Портфолио в педагогической практике
методическая разработка по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование портфолио в педагогической деятельности

Консультация для воспитателей

Современному педагогу необходимо быть не только профессионально компетентным и творчески активным, но и конкурентоспособным, умеющим достойно позиционировать себя среди коллег в различных дошкольных учреждениях. В этом может помочь подборка материалов, структурированных в «портфолио педагога».

Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий и их успехов, готовности к самосовершенствованию педагог состояться не может.

Краткое описание логики составления портфолио

Разделы портфолио педагога, их содержание могут варьироваться в зависимости не только от специфики образовательного учреждения, в котором он работает, стажа и уровня квалификации, но и от возраста, личных увлечений и других субъективных факторов.

Предлагаем выделить такие разделы:

  1. Визитная карточка;
  2. Профессиональная компетентность;
  3. Повышение квалификации; (рубрики: «Повышение квалификации», «Работа по самообразованию», «Материалы по обобщению передового педагогического опыта», «Методическая копилка»)
  4. Рейтинг педагога.

Визитная карточка

  1. ФИО
  2. Образование
  3. Образовательное учреждение, дата окончания
  4. Специальность по образованию
  5. Стаж педагогической работы
  6. Стаж работы в данном учреждении
  7. Уровень квалификации (квалификационная категория, дата присвоения)
  8. Прохождение курсов повышения квалификации
  9. Поощрения и награды
  10. Наиболее значимые достижения в профессиональной деятельности
  11.  Увлечения вне профессиональной деятельности, хобби.

Профессиональная компетентность педагога складывается из знания нормативно-правовых документов, на основе которых он осуществляет деятельность; владения теорией воспитания и развития личности ребенка, грамотных навыков в управлении педагогическим процессом и др. здесь уместно указать материалы «Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога дошкольного учреждения», «Глоссарий». 

Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога дошкольного учреждения

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. (Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 года).
  4. Устав МДОУ
  5. Концепция дошкольного образования
  6. Санитарно – эпидемиологические правила и нормы. Гигиена детей и подростков.
  7. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Глоссарий

Данный подраздел содержит словарные статьи, цитаты, определения педагогических, психологических и медицинских терминов, без знания которых невозможно осуществление качественного педагогического процесса.

(Образование, воспитание, развитие, формирование, обучение, социализация, индивидуализация, гуманизация педагогического процесса, личностно-ориентированное взаимодействие, сензитивные периоды, качество дошкольного образования, образованность, компетентность, портфолио ребенка, основные сферы развития личности ребенка (здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-речевое развитие).

Творческий педагог способен:

самостоятельно овладеть новыми знаниями, способами, приемами;

переосмыслить собственную деятельность в свете новых познаний;

разработать новые методы, приемы, формы, средства или модифицировать их;

умеет эффективно использовать передовой опыт, находить оригинальные решения нестандартных проблем, изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации, анализировать и оценивать промежуточные и конечные результаты процесса, а так же создавать новые программы и технологии обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 В разделе «Повышение квалификации» материалы, иллюстрирующие профессиональный путь педагога, могут быть скомпонованы в рубрики:

«Повышение квалификации»,

«Работа по самообразованию»,

«Материал по обобщению передового педагогического опыта»,

«Методическая копилка».

Повышение уровня квалификации

Изучение достижений, интересов и затруднений в организации образовательного процесса в ДОУ (самодиагностика педагога)

Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других.

С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностическую карту (анкету).

Варианты ответов: не владею, владею частично, владею свободно.

Анкета

Знания и навыки организации образовательного процесса

(самодиагностика педагогов)

Содержание вопроса

Вариант ответа

Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

Владение педагогической диагностикой

Выбор типа занятия и темпа его проведения

Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)

Умение планировать учебно-воспитательный процесс

Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимальных сочетания и соотношения

Использование методов, направленных на развитие воспитанников

Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

Использование здоровьесберегающих технологий

Обеспечение благоприятных условий в группе:

  1. развивающих;
  2. гигиенических;
  3. эстетических

Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития дошкольников

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения, педагогу необходимо сформулировать  тему по самообразованию.

