проект по пожарной безопасности "Знает сын и знает дочка: спичкам - НЕТ и это точка!"
методическая разработка по теме
проект по пожарной безопасности в ДОУ для всех возрастных категорий "Знает сын и знает дочка: спичкам - НЕТ и это точка!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по пожарной безопасности для всех возрастных категорий в ДОУ | 55.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр Развития Ребенка детский сад № 18»
ПРОЕКТ
по обучению детей дошкольного возраста
правилам пожарной безопасности
«Знает сын и знает дочка: спичкам – НЕТ и это точка!»
Разработали:
Челышева А.Ю. – заместитель заведующей по УВР
Маркова А.В. – воспитатель II квалификационной категории
Владимир - 2013
Пояснительная записка.
В связи с приказом Управления образования администрации города Владимира от 24.09.2012 г. № 1423-п в нашем ДОУ была создана творческая группа по разработке проекта по обучению детей пожарной безопасности. Авторами данного проекта являются: заместитель заведующей по УВР Челышева А.Ю., воспитатель подготовительной группы Маркова А.В., инструктор по ФИЗО Папурина И.М. Проект реализовывался в рамках месячника пожарной безопасности с 1 по 30 ноября 2012 года во всех возрастных группах дошкольного учреждения .
Проект посвящен актуальной проблеме воспитания у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе, как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание открывать что-то новое часто ставят детей перед реальными опасностями. Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция – он от страха прячется в укромный уголок, вместо того, чтобы покинуть опасное место, позвать на помощь… Подсчитано: на тысячу пожаров – сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожара, возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
- Воспитательные:
- воспитывать ответственность за свои поступки;
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
- воспитывать чувство уважения к труду пожарных.
- Развивающие :
- развивать у детей навыки основы пожарной безопасности;
- развивать интегративные качества личности дошкольника
( любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности);
-формировать определенные знания и умения ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.
- Обучающие:
- познакомить детей с профессией пожарных, раскрыть значимость их труда;
- познакомить с литературными произведениями по пожарной безопасности;
- обучение детей навыками правильных действий в случае пожара.
Принципы реализации проекта:
- принцип системности: систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
-принцип интеграции: интегрированный подход к организации процесса обучения с учетом возрастных особенностей детей;
- принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;
-принцип взаимодействия с семьями воспитанников: показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта; вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Субъекты проекта:
- Дети от 2 до 7 лет
- Воспитатели
- Родители
Ожидаемые результаты:
- овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара
- осознанное выполнение правил противопожарной безопасности
- изменение отношения родителей к данной проблеме
- наработка, обобщение и систематизация накопленного опыта
Срок реализации проекта: 4 недели
Этапы:
название | сроки | содержание |
Подготовительный этап | 1я неделя | - разработка Положения об участии в смотре-конкурсе - разработка плана проведения месячника - подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике. -подготовка дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности дошкольников - обновление предметно-развивающей среды. |
Основной этап | 2-3я недели | - реализация запланированных мероприятий |
Заключительный этап | 4я неделя | - предоставить результаты и итоги проекта -обобщить и распространить наработанный материал |
Интеграция образовательной области «Безопасность»
с другими образовательными областями
Образовательные области | Содержание | Возрастные категории | Ответственные |
«Познание» | НОД: «Огонь добрый, огонь злой» «Спички детям не игрушка» «Кто такой пожарный?» | 1 младшая | воспитатели |
«Осторожно, опасно!» «Огонь – друг, огонь – враг» | 2 младшая | воспитатели | |
«Пожарная безопасность в лесу» «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем» «Пожарные – люди отважные» | старшая | воспитатели | |
«О правилах пожарной безопасности» «Знакомство со службой 01» «Чтобы не было беды – лучше правила учи» | Подготовитель-ная к школе группа | воспитатели | |
- беседы: «Огонь – наш друг» «О пользе огня в жизни человека» «Отчего происходят пожары» «О труде пожарных» «Действия при пожаре» | все группы | воспитатели родители | |
