проект по пожарной безопасности "Знает сын и знает дочка: спичкам - НЕТ и это точка!"
методическая разработка по теме

проект по пожарной безопасности в ДОУ для всех возрастных категорий "Знает сын и знает дочка: спичкам - НЕТ и это точка!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр Развития Ребенка детский сад № 18»

ПРОЕКТ

по обучению детей дошкольного возраста

 правилам пожарной безопасности

«Знает сын и знает дочка: спичкам – НЕТ и это точка!»

Разработали:

Челышева А.Ю. – заместитель заведующей по УВР

Маркова А.В. – воспитатель II квалификационной категории

Владимир - 2013

Пояснительная записка.

 В связи с приказом  Управления образования администрации города Владимира от 24.09.2012 г. № 1423-п в нашем ДОУ была создана творческая группа по разработке проекта по обучению детей пожарной безопасности. Авторами данного проекта являются:   заместитель  заведующей по УВР  Челышева А.Ю., воспитатель подготовительной группы  Маркова А.В., инструктор по ФИЗО Папурина И.М. Проект реализовывался в рамках месячника пожарной безопасности с 1 по 30 ноября 2012 года во всех возрастных группах дошкольного учреждения .

Проект посвящен актуальной проблеме  воспитания у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе, как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание открывать что-то новое  часто ставят детей перед  реальными опасностями.  Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция – он от страха прячется в укромный уголок, вместо того, чтобы покинуть  опасное место, позвать на помощь…  Подсчитано: на тысячу пожаров – сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожара, возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.

Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно.  Детям разрешают  играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от возможной трагедии. Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.

Цель проекта

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта:

  1. Воспитательные:

 - воспитывать ответственность за свои поступки;

 - воспитывать чувство осторожности и самосохранения;

 - воспитывать чувство уважения к труду пожарных.

  1. Развивающие :

- развивать у детей навыки основы пожарной безопасности;

- развивать интегративные качества личности дошкольника

( любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности);

-формировать определенные знания и умения ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

  1. Обучающие:

-  познакомить детей с профессией пожарных,  раскрыть значимость их труда;

- познакомить с литературными произведениями по пожарной безопасности;
-  обучение детей навыками правильных действий в случае пожара.

Принципы реализации проекта:

- принцип системности: систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;

-принцип интеграции: интегрированный подход к организации процесса обучения с учетом возрастных особенностей детей;

- принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;

-принцип взаимодействия с семьями воспитанников: показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта;  вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Субъекты проекта:

  1. Дети от 2 до 7 лет
  2. Воспитатели
  3. Родители

 Ожидаемые результаты:

- овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара

- осознанное выполнение правил противопожарной безопасности

- изменение отношения родителей к данной проблеме

- наработка, обобщение и систематизация накопленного опыта

Срок реализации проекта: 4 недели

Этапы: 

название

сроки

содержание

Подготовительный

этап

1я неделя

- разработка  Положения об участии в смотре-конкурсе

- разработка плана проведения месячника

- подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике.

-подготовка дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности дошкольников

- обновление предметно-развивающей среды.

Основной

этап

2-3я недели

- реализация запланированных мероприятий

Заключительный

этап

4я неделя

- предоставить результаты и итоги проекта

-обобщить и распространить наработанный материал

Интеграция образовательной области «Безопасность»

с другими образовательными областями

Образовательные

области

Содержание

Возрастные

категории

Ответственные

«Познание»

НОД:

«Огонь добрый, огонь  злой»

«Спички детям не игрушка»

«Кто такой пожарный?»

1 младшая

воспитатели

 «Осторожно, опасно!»
«Спичка – невеличка»

«Огонь – друг, огонь – враг»

2 младшая

воспитатели

«Пожарная безопасность в лесу»

«Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем»

«Пожарные – люди отважные»

старшая

воспитатели

«О правилах пожарной безопасности»

«Знакомство со службой 01»

«Чтобы не было беды – лучше правила учи»
«Почему поезд бывает пожарным?»
«Электрические приборы в доме»

Подготовитель-ная к школе  группа

воспитатели

- беседы:

 «Огонь – наш друг»

«О пользе огня в жизни человека»

«Отчего происходят пожары»

«О труде пожарных»

«Действия при пожаре»
« Как люди овладели огнем»

       все группы

воспитатели

родители

- рассматривание иллюстраций, плакатов по теме «Пожарная безопасность»


все группы

воспитатели

- экспериментирование:

«Какие предметы горят быстрее?»

«Чем можно потушить огонь»

старшая

воспитатели

«Огонь – живой!»

