Особенности восприятия и понимания детьми поэтических произведений.
методическая разработка на тему
Малые жанры фольклора, их использование в разных возрастных группах.
Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей.
Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной, лирической или драматической.
В повествовательном стихотворении рассказывается какая-то история.
Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта.
В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия и понимания детьми поэтических произведений.
Малые жанры фольклора, их использование в разных возрастных группах.
Поэтическое слово занимает видное место в работе дошкольного учреждения, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей.
Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной, лирической или драматической.
В повествовательном стихотворении рассказывается какая-то история.
Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта.
В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу.
В детском саду поэтические произведения:
читают детям для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи
лирические занятия,
учат стихи наизусть,
драматизируют,
инсценируют,
разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений)
В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения.
Ученые и психологи выделяют три стадии восприятия поэтического произведения:
Первая стадия - непосредственное восприятие произведения, то есть воспроизведения и переживания образов произведения. На этой стадии ведущую роль играет воображение, произведение воспринимается "сердцем", а потом уже умом.
Вторая стадия - понимание содержания произведения. Ведущим становится мышление, и поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально пережито, оно не отражает эмоциональности восприятия произведения, а углубляет его.
Третья - влияние художественной литературы на личность ребенка как конечный результат восприятия художественных произведений.
Влияние на личность ребенка должно быть положительным. Поэтому логично, что к произведениям художественной литературы, с которыми знакомят детей, должны определенные требования.
простота и четкость ритма;
краткость самого стишка и отдельных строк;
простота и ясность знакомых детям образов;
при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших;
разнообразие видов поэзии.
Рассмотрим кратко каждый из вариантов занятий.
В старших группах практикуется проведение лирических занятий.
На таких занятиях воспитатель особое внимание уделяет лирической атмосфере. Этот вид занятий интегрирует музыку, живопись, литературу. Центральным звеном этого сочетания является искусство слова, поэтому желательно, чтобы поэтические образы стихотворного текста нашли своеобразное отражение в репродукциях картин, музыкальных произведениях, детских рисунках.
Цель этих занятий - воспитывать художественно - эстетическое восприятие образной сущности, мелодичности, ритма, красоты поэтического слова, ощущение выражение ясности языковых средств, придают особую наглядность картинам стихотворения.
Большое значение на этих занятиях предоставляется правильно организованной речевой работе:
- художественному анализу образной строения стихотворного текста (через конкретные вопросы, выявляющие степень осознания значения выразительных языковых средств;
- подбор сравнений;
- уточнений;
- построение синонимических рядов;
- поиск антонимических пар.
Выполнение творческих заданий лирического направления, разыгрывание психологических эмоционально ярких этюдов, подбор иллюстраций, рисование по теме, творческий рассказ - все это поможет детям глубже прочувствовать идею и характер стиха, привлечет внимание детей к высокой поэзии.
Как вариант занятия на основе поэтических текстов является использование стихов-шуток. Шуточные стихи, стихи-размышления помогают развить выразительность, точность речи, а также способствуют становлению поэтического вкуса, воспитывают интерес к красоте художественного слова. Благодаря шутливой ситуации дети воспринимают их охотно, весело, как игру, поэтические шутки. Эти фрагменты прекрасно дополняют разнообразные коллективные занятия, оживляют бытовые моменты, поднимают настроение, когда-либо украшают детские развлечения.
Для использования этих стихов необходима доброжелательная, приятная атмосфера в группе, воспитатель, поддерживает хорошее настроение детей, демонстрирует им богатые возможности культурного проявления веселого настроения.
Следующим вариантом работы мы рассмотрим изучения стихотворения наизусть.
Согласно традиционной методике ознакомления дошкольников с художественной литературой, одним из обязательных фронтальных или групповых видов литературных занятий считалось заучивания наизусть стихов. Но исследования психологов показали, что заучивание наизусть - процесс глубоко индивидуальный, связанный с особенностями памяти, эмоциональной сферы каждого ребенка, поэтому его нельзя приспосабливать к коллективной форме организации занятий. Настаивать на этом - насиловать детскую природу.
Есть множество самых дидактических приемов, которые способствуют развитию основных каналов восприятия у детей дошкольного возраста. Особого внимания взрослого требует проявление уважения к природным особенностям ребенка дошкольного возраста. Сколько детей - столько физических, психологических и социальных портретов. Именно поэтому нужно учитывать методы заучивания, которые лучше
подходят ребенку.
Методы заучивания поэтических произведений:
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной линией. Ваши изобразительные способности здесь не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания «каляки-маляки» особенно не влияют.
Главное - принцип. Затем, по-вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Это так называемая мнемотехника - использование мнемотаблиц.
Двигательный
Предлагаете ребенку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» построчно на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем.
Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем наугад». Здесь основной принцип заключается в том, что ребенку-кинестетику (то есть такой, которой нужно не только посмотреть, но и потрогать, мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том, же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученный стих можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает? ». В дальнейшем его повторяют при соответствующих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.
Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не в строку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слуховая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким детям два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение полностью.
Логический
Не у многих дошкольников ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. Вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы вынуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз после вашего считывания, пусть ребенок вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
С детьми старшей группы 1-2 раза в год проводят вечера поэзии, на которых дети читают, драматизируют и инсценируют знакомые стихи.
Работа над игрой-драматизацией начинается с подбора художественного произведения. Сюжет его должно быть динамичным и интересным, богатым диалоги, яркие персонажи. Без этого невозможно заинтересовать детей произведением, его героями.
Игра-драматизация. Она заключается в изображении, разыгрывании в лицах литературных произведений с сохранением последовательности эпизодов. Сюжет игры, последовательность событий, роли, поступки, речь героев определяются текстом литературного произведения. Игра-драматизация происходит с заданным сюжетом и предусматривает роли, регламентированы пределами авторского текста. Детям необходимо дословно запомнить текст, осознать ход событий, образы героев сказки или рассказы и изобразить их именно такими, какие они в произведении. Литературное произведение своему содержанию определяет, какие действия необходимо выполнять, однако он не содержит указаний относительно способов их воплощения - движений, мимики, интонации. Такая игра значительно сложнее для детей, по сравнению с той, в которой наследуется увиденное в жизни. Она помогает увидеть идею произведения, его художественную ценность, учит детей выражать свои чувства, способствует развитию памяти, речи, проявления самостоятельности, творчества в отборе изобразительных и выразительных средств для создания образов.
Большое значение в развитии речи детей является знакомство с устным народным творчеством. Песенки, потешки, прибаутки — накопленные веками передают мудрость, лиризм, юмор. Сегодня одной из самых актуальных задач является развитие коммуникативных умений детей; показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевах, закличках, потешках, прибаутках, загадках и обрядах. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Важно помочь дошкольникам освоить богатство родного языка и успешно развивать их эмоционально- мыслительную сферу.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.
Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
В современной психологии и социологии чтения термин« читатель» распространяется и на ребёнка ─ дошкольника, не умеющего...
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
В эстетическом развитии дошкольников выделяют два периода , имею- щих резкие качественные различия и тесно связанных с развитием личности ребенка в целом. Границы этих периодов довольно то...
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
В современной психологии и социологии чтения термин« читатель» распространяется и на ребёнка ─ дошкольника, не умеющего...
«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...
Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...
Статья «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В статье кратко представлена методика развития музыкального мышления у детей Н. В. Сусловой....
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка...
- Мне нравится (1)