- рассматривание иллюстраций, плакатов по теме «Пожарная безопасность» |
| воспитатели | |
- экспериментирование: «Какие предметы горят быстрее?» «Чем можно потушить огонь» | старшая | воспитатели | |
«Огонь – живой!» «Водой масло не потушишь» «Пожары загрязняют воздух» «Опасная свеча» | подготовитель-ная к школе группа | воспитатели | |
Конструирование пожарной техники из бумаги, конструктора, природного материала и т.д. | все группы | ||
«Коммуникация» | НОД: - Загадки по правилам пожарной безопасности | 1-ая младшая | воспитатели |
- Заучивание стихотворений, загадок, пословиц по теме -Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова к сказке «Кошкин дом» -Рассматривание игрушки и составление описательного рассказа «Пожарная машина» | 2-ая младшая | воспитатели | |
- Заучивание стихотворений, пословиц, загадок по теме - Загадки по правилам пожарной безопасности - Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» - Составление творческих рассказов по теме - Загадки по правилам пожарной безопасности | старшая | воспитатели | |
-Составление рассказов с заданными словами по картинкам(по серии картинок) -Моделирование, разбор ситуаций -Постановка театрализованного представления «Кошкин дом» - Театр на фланелеграфе «Рассказ о неизвестном герое» | подготовитель-ная к школе группа | воспитатели | |
Презентация книгоиздательской продукции: - «Про машину» - «Огонь – это опасно» - «Огонь – друг, огонь – враг» - «Костры» - «Несчастный случай» - «Царство спичек» - «Как Змей Горыныч огонь тушил» - «Уроки безопасности» - «Знаки противопожарной безопасности» | Старшая и Подготовитель-ная к школе группа | Воспитатели родители | |
«Социализация» | Экскурсии: - экскурсия по детскому саду - экскурсия в кабинет ОБЖ -Экскурсия в пожарную часть № 3 -Экскурсия в пожарную часть №1 Дидактические игры: - «Где чья машина?» - «Кому что нужно для работы?» - «Хорошо – плохо» - «Четвертый лишний» - «Опасные соседи» - «Если случится беда» - «Что нужно для пожарного щита?» - «Что сначала – что потом» - «Если возник пожар» - «Чудесные спички» - «Что на картинке?» - «Какие действия могут привести к пожару?» - «Это я, это я, это все мои друзья!» - «Как избежать неприятностей» - «Чрезвычайные ситуации в доме» - «Огонь – друг, огонь – враг» - «Пожарная мозаика» - «Что необходимо для тушения пожара?» - «Собери картинку» - «Огонь помощник и разрушитель» - «Собери пожарную машину» - «Опасно- не опасно» - «Друг-враг» Сюжетно-ролевые игры : - «Маша попала в беду» - «На приеме у врача» - «Готовим машину к рейсу» - «Не играй со спичками – это опасно «(игровая ситуация) - «Я – пожарный» - «Пожарная машина спешит на помощь» - «Пожарные на ученье» - «Спасатели» - «Подготовим машину» Подвижные игры: -«Огонь» -«Костер» -«Тушим пожар» (с песком) -«пожарные на учении» -«Спасатели» -«Перенеси предмет» -«Прела-горела» -«После пожара» -«Смелые пожарные» -«Что нужно при пожаре» Моделирование возможных опасных ситуаций на макете в игровом уголке -«Расставь противопожарные знаки» -«Какие места в квартире опасны?» -«Пожар в подъезде» -«Твои первые действия при пожаре» -«Если в квартире дым» -«Горит автомобиль» и т.д. Развлечение : - Показ детьми подготовительной к школе группы театрализованного представления «Кошкин дом» -Познавательная викторина «Огонь в сказке» -Блиц-турнир «Пожарная безопасность» Просмотр мультфильмов «Уроки осторожности» «Кошкин дом» «Рассказ о неизвестном герое» | 1-2 младшие Старшая гр. Подготовитель-ная группа Подготовительная группа Все группы Все группы Все группы Старшая Подготови-тельная Все группы | воспитатели узкие специалисты родители воспитатели Воспитатели |
«Здоровье» | Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи при ожогах Практическое занятие: «Осторожно! Угарный газ!» Практическое занятие: «Эвакуация и порядок ее проведения при пожаре» | Старшая и подготовитель-ная группы | Воспитатели, медсестра, заместитель заведующей по УВР, заведующая ДОУ |
«Художественное творчество» | НОД: - «Помоги зайке» (рисование на манке) | 1 младшая | воспитатели |
- «Пожарная лестница» (аппликация) -«Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом!» (рисование) | 2 младшая | воспитатели | |
-рисунки по теме с последующей выставкой - «Огонь!» (пластилинография) -«Пожарная машина» (аппликация и рисование)
| старшая | воспитатели | |
-«Отчего происходят пожары?» (рисование - «Опасные предметы» (коллективная аппликация – плакат - «Пожарный» (лепка) -Рисование иллюстраций к стихотворению «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака Выставки детских рисунков «Огонь-друг, огонь – враг» Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм | Подготови-тельная к школе группа | Воспитатели Воспитатели и родители | |