«Водой масло не потушишь»

«Пожары загрязняют воздух»

«Опасная свеча»

подготовитель-ная к школе группа

воспитатели

Конструирование пожарной техники из бумаги, конструктора, природного материала и т.д.

все группы

«Коммуникация»

НОД:
- Заучивание стихотворений, потешек по теме

- Загадки по правилам пожарной безопасности


1-ая младшая

воспитатели

- Заучивание стихотворений, загадок, пословиц по теме

-Рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова к сказке «Кошкин дом»

-Рассматривание игрушки и составление описательного рассказа «Пожарная машина»

2-ая  младшая

воспитатели

- Заучивание стихотворений, пословиц, загадок по теме

- Загадки по правилам пожарной безопасности

- Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

- Составление творческих

рассказов по теме

- Загадки по правилам пожарной безопасности

старшая

воспитатели

-Составление рассказов с заданными словами по картинкам(по серии картинок)

-Моделирование, разбор ситуаций

-Постановка  театрализованного представления «Кошкин дом»

- Театр на фланелеграфе «Рассказ о неизвестном герое»

подготовитель-ная к школе группа

воспитатели

Презентация книгоиздательской продукции:

- «Про машину»

- «Огонь – это опасно»

- «Огонь – друг, огонь – враг»

- «Костры»

- «Несчастный случай»

- «Царство спичек»

- «Как Змей Горыныч огонь тушил»

- «Уроки безопасности»

- «Знаки противопожарной безопасности»
Беседы по рисункам детей
Работа со схемами по эвакуации (составление собственных схем)

Старшая и

Подготовитель-ная к школе группа

Воспитатели родители

«Социализация»

Экскурсии: 

- экскурсия по детскому саду

- экскурсия в кабинет ОБЖ

-Экскурсия в пожарную часть № 3

-Экскурсия в пожарную часть №1

Дидактические игры:

- «Где чья машина?»

- «Кому что нужно для работы?»

- «Хорошо – плохо»

- «Четвертый лишний»

- «Опасные соседи»

- «Если случится беда»

- «Что нужно для пожарного щита?»

- «Что сначала – что потом»

- «Если возник пожар»

- «Чудесные спички»

- «Что на картинке?»

- «Какие действия могут привести к пожару?»

- «Это я, это я, это все мои друзья!»

- «Как избежать неприятностей»

- «Чрезвычайные ситуации в доме»

- «Огонь – друг, огонь – враг»

- «Пожарная мозаика»

- «Что необходимо для тушения пожара?»

- «Собери картинку»

- «Огонь помощник и разрушитель»

- «Собери пожарную машину»
-  Лабиринты «Спасаем зайчика», « Малыш в опасности», «Безопасный путь»
- «Разложи по полочкам «

- «Опасно- не опасно»

 - «Друг-враг»

Сюжетно-ролевые игры :

- «Маша попала в беду»

- «На приеме у врача»

- «Готовим машину к рейсу»

- «Не играй со спичками – это опасно «(игровая ситуация)

- «Я – пожарный»

- «Пожарная машина спешит на помощь»

- «Пожарные на ученье»

- «Спасатели»

- «Подготовим машину»

Подвижные игры:

-«Огонь»

-«Костер»

-«Тушим пожар» (с песком)

-«пожарные на учении»

-«Спасатели»

-«Перенеси предмет»

-«Прела-горела»

-«После пожара»

-«Смелые пожарные»

-«Что нужно при пожаре»

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете в игровом уголке

-«Расставь противопожарные знаки»

-«Какие места в квартире опасны?»

-«Пожар в подъезде»

-«Твои первые действия при пожаре»

-«Если в квартире дым»

-«Горит автомобиль» и т.д.

Развлечение :

- Показ детьми подготовительной к школе группы театрализованного представления «Кошкин дом»

-Познавательная викторина «Огонь в сказке»

-Блиц-турнир «Пожарная безопасность»

 Просмотр мультфильмов «Уроки осторожности»

«Кошкин дом»

«Рассказ о неизвестном герое»

1-2 младшие

Старшая гр.

Подготовитель-ная группа

Подготовительная группа

Все группы

Все группы

Все группы

Старшая

Подготови-тельная

Все группы

воспитатели

узкие специалисты

родители

воспитатели

Воспитатели

«Здоровье»

Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи при ожогах

Практическое занятие: «Осторожно! Угарный газ!»

