята, что мы рисовали напрошлом занятии? Да, в самом деле — мы рисовали свои страхи. Когда я собирала эти рисунки, то решила, что навсегда избавляю вас от страхов, сожгу их, а пепел выброшу — ностраное дело! Рассмлтрев эти «страшилки», ваши «боюськи», я вдруг почувствовала, что мне их жаль. Да-да! Предствляете, каково им приходится, таким страшным, ужасым и непривлекательным! Никто их никогда, наверное, не любил. Может, потому они такие стали? Как вы считаете? Позитивное изменение рисунка. Дети работую с вопросами и заданиями. Ведущий: А может, стоит по другому на них посмотреть, поколдавать кисточкой или карандашом, жизнь этих «страшилок» наладится? Как вы думаете, чего им не хватает? Нарисуйте! Им лучше? Они рады? Какими они станут? Нарисуйте (дети выполняют задание) Теперь они вам больше нравятся? А страшные они теперь? Обсудив получившиеся рисунки, дети приходят к выводу, что они совсем не страшные. |
3 | Закрепление полученных впечатлений и навыков | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
ЗАНЯТИЕ 8
Материалы: краски, карандаши, восковые мелки, бумага для рисования, кисточки.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие: востановление впечатления предыдущего занятия. Введение ритуального действия. | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Снятие оставшихся страхов | Рисуночная терапия | Тема «Преодолеваем страхи» Рисование Ведущий подсказывает тему рисунка каждому ребенку, учитывая результаты проективной диагностики или оставшиеся страхи по списку. Предлогается разделить лист по полам: а) на одной половине ребенок рисует свой страх; б) далее проводится индивидуальная беседа по рисунку: « Как ты думаешь, что надо сделать, чтобы победить этот страх? Нарисуй это». Если ребенок затрудняется, взрослый подсказывает варианты: - предвидеть что съел волшебную конфету и превратился в великана, а страх по величине (Баба Яга или др.) остался прежним, ведь конфета была одна; - предложить нарисовать встречу со своим страхом (Змеем Горынычем, Кикиморой или др.), которые живут в стране Лилипутии, где обитают только маленькие жители и т.д. По окончании занятия каждому ребенку выражается одобрение по поводу выполнения задания, отрицание страха закрепляется похвалой. Если из беседы видно, что страх сохранился, то рисунок откладывается в сторону или в ящик без коментариев или сопровождается словами: «ничего», «всему свое время», «идем дальше» и др. |
3 | Закрепление полученных впечатлений и навыков | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
ЗАНЯТИЕ 9
Материалы: жидкая краска-гуашь, бумага, кисточки.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие: востановление впечатления предыдущего занятия. Введение ритуального действия. | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Диагностика и коррекция: - снятие агрессии и стахов; - развитие воображения.
| Проективная методика «На что похоже?» Рисуночная терапия | Игра «Кляксы» (используется жидкая краска-гуашь) Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть кляксу на лист и сложить лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная клякса. Агрессивные или подавленные, тревожные дети выбирают краску темных цветов. Они «видят» в кляксах агрессивные сюжеты (нападение, драку, страшное чудовище и др.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия, страх нападения, страх учдовищь и т.д. выходят во вне, тем самым ребенок освобождается от негативных эмоций. Если ребенок выбирает светлые краски и «видит» приятные вещи (бабочек, сказочные букеты, стрекоз и т.д.) - прослеживается положительная динамика преодоления страхов. Замечания к игре. 1. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. 2. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиренивые тона (цвета грусти). 3. серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными, расторможенными (это говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении). 4. Возможны и такие ситуации, когда дети выбирают цвета индивидуально, тогда не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием ребенка. |
3 | Закрепление полученных впечатлений и навыков | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
ЗАНЯТИЕ 10
Матениалы: клей, бумага, кисточки, фломастеры