«Труд» | Уборка участков от сухих листьев веток мусора в целях предупреждения пожароопасных ситуаций Изготовление макетов из бросового материала | Все группы Старшая, подго-товительная к школе группа | Воспитатели Дворник Воспитатели и родители |
«Музыка» | Развлечение по плану музыкального руководителя: «Не шали с огнем» | Все группы | |
«Чтение художественной литературы» | -Противопожарная Азбука для самых маленьких -Потешка «Тили-бом» | 1 младшая | воспитатели |
- С.Я Маршак «Пожар», «Кошкин дом», - К.Чуковский «Путаница» | 2 младшая | воспитатели | |
- Б.Житков «Дым», «Что я видел» - Е.Пермяк «Как человек с огнем подружился», «Как Огонь воду замуж взял» -С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» - Г.Циферов «Жил на свете Слоненок» -Т.Фетисов «Куда спешит пожарная машина?» - О.Сенатович «Осенний пожар» -Е Павлова «Нужные машины» | Старшая и подготовитель-ная группы | воспитатели | |
«Физическая культура» | НОД: -«Мы ребята славные – пожарные удалые» -«Пожарные на учении» -«Юные пожарные» Подборка игр и упражнений по данной тематике | 2 младшая Старшая Подготови-тельная к школе группа Все группы | Инструктор по ФИЗО |
Взаимодействие с семьями воспитанников
Структура взаимодействия с родителями
Вовлечение родителей в
Просветительская и в жизнедеятельность
профилактическая работа ДОУ
- информационное обеспечение - конкурсы
- стендовая информация - выставки
- консультации - экскурсии
- информационные ширмы - изготовление макетов
- папки-передвижки - беседы о профессии пожарных
- памятки ( личный опыт)
- буклеты
Приложения
1. Презентация «Фотоотчет по обучению детей правилам пожарной безопасности»
2. Методическая копилка:
- видеофильмы по пожарной безопасности
- демонстрационный материал
- дидактические игры и пособия
- конспекты организованной образовательной деятельности
- подвижные игры
- материалы по работе с родителями
- художественное слово.
Используемая литература
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008
- Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности .М.: Скрипторий 2003,2007
- Иванова Т.В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011
- Каминская Н.В. Чудесные спички.//Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006
- Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2008
- Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.: Центр педагогического образования, 2008
- Пидручная С. Огонь-наш друг, огонь-наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006
- Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007
- Подольный Р. Как человек огонь приручил. М.: Малыш, 1981
- Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006
- Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: Вако, 2005
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2008
- Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2008
- http://festival.1 september.ru
- Сайт : Детский портал «Солнышко»
- Сайт : Материнство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по пожарной безопасности " Эти спички - невелички"
Проект, совместно разработанный с пожарной частью...
Проект по пожарной безопасности в средней группе на тему: «Спичка – невеличка, а огонь – великан»
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Но не все детские забавы безоп...
Проект по пожарной безопасности «Спички - это не игрушки» в средней группе
Проект по пожарной безопасности «Спички - это не игрушки»в средней группеАктуальность: Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности ...
Конспект занятия по пожарной безопасности во второй младшей группе «Спички не тронь — в спичках огонь»
В дошкольном возрасте очень важно формировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действ...
Конспект занятия по пожарной безопасности во второй младшей группе: "Спички не тронь, в спичках- огонь!
В современном мире никто не застрахован от стихийных бедствий. Именно пожары возникают из-за детской шалости: любознательность малышей приводит к их играм со спичками, бытовыми электроприборами, легко...
Отчет проекта по пожарной безопасности в подготовительной группе " Ты запомни навсегда - спички это не игра!"
Познавательно- исслеждовательский проект направлен на формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению пожарной безопасности....
Конспект по пожарной безопасности в средней группе Тема: Спички не тронь, в спичках- огонь!
Дать понятие о том, какую опасность таят в себе спички....