Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
статья (старшая группа) по теме
В современной психологии и социологии чтения термин« читатель» распространяется и на ребёнка ─ дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания, книги, свойст- венные слушанию в той же мере, что и чтению. Ученые (А.В.Запорожец , Д.Б.Эльконин, Л.С.Славина, Д.М.Ароновская, Н.С.Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отноше- ние к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_i_ponimaniya_detmi.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия и понимания детьми
литературных произведений разных жанров.
В современной психологии и социологии чтения термин« читатель» распространяется и на ребёнка ─ дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восприятия и понимания, книги, свойст- венные слушанию в той же мере, что и чтению. Ученые (А.В.Запорожец , Д.Б.Эльконин, Л.С.Славина, Д.М.Ароновская, Н.С.Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отноше- ние к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия худо- жественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.
В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода , имею- щих резкие качественные различия и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно точно опредилил К.И.Чу- ковский Первый длится от «двух до пяти» ─ когда малыш еще недостаточ- но отчетливо отделяет жизнь от искусства. После пяти лет начинается второй период ─ когда искусство, в том числе и искусство слова, отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, становиться самоцен- ным.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного воз-раста развивается и совершенствуется. Л.М.Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения.
Младший дошкольный возраст. Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понима- ния художественного произведения от непосредственного личного опыта ре- бенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представле- ниями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним, часто осознаются неверно. Иногда дети нео- жиданно по-своему осмысливают самые, казалось бы, простые вещи . На- пример, строчки из стихотворения А.Барто « Девочка ─ ревушка» ─ «Не- куда я не пойду! Мне не нравиться в саду» и «Ой, пойду обратно, дома неприятно» ─ некоторые трехлетние малыши пересказывают по-своему, в соответствии со своими первыми « детсадовскими » впечатлениями: «Она топнула ногой, не хотела в детский садик идти……Она потом не хоте- ла из детского садика уходить».
Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания геро- ев и событий ; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят.
В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений.
Слушая литературные произведения, дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построе- ние сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказы- вают младшим дошкольникам(« Теремок », « Волк и козлята », « Колобок », « Репка » и др. Если прямая связь событий прерывается по ходу сюжета появляется скрытый замысел, то существенно усложняет восприятие, а порой приводит к непониманию произведения. Например, дети не всегда отчетливо осознают содержание сказки братьев Гримм« Заяц и ёж » или даже совсем простой сюжет сказки « Маша и медведь ». Многие малыши не улавливают скрытого замысла девочки Машеньки и в связи с этим непра- вильно понимали некоторые события и поступки героев сказки. Пересказы- ваяя ее, дети «спрямляют» сюжет, опуская эпизоды, где Маша прибегает к хитрости. Схема пересказа нередко бывает такова: Маша попадает к медведю ─ печет пирожки ─ медведь доставляет ее к бабушке с дедушкой. В своих пересказах дети исключают основной конфликт и вся история приоб- ретает не вполне соответствующий оригиналу благополучный характер. Определенную трудность восприятия вызывают у малышей сказки с двух- частной композицией, сюжет которых объединяет несколько историй(«Лиса и волк», « Кот, петух и лиса » и др. Обычно ребенок улавливает и воспро- изводит одну из историй (частей ) сказки.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребен- ка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре ─ иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то , что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети по- ложительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь» ─ «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес », ─ игнорируя то обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.
Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено.Ребе- нок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному ис- ходу событий, торжеству добра над злом.
Вместе с тем в этом возрасте эмоциональное отношение детей к героям часто бывает не связано с текстом. Оно определяется ограниченным жизненным опытом детей, который не всегда дает возможность правильно понять произведение. Так, мишку из сказки теремок ребенок называет хорошим только потому , что у него дома есть любимая игрушка ─ мишка.
Cвоеобразие восприятия литературных произведений у детей 2─4 лет заключается в том, что при осмыслении текста малыш опирается главным образом на имеющейся у него непосредственный опыт ещё очень ограни- ченный . Личный опыт превалирует над осознанием текста ,мешая ребенку понять те литературные ситуации, которые не совпадают с его жизненной
Есть и еще одна характерная для младшего дошкольника особенность кото- рую отмечают исследователи детства, ─ это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, выразительной интона- ции. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радост- ной, плясовой. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора , повторяя слова , восклицания , интонации ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух , отчего литература становится для него поистине родной.