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие: востановление впечатления предыдущего занятия. Введение ритуального действия. | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Диагностика и коррекция: ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страха, изображение себя в активной, противостоящей страху позиции | Рисуночная терапия. Беседы о страхе. | Рисование на тему « Как я победил свой страх» («Нарисуй, что ты уже не боишься») Ведущий: Мы с вами уже очень много говорили о страхах: о волках, прячущихся в густом лесу, пауках с длинными мохнатыми лапами, о грохочущем над головой громе и сверкающей молнии, о Бабе Яге, которая хотела пробраться к вам в дом или влететь в раскрытое окно, когда никого не было дома, о ядовитых змеях (ведущий перечисляет страхи, которые преобладали у детей, учавствующих в тренинге). Но на самом деле страшным это только кажется. Волки давно сами прячутся от людей в дальних лесах. Их даже берут под охрану, подумайте — откуда волку появиться в городе? Змеи при виде человека стараются поскорее удрать восвояси. Гром — это просто громкий звук. Разве звук может причинить вред? Баба Яга живет только в сказках. Ей никогда не выбраться их книжки. Подумайте. Ваши мысли — самое лучшее оружие против страхов. Ведь прежде чем люди сделали себе доспехи: мечи, луки и стрелы, клинки и сабли, они их придумали. Если вы как следует подумаете , то станете вооруженными против страхов и победите их, всех до одного! Сообщается тема занятия. Детям предлагается разделить лист пополам. Нарисовать свой страх на одной половине листа, а на другой — нарисовать, как победил свой страх, то есть изобразить себя не боящимся, а в активной, противостоящей страху позиции. Дети выполняют работу. Перед просмотром рисунков дается совет: « Если ты перестал бояться того или страха, изображенного на твоем рисунке, то скажи, что перестал, если нет, то скажи, что еще боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «хорошо», «молодец». За обсуждением следует игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка. Диагностика: Если автор рисунка не включает себя в сюжет изображения, где он обязан быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер (фобию) |
3 | Закрепление полученных впечатлений и навыков | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
ЗАНЯТИЕ 11
Материалы: краски -акварель, рулон бумаги, кисточки.
№ | Цели и задачи занятий и упражнений | Методы и техника работы | Содержание занятий |
1 | Приветствие: востановление впечатления предыдущего занятия. Введение ритуального действия. | Обмен переживаниями и выполнение группового правила | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
2 | Движение к позитивному изменению, закрепление приобретенного опыта | Рисуночная терапия. Рассказы детей. | Рисование (акварель) Ведущий: А сейчас на память о наших чудесных встречах давайте нарисуем совместную картину о том, что вам больше всего запомнилось и понравилось на наших встречах. У меня есть огромный релон бумаги, на нем для каждого есть местечко, каждый нарисует то, что захочет. Ну, за дело, художники! (Дети рисуют) По окончании работы дети рассказывают о самом памятном из состоявшихся встреч. |
3 | Закрепление полученных впечатлений и навыков | Обсуждение по кругу | Упражнение: «Поделись улыбкою своей и передай комплементы соседу по кругу» |
Список литературы.
1. Иванова Н.Ф. - «Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет», Волгоград: 2009
- Эберлейн Г. - «Страхи здоровых детей», Москва, 1981 г.
- Захарав А.И. - « Как помочь нашим детям избавиться от страхов» , Москва: 1997
- Вологодина Н.Г. - «Детские страхи и днем и ночью», Ростов-на-Дону: 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа коррекции страхов у детей 5-7 лет
программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Психокоррекционная программа по преодолению страхов у детей 5 -7 лет с использованием рисуночных методик
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:·Совершенствования умения у детей передачи своего эмоциона...
«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Вашему вниманию я предлагаю рисуночные методики они являются диагностическим (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в р...
Консультация на тему : "Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов"
Консультация на тему:«Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов» В последние годы в России, так же к...
Использование рисуночных методик в коррекционной практике педагогов.
Консультация для воспитателей....
План по самообразованию «Использование рисуночных методик в коррекционно- развивающей практике логопеда»
Для специалистов привычным стало разделение методов работы с детьми на вербальные и невербальные. Логопед часто ассоциируется с человеком, который по преимуществу развивает речь ре...