Практическое занятие: «Эвакуация и порядок ее проведения при пожаре»

Старшая и подготовитель-ная группы

Воспитатели, медсестра, заместитель заведующей по УВР, заведующая ДОУ

«Художественное творчество»

НОД:

- «Помоги зайке» (рисование на манке)

1 младшая

воспитатели

- «Пожарная лестница» (аппликация)

-«Тили-тили, тили-бом! Загорелся кошкин дом!» (рисование)

2 младшая

воспитатели

-рисунки по теме  с последующей выставкой    

- «Огонь!» (пластилинография)

-«Пожарная машина» (аппликация и рисование)

 

старшая

воспитатели

-«Отчего происходят пожары?» (рисование

- «Опасные предметы» (коллективная аппликация – плакат

- «Пожарный» (лепка)

-Рисование иллюстраций к стихотворению «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака

Выставки детских рисунков «Огонь-друг, огонь – враг»

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Подготови-тельная к школе группа

Воспитатели

Воспитатели и родители

«Труд»

Уборка участков от сухих листьев веток мусора в целях предупреждения пожароопасных ситуаций

Изготовление макетов из бросового материала

Все группы

Старшая, подго-товительная к школе группа

Воспитатели

Дворник

Воспитатели и родители

«Музыка»

Развлечение по плану музыкального руководителя:

«Не шали с огнем»

Все группы

«Чтение художественной литературы»

-Противопожарная Азбука для самых маленьких

-Потешка «Тили-бом»

1 младшая

воспитатели

- С.Я Маршак «Пожар», «Кошкин дом»,

- К.Чуковский «Путаница»

2 младшая

воспитатели

- Б.Житков «Дым», «Что я видел»

- Е.Пермяк «Как человек с огнем подружился», «Как Огонь воду замуж взял»

-С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

- Г.Циферов «Жил на свете Слоненок»

-Т.Фетисов «Куда спешит пожарная машина?»

- О.Сенатович «Осенний пожар»

-Е Павлова «Нужные машины»

Старшая и подготовитель-ная группы

воспитатели

«Физическая культура»

НОД:

-«Мы ребята славные – пожарные удалые»

-«Пожарные на учении»

-«Юные пожарные»

Подборка игр и упражнений по данной тематике

2 младшая

Старшая

Подготови-тельная к школе группа

Все группы

Инструктор по ФИЗО

Взаимодействие с семьями воспитанников

Структура взаимодействия с родителями

                                                                                                 Вовлечение родителей в

               Просветительская и                                       в жизнедеятельность

            профилактическая  работа                                         ДОУ                          

                                                       

             

            - информационное обеспечение                             - конкурсы

            - стендовая информация                                          - выставки

            - консультации                                                         - экскурсии

            - информационные ширмы                                     - изготовление макетов

            - папки-передвижки                                                 - беседы о профессии пожарных

            - памятки                                                                    ( личный опыт)

            - буклеты                                                                              

Приложения

1. Презентация «Фотоотчет по обучению детей правилам пожарной безопасности»

2.  Методическая копилка:

-  видеофильмы по пожарной безопасности

- демонстрационный материал

- дидактические игры и пособия

- конспекты организованной образовательной деятельности

- подвижные игры

- материалы по работе с родителями

- художественное слово.

Используемая литература

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008
  3. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности .М.: Скрипторий 2003,2007
  4. Иванова Т.В. Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011
  5. Каминская Н.В. Чудесные спички.//Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006
  6. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2008
  7. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.: Центр педагогического образования, 2008
  8. Пидручная С. Огонь-наш друг, огонь-наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006
  9. Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007
  10. Подольный Р. Как человек огонь приручил. М.: Малыш, 1981
  11. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006
  12. Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: Вако, 2005
  13. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: Сфера, 2008
  14. Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2008
  15. http://festival.1 september.ru
  16. Сайт : Детский портал «Солнышко»
  17. Сайт : Материнство

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по пожарной безопасности " Эти спички - невелички"

Проект, совместно разработанный с пожарной частью...

Проект по пожарной безопасности в средней группе на тему: «Спичка – невеличка, а огонь – великан»

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Но не все детские забавы безоп...

Проект по пожарной безопасности «Спички - это не игрушки» в средней группе

Проект  по пожарной безопасности «Спички - это не игрушки»в средней группеАктуальность: Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности ...

Конспект занятия по пожарной безопасности во второй младшей группе «Спички не тронь — в спичках огонь»

В дошкольном возрасте очень важно формировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действ...

Конспект занятия по пожарной безопасности во второй младшей группе: "Спички не тронь, в спичках- огонь!

В современном мире никто не застрахован от стихийных бедствий. Именно пожары возникают из-за детской шалости: любознательность малышей приводит к их играм со спичками, бытовыми электроприборами, легко...

Отчет проекта по пожарной безопасности в подготовительной группе " Ты запомни навсегда - спички это не игра!"

Познавательно- исслеждовательский проект направлен на формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению пожарной безопасности....