Средний дошкольный возраст. После четырех лет у ребенка наблю- даются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогаще- нием его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Как свидетельствуют исследования ( А.В.Запорожец, Т.И.Титаренко, О.О.Хоменко и др), дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами , чувствуют законы сказочной фантастики , возможность или невозможность переноса в сказке функции одного предмета на другой.
На этом рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в лите- ратурных произведениях реальное от фантастического возникает возможно- сть постепенно формироватьь первые представления о некоторых особеннос- тях жанра ( сказка, рассказ ,небылица и др.). На данном возрастном этапе ин- тенсивно развивается воссоздающее воображение, оно становится более самостоятельным. Оно помогает проникновению в авторский замысел фор- мирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства. Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующее воображение ни в коей мере не отменяет , не отрицает положительную функцию иллюстрации.
На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, спо- собны при необходимости вычленить из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев ,дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребенок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок 4─5 лет прежде всего активный соучастник изображае- мых событий; он переживает их вместе с героями.
Многие исследователи ( А.В.Запорожец, А.М.Леушина, Н.Х.Швачкин, С.Я.Маршак, К.И.Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрас- те новое, особое отношение детей к языковым явлениям ─ ярко выраженную реакцию на СЛОВО, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести, его обыграть ,осмыслить.
Старший дошкольный возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению много- образных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Самыми любимыми у детей становятся волшебные сказки с их чу- десным вымыслом ,фантастичностью, развитым сюжетным действием, пол- ным конфликтов, препятствий ,драматических ситуаций, разнообразных мо- тивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), c яркими характерами героев. Русские народные сказки (« Морозко » ,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка », «Сивка –бурка» и многие другие) открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непременной борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их .
Очень популярны у детей “толстые» книжки полные, хитросплетений, интриг и приключений ( «Золотой ключик или Приключение Буратино » А.Толстого, «Приключение Чиполлино »Дж. Родари, « Приключение Незнайки и его друзей » Н.Носова, « Дядя Федор пес и кот» Э. Уcпенского и др.). Они удовлетворяют потребности детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.
Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.
Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, и в частности литературный , проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову. У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное , яркое слово но и осознавать его роль в тексте.
Усложняется и понимание литературного героя, он начинает прони-кать и в чувства мысли. В связи с этим становиться доступным восприятию не только герой с однозначным характером плохой или хороший, но и более сложный чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступ- ками, нравственными переживаниями, сложными мотивациями. Возмож- ность проникать в сферу внутренней жизни героя связана с формированием умения сопереживать, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствам.
Формирование у ребенка способности улавливать эмоциональный подтекст произведения, но далеко не всякий подтекст доступен детям. Вместе с тем огромное удовольствие , получаемое детьми от слушания басен и сказок Андерсена, яркий эмоциональный отклик, искрений интерес к событиям и героям дают основание рассматривать данный уровень понимания как определенный этап будущего полноценного восприятия произведений подобного рода.
Таким образом, видно, что в течение всего дошкольного периода проиcходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Это обстоятельство заставляет нас, педагогов тщательно продумывать вопросы связанные с чтением книг детям дошкольного возраста, и прежде всего отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. Учебное пособие
для студентов средних педагогических заведений. М.: Академия,1997
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие
для студентов ВУЗов. М.: Просвещение,1981
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского
сада. Пособие для воспитателя. М.: Просвеение,1983
4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. Методическое
пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
М.: Просвещение 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода , имею- щих резкие качественные различия и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно то...
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
В современной психологии и социологии чтения термин« читатель» распространяется и на ребёнка ─ дошкольника, не умеющего...
Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста.
Особенности восприятия и понимания картин детьми дошкольного возраста....
Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...
Особенности восприятия и понимания детьми поэтических произведений.
Малые жанры фольклора, их использование в разных возрастных группах.Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и...
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка...
Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми дошкольного возраста
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, ...