Тема по самообразованию

Индивидуальный перспективный план по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2008/2009


2009/2010


2010/2011


Курсы повышения квалификации

Дата прохождения

Место прохождения

Документ

Количество часов

Название курсов

Посещение и проведение мероприятий в рамках профессиональной деятельности

Одним из средств повышения профессионального мастерства педагога дошкольного учреждения является проведение разнообразных открытых мероприятий: занятий с детьми, кружков и факультативов, родительских собраний и лекториев, досуга, спортивных праздников и т.д. для учета мероприятий и результата их эффективности можно использовать данную таблицу.

Дата и место проведения

Группа, возраст и число детей

ФИО педагога

Тема, цель мероприятия

Содержание

Выводы по анализу занятия (самоанализ)

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения во многом зависит от его аналитических умений, т.е. умения наблюдать, анализировать, диагностировать уровень проявления каждым ребенком ключевых компетентностей (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей), анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их воспитывающее воздействие и учитывать при организации педагогического процесса, выяснять причины, условия, характер ситуаций успеха и неудач.

Методическая копилка является своеобразным информационным банком, где могут храниться разнообразные материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.) Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.

Обобщение педагогического опыта. Данный раздел является гордостью каждого педагога. Его формирование (и заполнение в портфолио) происходит постепенно, с ростом профессионального мастерства. Этот раздел свидетельствует о значимости и успешности профессиональной деятельности и степени личностной самореализации педагога.

Обобщение прогрессивного педагогического опыта может быть осуществлено в различных формах: создания учебно-методического или учебно-наглядного пособия, выступление с докладом на педагогической конференции, семинаре, курсах повышения квалификации, создание фотоальбома или видеофильма, презентация опыта в электронном варианте, написание статьи и т.д.

 

Изучению и обобщению могут подлежать:

  1. Целостная система педагогической деятельности;
  2. Система работы педагога по какой-либо проблеме;
  3. Использование одного эффективного приема;
  4. Опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированным к современным условиям технологий (например, проектный метод);

Таким образом, изучению и описанию могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, дающие положительный результат и отвечающие требованию «не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников процесса.

Пожелания к описанию и оформлению педагогического опыта

Конкретность: раскрытие компонентов педагогического опыта (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.

Научность: соответствие описываемых компонентов их определениям в теории педагогики.

Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного педагогического опыта.

Жанр документа и форма распространения педагогического опыта зависят от уровня обобщения: практический (наиболее часто применяемый) уровень обобщения педагогического опыта: описание и (или) показ приемов и методов, результатов, системы работы;

Формы: открытое мероприятие, семинар-практикум, творческий отчет,  выставка, реферат. Справка;

Методический (наиболее продуктивный) уровень обобщения педагогического опыта: выделение ведущей педагогической идеи опыта, характеристика условий развития опыта, анализ результативности работы, подготовка методических разработок и рекомендаций; формы: педагогические чтения, школа педагогического опыта, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, методические плакаты, видеофильмы и др.;

Научный (наиболее способствующий мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта: научно-теоретическое обоснование опыта работы, практическая новизна опыта, комплексность опыта, его значение для развития теории и практики;

Формы: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии и др.

Для того чтобы коллеги могли творчески использовать обобщенный педагогический опыт, необходимо:

  1. Не только четко охарактеризовать содержание опыта, но и раскрыть его сущность в определенных теоретических положениях;
  2. Показать, при каких условиях были достигнуты оптимальные результаты педагогической деятельности;
  3. Обнажить трудности, возникающие при создании конкретного опыта.

Алгоритм описания педагогического опыта может быть следующим:

Что это (метод, прием, способ, технология и др.)?

Для чего это используется?

Как это осуществляется?

Какой результат это обеспечивает?

При каких условиях это можно осуществить?

Последовательность описания педагогического опыта может быть и совсем иной.

Раздел 4 Рейтинг педагога

Позиционировать себя в коллективе педагогу помогут разделы: «Визитная карточка», «Рейтинг педагога».

  1. Отзыв администрации о профессиональной деятельности педагога.
  2. Отзывы родителей о профессиональной деятельности педагога.
  3. Отзывы воспитанников профессиональной деятельности педагога.
  4. Результаты анкетирования участников образовательного процесса.
  5. Грамоты, дипломы, награды за участие в конкурсах, смотрах и т.п.
  6. Самоанализ педагога по реализации образовательных программ.
  7. Самоанализ педагога по аттестационным показателям.
  8. Анализ журналов динамики достижений детей группы.
  9. Рейтинг педагога среди педагогов ДОУ (критерии утверждены советом учреждения).

