Роль малых фольклорных форм (загадки) в формировании речи дошкольника
материал (средняя группа) по теме
Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_zagadok_seminar.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль малых фольклорных форм (загадки) в формировании речи дошкольника
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой.
Загадка – малый жанр фольклора
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Развитием речи дошкольников малыми фольклорными жанрами занимались такие ученые как: Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохима, А.М. Бородич, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич и др. В своих работах они не обошли стороной загадку, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Известный фольклорист В.И. Чичерова дала такое определение загадке, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса ».
Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе вы можете предлагать детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.
К загадкам первого уровня сложности относят:
- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);
- загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.
Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.
Загадки второго уровня сложности включают:
- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;
- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.
Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.
Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т. д. )
Принципы отбора загадок для дошкольников
При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Предлагая ребенку народные загадки, начните с самых простых. У ребятишек-дошкольников уже достаточно жизненного опыта, чтобы с небольшой вашей помощью их отгадать.
Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)
На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворечник и скворец)
Летом одевается, зимой раздевается. (Дерево)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (Гриб)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит. (Подсолнух) Вырос в поле дом, полон зерном. (Колос)
Конь бежит – земля дрожит. (Гром)
Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся. (Дождь)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Четыре братца под одной шляпой. (Стол)
Между двух светил я в середине один. (Нос)
Стоит отметить, что загадки с завуалированным смыслом не смогут разгадывать малыши до 3-4 лет. Им не ясны иносказания, они понимают все буквально. Отгадывая народные загадки, помните самое главное: важно не то, чтобы ребенок быстро отгадал загадку, а чтобы он искал ответ. Именно процесс разгадывания развивает мышление ребенка, учит его думать.
Подскажи словечко
Очень любимы детьми и загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" – загадки попроще. Не спешите подсказывать, дайте крохе найти ответ самому.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", - я лесная кошка… (рысь)
Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это?.. (петушок)
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке… (кабачок)
Вяжет мама длинный шарф, потому что сын - … (жираф)
Для ребятишек постарше и загадки подбираем чуть посложнее:
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый… (василек)
"Спинка в веснушках. Ах, как неловко!" – И покраснела… (божья коровка)
Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… (иней)
Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, вот и назван… (ежевика)
Злая, как волчица. Жжется, как горчица! Что это за диво? Это же… (крапива)
В колючках еж и ерш, но сразу разберешь: Кто ежится, тот… (еж), а кто ершится - … (ерш)
После того, как ребенок будет легко отгадывать загадки-рифмовки, предложите ему кое-что потруднее. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Судите сами: быстрее всех от страха несется… Так и хочется добавить "черепаха", правда? Вероятнее всего именно так и скажет малыш. Но, разве черепаха может нестись "быстрее всех"? Конечно, нет. Правильная отгадка – заяц. Подобные загадки учат малыша думать и быть внимательным, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора. Ну что ж, давайте попробуем отгадать еще несколько таких веселых загадок.
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна) Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая ... лисица (белка)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)
Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)
На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)
Хвост веером, на голове корона. Нет птицы краше, чем… ворона (павлин)
В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка)
В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)
Над лесной полянкой ночью долго слышался кошмар: ухал, ахал, выл по-волчьи и пугал зверей… комар (филин)
По сосне, как в барабан, застучал в лесу... кабан или баран (дятел)
Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)
Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. Мышей (собаки, конечно)
Говоря о всевозможных загадках, нельзя не вспомнить замечательные рифмовки А. Шибаева из серии "Буква заблудилась". Многие наверняка помнят эти забавные строчки еще со времен своего детства. Их печатали на страницах журнала "Веселые картинки". И, конечно, будет непростительным упущением, если мы не познакомим с ними наших малышей. Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки. Эти веселые стихи донесут до ребенка важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу. Это такая же игра, как и стихотворение Б.Заходера "Кит и кот". Просто переставили буквы, а получилось, что кот плавает в океане, а кит пьет из блюдца молоко и мяукает на крыше. Прочитайте малышу эти загадки, посмейтесь вместе над комичностью ситуации, а потом найдите ту самую "заблудившуюся" букву и расставьте все на свои места. Что же получилось?
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук с длинными усами! Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом. На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.
Забодал меня котёл, на него я очень зол.
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Закричал охотник: "Ой! Двери гонятся за мной!"
Сели в ложку и – айда! – По реке туда-сюда!
Загадки на смекалку. В эту группу входят особые загадки, в решении которых не поможет ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Эти задачки одинаково трудны и для маленьких, и для больших. Смекалка (или, говоря иначе, догадка) – это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Вопреки расхожему мнению, смекалка – не врожденная особенность. Она, так же как и другие мыслительные функции, поддается тренировке и совершенствованию. Непременно включите в свои игры и занятия с детьми эти хитрые загадки. Они тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат малыша мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть некоторое лукавство, подвох, недоговоренность, многозначность. Поэтому, загадки на смекалку всегда труднее "честных" задачек на логику. Здесь не помогут рассуждения, нужно просто догадаться. Примерно так и отгадывается известная загадка К.Чуковского о Кондрате, который шел в Ленинград и встретил ребят. Бесполезно считать, сколько лукошек, котят и кошек несли ребята в Ленинград. Ведь тащили-то они все это добро вовсе не в Ленинград, а в Кострому. И всем известная загадка про "А и Б, которые сидели на трубе" тоже из этой серии. Итак, вот вам несколько загадок, на которых ребенок сможет потренировать свою смекалку. Возможно, вам сначала придется помочь ему увидеть в этих загадках подвох, розыгрыш, научить решать подобные головоломки. Как говаривали древние: "Совершенствуйтесь и совершенствуйте ваших детей"
От чего плавает утка (от берега).
За чем язык во рту (за зубами).
Сколько концов у трех палок? А у четырех? А у четырех с половиной? (6, 8, 10).
Горело 7 свечей. Две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (Или две или семь. Две, потому что остальные сгорели. Семь, потому что ничего не сказано какие именно свечи нужно считать. Две погасшие да пять горящих - всего семь.)
На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот).
На столе лежат 3 карандаша разной длины. В середине самый длинный. Как его удалить из середины, не трогая его? (Нужно переложить любой крайний карандаш).
Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).
Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (5 минут).
Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца (3 минуты).
Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров. Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана).
Могут ли быть на яблоне яйца? (Да, в птичьем гнезде).
Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги (2 кг).
Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха? (Нам понятно, что весят они одинаково. Но для малыша это совершенно не очевидно. Скорее всего, он ответит, что тяжелее железо. Это хороший повод поговорить о весах, массе и всем, что с этим связано).
Когда мальчика называют женским именем? (Когда он соня).
Перечисли пять дней подряд, не называя чисел и дней недели (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит ребенка говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем.
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.
Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:
- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.
Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:
- установить, в общем виде, что нужно искать;
- установить, где нужно искать;
- выявить все оставшиеся признаки;
- выдвинуть предположение-отгадку;
- объединить установленные признаки;
- сделать итоговый вывод.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Ю.Г. Илларионова рекомендует организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?"
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле". Мы показываем несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю.Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, можно опираться на систему Е. Кудрявцевой, которая более детально рассмотрела данный аспект и предложила использовать дидактические игры. Она также считает необходимым учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь, считает Е. Кудрявцева, выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка: "Жидко, а не вода, бело, а не снег" после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях Ю.Г. Илларионова рекомендует не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о каком-либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. Например, занятие – знакомство с весенними растениями.
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать?
В белой шубке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся. Конфуций говорил:
«Что я слышу – я забываю,
Что я вижу - я помню,
Что я делаю - я понимаю ».
Методика обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1 (приложение1)
Какой?
Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | монета |
Шипящий | вулкан |
Круглый | арбуз |
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Блестящий | Начищенная монета |
Шипящий | Проснувшийся вулкан |
Круглый | Спелый арбуз |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
После освоения модели "Какой - Что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2 (приложение 2)
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Новенький паровозик |
Собирает | Хорошая хозяйка |
Семенит | Ребенок, который учится ходить |
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Что делает? | Что (кто) делает так же? |
Пыхтит | Сломанный чайник |
Собирает | Жадина |
Семенит | Старый гном |
Модель 3 (приложение 3)
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? | Чем отличается? |
- На что похож гриб? - На мужичка. | - А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды. |
- Еще на что похож? - На дом. | Но без окон. |
- А еще на что похож ? - На зонтик. | Но у зонтика тоненькая ручка. |
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как" или “На”, "Но на" или “Но без”.
На что похоже? | Чем отличается? |
Мужичок | Нет бороды |
Дом | Нет окон |
Зонтик | Тоненькая ручка |
Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.
Алексеева М. М. , Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М. : Академия, 1999.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.
Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986. -№9. -С. 23-26.
Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.
Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990. -№7
Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение, 1981.
Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание. -1995. -№1. -С. 59-66.
Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983. -№7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3» г. БРОННИЦЫ
Консультация для воспитателей
«Роль малых фольклорных форм (загадки) в формировании речи дошкольника»
Логопед: Калинина О.Н.
г. Бронницы, 2012г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3» г. БРОННИЦЫ
Семинар-практикум для воспитателей
«Роль малых фольклорных форм (загадки) в формировании речи дошкольника»
Логопед: Калинина О.Н.
г. Бронницы, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Малые фольклорные формы. Загадки, потешки»
Цель: развитие познавательных способностей, речевой активности детей. Задачи:Образовательные: -познакомить с жанром потешки;-уточнить представления о загадках;-научить отгадывать описательные заг...
Малые фольклорные формы в процессе развития речи дошкольников
Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий э...
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в речевом развитие младшего дошкольника"
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи: ...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Малые фольклорные формы. Загадки, потешки»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе....
Роль малых фольклорных форм в речевом развитии младшего дошкольника
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развити...
Развитие речи во второй младшей группе Тема: "Малые фольклорные формы Загадки, потешки"
Развитие речи во второй младшей группе...