Критерии (баллы)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Уровень образования педагога

Высшее педагогическое (+5)

Высшее непедагогическое (+4)

Среднее спец. педагогическое (+3)

Ср. спец. не педагогическое (+2)

Другое (+1)

Квалификацион-ная категория

Высшая (+5)

Первая (+4)

Вторая (+3)

Стаж работы

1 год (+1)

5 лет (+3)

10 лет (+4)

20 лет (+5)

Число детей в группе

Ясли – 15 человек (+3)

Ясли – более 15 человек (+5)

1-я младшая группа 17 человек (+3)

1-я младшая–более 17 человек (+5)

Дошкольные группы: 20 человек (+2)

22 человека (+3)

Более 22 человек (+5)

Количество посещений (дней в году) одним ребенком

Ясли и сад – не ниже среднего по городу (+3)

Ясли 170 и более (+5)

Сад 180 и более (+5)

Количество дней в году, пропущенных одним ребенком по болезни

Ниже среднего по ДОУ (+3)

Ниже среднего по городу (+3)

Результат во время аттестации и аккредитации ДОУ

выше среднего по саду (+5)

На уровне среднего по саду (+3)

Качество реализации программы (% детей с высоким и средним уровнями развития

100% (+5)

90% - 100% (+4)

80% - 90 % (+3)

70% - 80 % (+2)

60% - 70 % (+1)

 Качество сформированности у детей основных компетентностей (% детей с 4м и 5м уровнями

80% - 90% (+5)

70% - 80 % (+4)

60% - 70% (+3)

50% - 60% (+2)

40% - 50% (+1)

Результаты самоанализа педагога по аттестационным критериям

Выше среднего по городу (+5)

Выше среднего по области (+4)

Выше среднего по ДОУ (+3)

На уровне среднего по ДОУ (+1)

Участие педагогов в ОЭР

На уровне области (+5)

На уровне города (+4)

На уровне ДОУ (+3)

Участие педагога в мероприятиях, конкурсах

Города (+5)

Микрорайона (+4)

ДОУ (+2)

Разработка

Программ, технологий, методик (+5)

Методических пособий (+3)

Трансляция педагогического опыта (открытое мероприятие, статья, доклад, мастеркласс и др.)

На уровне области (+5)

На уровне города (+4)

На уровне ДОУ (+3)

Наставничество (+3)

Удовлетворенность родителей деятельностью педагога (по результатам анкетирования - % положительных ответов

90% - 100% (+5)

80% - 90% (+4)

70% - 80% (+3)

60% - 70% (+2)

50% - 60% (+1)

Сумма баллов

Средний балл по ДОУ

Место

Литература

  1. Кучергина О.В. Портфолио педагога ДОУ/журнал «Управление ДОУ» - № 2. 2006.
  2. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. – М.: Новая школа, 1997.
  3. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А. Скоролупова. – М.: «Скрипторий» 2000», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Педагогическая практика по вовлечению педагогического коллектива и родителей воспитанников в формирование речевых навыков у детей

Показать на примере  логопедической недели, проводимой в ДОУ, как  можно вовлечь  педагогов и родителей к формированию речевых навыков у детей....

Приказ № 86 «О проведении муниципального конкурса педагогического мастерства "От новаторской идеи до педагогической практики"

Участвовала в экспертной деятельности, в номинации "Цифровая платформа как инновационный образовательный ресурс"...

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики)

Практика дистанционного сопровождения семей с детьми с ОВЗ через создание сообщества в социальных сетях (Инклюзивные Педагогические Практики) в ДОУ....

Портфолио по производственной практике ПП.05

На данной вкладке можно ознакомиться с результатами практики студентки группы 4 В Кубанкиной Кристины Евгеньевны ПП.05 Практика по подготовке методического обеспечения образовательного процесса....

Педагогическая практика: Формирование двигательных навыков и умений у дошкольников через практику «Игровая ритмика»

Игровая ритмика вносит новизну и разнообразие в двигательную деятельность ребёнка на основе сочетания физических упражнений с музыкальным сопровождением. Игровая ритмика  рассматривается как важн...